Евгения Булычева
Городской спортивный квест «Лесная азбука»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Организация двигательной активности детей на свежем воздухе. Расширение представлений педагогов о формах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Приобщение родителей воспитанников к деятельности ДОУ, направленной на укрепление физического здоровья детей.
Оздоровительные задачи:
• способствовать оздоровлению детей и взрослых, формировать основы здорового образа жизни;
• обеспечить оптимальную двигательную активность;
• создать положительный эмоциональный настрой всех участников.
Образовательные задачи:
Темочки:
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
• совершенствовать двигательные навыки и физические качества воспитанников, содействовать развитию общей выносливости, быстроты, ловкости, пространственной ориентации;
• развивать познавательную активность, закреплять знания о природе родного края;
• повышать интерес к туристской деятельности, расширять элементарные туристские умения и навыки.
Воспитательные задачи:
• поддерживать интерес к подвижным играм на свежем воздухе;
• развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде, формировать эмоционально положительные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Дата проведения: сентябрь 2017 г.
Место проведения: горсад.
Участники: ДОУ № 8, 16, 17, 18, 21, 36 (дети подготовительных групп).
Персонажи:
- турист Ерема (инструктор по физкультуре д/с № 18);
- турист Фома (инструктор по физкультуре д/с № 16);
- Лесовичок (воспитатель д/с № 21);
- Кикимора (воспитатель д/с № 16);
- Спасатель МЧС (воспитатель д/с № 18);
- Лесная Фея (воспитатель д/с № 36);
- Емеля (воспитатель д/с № 17);
- Айболит (воспитатель д/с № 8).
Музыкальное сопровождение: д/с № 2.
Медицинское обслуживание: д/с № 18.
Оборудование: костюмы персонажей, палатка, импровизированный костер, котелок, карты-маршруты, грамоты, медали, угощение (чай, печенье, медицинская аптечка, фотоаппарат, магнитофон, фонограммы туристский песен.
Оборудование для станций:
- схемы костров, поленья для костра;
- набор знаков «Правила поведения в лесу», длинная веревка, мусор (пластиковые бутылки, коробки и др., большая корзина, свисток;
- компас, свисток, короткие веревочки (по 2 шт. на участника);
- магнитофон, фонограммы с голосами животных и звуками леса;
- бассейн с водой, мусор (пластиковые бутылки, коробки и др., сачки, корзины;
- елочки пластиковые – 4 шт., набор карточек «Лекарственные и ядовитые растения».
Оборудование для промежуточных заданий:
- елочки искусственные – 6;
- туннель;
- обручи – 10;
- шнур длинный – 2;
- кочки – 10;
- дуги – 3.
ХОД.
Команды выстраиваются по периметру площадки. К ним под походную песенку, напевая, выходят два туриста.
Турист 1.
Привет, друзья!
А вот и я!
Я – весёлый турист. Зовут меня Ерема.
Турист 2. А меня Фома. А сейчас назовите и вы свои имена (дети называют свои имена). Очень хорошо, приятно познакомиться!
Турист 1.
У нас в разгаре новый день
Прогони скорее лень!
Спать кончай, глаза протри!
Поход спортивный впереди!
Турист 2.
Подходи скорей, народ!
Но тот отправится в поход,
Кто с физкультурой дружит
И никогда не тужит.
Турист 1.
Если утром ты зарядку
Делать все же ленишься,
То в походе от неё
Никуда не денешься!
Звучит музыка. Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Музыкальная туристская разминка «В поход пойдем»
Турист 2.
Рюкзак возьмем - в поход пойдем,
Потом на лошади верхом.
Река - на лодке поплывем,
Гора - мы на нее взойдем.
Гляди, куда мы забрались,
На парашюте прямо вниз.
Куда нас ветер понесет?
Хотите вновь пойти,
Хотите вновь пойти,
Хотите вновь пойти в поход?
(разминка повторяется 3 раза).
Турист 1.
С трудной задачей
Вы справились ловко,
Есть у вас сила,
Есть и сноровка!
Каждый весел и здоров
И в поход идти готов!
А что в поход с собой берём,
Если мы туда идём?
