Вера Ковалева
Родительская встреча «Готовим ребенка к ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительская встреча
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №72 «Колокольчик» города Смоленска
Родительская встреча
«Готовим ребенка к ДОУ»
Подготовила : педагог-психолог
Ковалева В. И.
2018 г.
Уважаемые мамы и папы!
Сегодня будем говорить с вами о самом сложном периоде в жизни ребенка - это «Адаптация к детскому саду». Родители должны понимать, что дошкольное учреждение – это первая ступенька социализации малыша (то есть вписания личности ребенка в структуру общества). Потом будет школа, потом институт и т. д.
Публикация «Родительская встреча „Готовим ребенка к ДОУ“» размещена в разделах
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс).
Существует фазы, степени адаптации, которые даже заносятся в медицинскую карту ребенка.
ФАКТОРЫ, ОТ КОТОРЫХ ЗАВИСИТ ТЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА:
1. возраст ребенка; (рекомендуется отдавать в два года)
2. состояние здоровья;
3. уровень развития;
4. умение общаться со взрослыми и сверстниками;
5. сформированность предметной и игровой деятельности;
6. приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
ПРИЧИНЫ ТЯЖЕЛОЙ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА:
1.- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;
2. - наличие у ребенка своеобразных привычек;
3. - неумение занять себя игрушкой;
4. - несформированность элементарных культурно - гигиенических навыков;
5. - отсутствие опыта общения с незнакомыми взрослыми и детьми.
Как же меняется поведение ребенка, которое является нормальным в период адаптации.
Основные особенности нормально текущего периода адаптации
Нарушение настроения
Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость, гневливость, агрессивные проявления у других (продолжительность от недели до 1,5 месяца)
Нарушение сна
Дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать пере сном; утром же их трудно бывает разбудить в нужное время. Некоторые дети не могут заснуть днем в детском саду, переутомляются и быстро засыпают вечером. Другие перевозбужденные, не могут успокоиться до 22-23 часов. Недостаток сна сказывается на самочувствии детей практически сразу и оказывает комплексное негативное влияние на нервную систему (продолжительность – от 1до 2 месяцев).
Нарушение аппетита
Дети начинают хуже есть по той причине, что в детском саду им начинают предлагать непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус.
(продолжительность от 1 недели до месяца)
Понижение иммунитета
Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ, реагируют на переохлаждение, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии; легко заражаются друг от друга (продолжительность от 2 до 10 месяцев, у некоторых чуть дольше).
Нарушение поведения
Дети как бы возвращаются на более ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся более примитивными, не могут оторваться от мамы даже дома, начинают бояться чужих людей. У некоторых наблюдается утрата навыков самообслуживания, гигиенических навыков (они не просятся на горшок, испытывают затруднения при необходимости помыть руки и т. д.) (продолжительность – от 1 недели до 2 месяцев).
Специалисты (психологи, педагоги и медики) считают, что острая Фаза адаптационного периода может длиться от двух недель до 6 месяцев. Только примерно у 40% детей период адаптации проходит легко.
Это все теория, а с чем же вы столкнетесь на практике!
Обычно первые два, три дня малыш ходит в детский сад с удовольствием, а на четвертый, поднявшись с постели, начинает горько рыдать (кататься по полу, визжать, упираться, не даёт надеть на себя вещи, твёрдо заявляя, что в садик он сегодня не пойдёт! Терпение ваше на исходе. Кажется, проще всего - лечь рядом и тоже зарыдать от бессилия что-либо изменить. Неумолимо идёт приближение рабочего времени, и вы решительно сгребаете орущего дитя в охапку и. бегом! В раздевалке ребёнок яростно цепляется за вас, воспитатель пытается уговорить, отцепить извивающее тело от мамы, а вы чувствуете себя чуть ли не преступницей. Вырвавшись от ребенка, вы ходите под окнами и, слышите, что ваш ребёнок успокоился и. как ни в чём не бывало, играет с другими детьми. Что же это такое?
А это не значит, что сначала ему было хорошо, а потом вдруг стало плохо или его обидели. Это естественная, адекватная реакция нормального ребё нка на осознание ситуации: новые стены, новые люди, а мама меня почему-то оставляет (раньше такого не было). Если вы не запаникуете и не станете устраивать слёзных проводов, то такая поведенческая реакция пройдёт в течение пяти, максимум десяти дней. Всё, что от вас требуется на этом этапе, - не показывать малышу своего беспокойства, своих переживаний (помните, ребёнок всё читает по вашим глазам). Дальше идёт осторожная воспитательная работа педагогов.