Игра «Что нужно для похода»
Турист 2.
Очень быстро отвечайте,
Но, смотрите, не зевайте!
Называю я предмет,
Он подходит или нет?
Турист 1.
Если «да» — в ладоши хлопни,
Если «нет» — ногою топни,
Землю здесь не провали.
Все понятно? Раз, два, три!
Турист 2.
Котелок, утюг, расческа,
Пылесос, сачок и соска,
Вездеход, бинокль, духи,
Две засушенных блохи.
Турист 1.
Носовой платок, подушка,
Ласты, мяч, коньки и клюшка,
Молоток, веревка, нож.
Ну, а соль с собой возьмешь?
Спички, гвозди, сала шмат.
Вот и собран наш отряд!
Турист 2. У туристов есть свои праздники, они называются туристическими слётами. Участники слёта соревнуются друг с другом, организуют разные игры, поют песни у костра. Предлагаю вам организовать настоящий туристический слёт, который посвящен Всемирному дню туризма. Этот праздник ежегодно все туристы отмечают 27 сентября.
Турист 1. Сегодня вы должны проявить свои лучшие качества и выполнить много разных заданий. Вам в помощь эти карты. Тот, кто правильно пройдет маршрут, найдет фрагмент мозаики, которую нужно будет собрать.
Капитаны команд получают карты.
Турист 2. Во время пути вас ждет много интересного. Желаем вам удачи и интересных приключений! Итак, еще раз проверим вашу готовность.
Туристская речевка
Турист 1.
Кто шагает с рюкзаком?
Дети. Мы, туристы!
Турист 1. Кто со скукой не знаком?
Дети. Мы, туристы!
Турист 1. Нас вперед ведут…
Дети. Дороги!
Турист 1. Наш девиз:
Дети. «Всегда вперед!»
Турист 1. Эй, ребята!
Дети. Тверже шаг!
Турист 1. Что турист берет в дорогу?
Дети. Песню, ложку и рюкзак!
Турист 1. Кто отстал?
Дети. Не отставай!
Турист 1. Кто устал?
Дети. Не унывай!
Турист 1. Кто идти захочет с нами
Дети. Нашу песню запевай…
Под песню «Вместе весело шагать» дети расходятся на этапы. Начинается путешествие по станциям, на которых дети выполняют задания.
Переходя с этапа на этап, дети преодолевают различные препятствия.
Промежуточные задания между станциями:
- «Проберись через лесную чащу» (бег змейкой между елочками);
- «Пройди горную пещеру» (пролезание в туннель);
- «Переправа через болото» (прыжки из обруча в обруч);
- «Перепрыгни ручей» (прыжки в длину с разбега через препятствие);
- «Перешагни кочки» (бег с перешагиванием препятствий);
- «Проберись под кустами» (пролезание под дугами).
Станция «Костровая»
Лесовичок встречает детей со связкой поленцев.
Лесовичок.
Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Это я – седой старик.
Называют – Лесовик.
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.
А, ну-ка, ребятки,
Отгадайте загадку…
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Но с собой не понесешь (костер).
Лесовичок. А вы костры в лесу разжигаете? (Дети отвечают).
Из-за непогашенного костра в лесу может случиться беда — пожар, в котором гибнут деревья, растения и животные. Даже если костер затушили, на его месте девять лет ни одна травинка не вырастет, так долго земля залечивает ожоги. Поэтому ради забавы жечь костер в лесу нельзя. Но бывают случаи, когда без костра просто не обойтись, например, во время многодневных походов. Ведь туристам нужно согреться, приготовить еду, высушить вещи. Однако чтобы огонь был надежным другом и помощником, необходимо соблюдать правила обращения с ним. А вы знаете, как правильно разводить костер? (Ответы детей).
Лесовичок (обобщает ответы):
Правила разведения в лесу костра:
• Костер всегда должен разводить только взрослый.
• В ветреную погоду, на сухой траве, камнях, вблизи хвойных деревьев костры жечь нельзя.
• Место для разведения костра должно быть тщательно подготовлено: лопатой нужно снять верхний слой почвы с насекомыми и корнями растений.
• Для дров нельзя ломать живые деревья. Для поддержания огня используют собранные на земле сухие ветки.
• Перед уходом костер нужно хорошо залить водой или засыпать землей.
Ребята, а вы знаете, что костры бывают разные? Например, если туристам ночью нужно освещение, они разжигают костер - «шалаш»: поленья укладывают шалашиком (Лесовичок показывает карточку). Такой костер очень хорошо освещает площадку лагеря. На нем можно и пищу приготовить. Но чаще всего туристы разводят костер - «колодец». По внешнему виду он напоминает колодезный сруб. Его используют для приготовления пищи, обогрева и сушки вещей. Еще один вид — «звездный» — это долго горящий костер. Для его поддержания толстые сухие бревна выкладываются звездочкой или веером и поджигаются. По мере их прогорания бревна подталкиваются к центру.
А теперь давайте проверим, хорошо ли вы запомнили виды костров.
Игровое задание «Сложи костер по схеме»
Участники делятся на 3 подгруппы. Лесовичок раздает им картинки разных видов костров, по которым юные туристы должны сложить такой же костер, потом назвать его вид.
Лесовичок. Молодцы! Вы справились с заданием. Помните, ребята, настоящий турист никогда не будет разводить костер без необходимости. Ведь туристы любят и берегут природу. И вы тоже берегите природу! Удачи вам!
Станция «Бережем природу»
Детей встречает Кикимора.
Кикимора (ворчит).
Кто шумит в моем лесу?
Ничего я не пойму.
Кто вы? Как вас звать-величать? Куда путь держите?
Давайте-ка знакомиться, друзья,
Все зовут Кикиморой меня.
Я жительница этого леса. Мои друзья — растения и животные. Они не умеют разговаривать, а значит, и не могут защищать себя. Иногда, гуляя в лесу, люди даже не задумываются, что, не желая того, могут навредить природе. Поэтому нужно знать, как правильно вести себя в лесу: что можно делать, а чего делать нельзя. Ребята, а вы как думаете, что можно делать в лесу? (Ответы детей).
Совершенно верно. А чего делать не нужно? (Дети высказывают свои предположения).
Давайте вместе разберемся, что может навредить природе. У туристов есть специальные знаки, попробуйте догадаться, что они означают.
Игровое задание «Советы туристу»
Дети расшифровывают значение туристских знаков.
Получив ответ, Кикимора читает стихотворение, посвященное знаку.
На природе отдыхали,
Много ели и играли.
Мусор весь мы соберем
И с собой его возьмем.
Ведь полянка — чей-то дом,
Пусть порядок будет в нем!
И лягушку, и жучка,
В паутинке паучка,
Бабочку и муравья
Не обидим ты и я!
Деревце, цветок и куст
Радуют всегда нас пусть!
Не сорвем и не сломаем,
Что они живые, знаем!
Молодцы! Помните эти правила, ребята, и тогда природа всегда будет радовать вас своей красотой.
Игра «Собери мусор»
На земле чертится круг, который наполняется мусором (пластиковыми бутылками, коробками, одноразовой посудой, мятыми газетами и т. д.). В его центр ставится большая корзина. Дети бегают по кругу, по сигналу (свистку) каждый участник берет один предмет и бросает его в корзину. Движение возобновляется до тех пор, пока весь мусор не будет собран.
Кикимора. Дорогие мои, какие вы молодцы! Весь мусор собрали. Всех вас успела полюбить, даже жалко расставаться. Но пора! Меня-то, Кикимору лесную, не забывайте, почаще навещайте!
Станция «Спасательная»
Юных туристов встречает Спасатель МЧС.
Спасатель МЧС. Здравствуйте, ребята! В походе может произойти все что угодно. Например, кто-то заблудится в лесу. Как вы думаете, как надо вести себя в таком случае? (Ответы детей).
Прежде всего, не следует бояться. Страх — плохой помощник. Нужно постараться как-то о себе заявить. Но если долго и громко кричать, то быстро устанешь или сорвешь голос. В такой ситуации поможет свисток, ведь свистеть намного проще, чем кричать «ау». Так что свисток обязательно нужно брать с собой в поход.