Отводить в сад лучше всего менее эмоциональным членам семьи. Обычно это папа. С папой расставание проходит не столь болезненно, по - деловому: сказал «надо» идти и не плакать, значит надо; пообещал, что мама придёт после сна, значит непременно придёт.
В первые две недели ребёнка лучше оставлять не на полный день, а на несколько часов, постепенно увеличивая время. Не обманывайте плачущего утром малыша, обещая что, уйдёте на минуточку и вернётесь. Этим вы обрекаете его на напряжённое ожидание до самого вашего прихода! Честно скажите, что заберете, когда он покушает (поспит, поиграет или погуляет). Главное - придите, когда обещали.
При выраженных невротических реакциях не посещайте учреждение несколько дней.
Главное убедитесь в собственной уверенности, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Очень часто неготовыми оказываются сами родители
В этот период полезно помнить следующее – наши сомнения саду порождают сомнения в душе самого ребенка. Не нервничайте сами и не показывайте свою тревогу накануне поступления в детский сад или в случае, если он заболел: ребенок фиксирует родительские способы реагирования и включает их в собственную модель и стиль поведения.
Поэтому ваш лозунг на стене, в спальне: " Мой малыш готов, он справится!", а мысль "отдавать – не отдавать", не возвращается.
Таким образом, важное решение принято и вы начинаете готовить вашего малыша к этому поворотному моменту в его жизни.
Что же должны сделать родители, чтобы привыкание к детскому саду прошло быстро и безболезненно?
1. Пробудить интерес у ребенка. Говорить о детском садике всегда только эмоционально приятные слова. "О! Вы там будете вместе играть! О! Там столько игрушек! Там так весело и интересно! Когда я был маленьким и ходил в детский садик … (далее следует интересная веселая история про ваше садовское детство). Когда ты подрастешь, ты сможешь туда ходить.
2. Готовьте к временной разлуке с вами (оставляйте почаще с родственниками, и давайте понять, что это потому что он уже большой.
3. Обязательно организовывайте общение ребёнка с другими детьми и взрослыми (на прогулке, дома и в гостях).
4. Наберитесь терпения и постарайтесь научить кроху самостоятельно кушать, по силам и возможности надевать вещи, мыть руки, пользоваться носовым платком. Чем шире будет диапазон самостоятельных возможностей вашего ребенка, тем лучше. (особенно это касается бабушек)
5. Режим дня такой же, как в саду, хотя бы за 2 недели до поступления. Поэтому заранее уточните эти моменты.
То есть, надо рано вставать, вовремя принимать пищу ( 4-х кратно и согласно возрасту: в меню присутствуют запеканки, творожники, ленивые вареники, щи, разные супы, разнообразные каши - не только быстро растворимые, тушеная капуста, кисели, компоты, какао и т. д.). Необходимо приучить ребёнка пить кипячёное молоко (даже с пенками). Помните, что обед состоит из трёх блюд. Не надо наливать двойную порцию супа и исключать второе блюдо. Прогулки и дневной сон организовать необходимо тоже по времени.
6. Повышайте иммунитет – это витаминотерапия, закаливание (дача, прививки от гриппа.
7. Ну и ни в коем случае не пугайте ребенка детским садом, детским домом и. т. д.
8. Когда ребенок уже посещает детский сад, не сидите с ним в группе, на улице,- подумайте о других детях, которые только привыкли быть без мамы.
Легче всего привыкают дети, у которых нет альтернативы. Также дети, которые идут от нянь, а не от бабушек, дети т. е. те дети, у которых отсутствует устойчивый эмоциональный контакт - привязанность к матери или у которых есть братики и сестрички.
Наблюдения показывают, что мальчики хуже адаптируются чем девочки, они более привязаны к матери, более ранимо реагируют на разлуку с ней.
Еще хуже себя чувствуют в новых условиях флегматики, гораздо легче холерики. Флегматики не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, поесть, собраться на прогулку и т. д.
Тяжело адаптируются дети являющиеся единственными в семье, поздние дети, чрезмерно опекаемые родителями, привыкшие к исключительному вниманию, не имеющие навыков самообслуживания.
Конечно, мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации.
Страдает малыш, вместе с ним страдают и все домашние, нелегко и воспитателям группы видеть переживания маленького человечка.
Для того чтобы облегчить эту ситуацию потребуются усилия всех взрослых, окружающих малыша.