Есть еще одна незаменимая вещь для туриста. Без нее в лесу делать нечего.
Мне везде найти дорогу
Помогает верный друг.
Точно он всегда покажет:
Это — север, это — юг. (Компас)
Интересно, а вы умеете пользоваться компасом? (Дети отвечают).
А я сейчас проверю, как вы по нему ориентируетесь.
Игровое задание «Ориентирование»
Юным туристам дают компасы. Они должны определить, где находится север, юг, запад и восток.
Спасатель МЧС. А если у вас с собой нет компаса, по каким природным явлениям и приметам можно определить стороны горизонта? (Ответы детей). Да, совершенно верно, по солнцу и звездам, по мху на деревьях, по расположению муравейников и многим другим лесным приметам можно определить стороны горизонта.
Молодцы! Ребята, вы уже поняли, что в походе нужно быть очень внимательным, не отвлекаться и не отставать от группы, и тогда точно никто не потеряется! Кстати, по дороге ко мне никто не потерялся? Проверьте, пожалуйста, посмотрите друг на друга. (Дети осматриваются).
А еще может возникнуть такая опасная ситуация – ваш товарищ провалился в яму или болото. Выручить попавшего в беду может помочь простая веревка. А чтобы она была нужной длины, надо уметь ее связать крепкими узлами.
Игровое задание «Завяжи узел»
Каждый ребенок получает две веревочки, которые необходимо быстро и крепко связать двойным узлом. Когда все дети выполнят задание, дается новая команда – кто быстрее развяжет свой узелок.
Спасатель МЧС. Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Можете продолжать свой путь! Интересных вам встреч! До свидания!
Станция «Лесная полянка»
На большой поляне детей встречает Лесная Фея.
Лесная Фея. Здравствуйте, дорогие мои! Смотрите, как красиво вокруг. Давайте присядем, отдохнем. (Дети присаживаются на траву).
Я - Лесная Фея и могу слышать удивительные звуки природы. А вы хотите послушать голоса леса? (Дети отвечают). Тогда будьте внимательны.
Игра «Лесные звуки»
Лесная Фея включает фонограмму: пение птиц, треск веток, шум листвы, журчание ручейка и т. д. Дети стараются отгадать, что услышали.
Лесная Фея. Ребята, в моем лесу живет много разных зверей и птиц. У каждого из них свой голос. Попробуйте догадаться, какое животное кричит.
Игра «Голоса животных»
Угадать, какое животное произносит звуки (рычит медведь, воет волк, квакает лягушка, кукует кукушка, ухает сова, стучит дятел, трещит кузнечик и т. д.)
Лесная Фея. Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Счастливого пути!
Станция «Ловись рыбка»
На станции детей встречает рыбак Емеля с удочкой в руке и ведром с мусором.
Рыбак Емеля.
Ой, беда, беда, беда,
Стала грязной вдруг вода.
Посмотрите, что случилось -
Наша речка загрязнилась!
Рыбкам нечем в ней дышать,
Речку нужно нам спасать.
Я пришел поймать рыбешки,
Вместо рыбы головешки,
Банки, склянки, пробки, ложки,
Ни одной живой рыбешки.
Вы, ребята, помогите,
Нашу рыбу защитите!
Игра-эстафета «Чистое озеро»
На берегу пруда стоит надувной бассейн с водой — «речка», в котором «плавает» мусор (баночки из-под йогурта, бутылки из-под воды, крышки, пробки и т. д.). Дети делятся на 2-3 команды. По сигналу первый игрок команды берет сачок, подбегает к «речке», достает сачком любой предмет, возвращается назад, кладет его в корзину, передает эстафету следующему участнику.
Емеля. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Природа вам скажет «спасибо»! Удачи вам!
Станция «Зеленая аптека»
На станции детей встречает Доктор Айболит. У него в руках карточки с изображениями лекарственных трав: подорожника, крапивы, ягод и листьев малины, календулы, полевой ромашки и др.
Доктор Айболит. Приветствую вас, друзья-туристы! Часто бывает, что в походе случаются неприятности — царапины, ушибы или укусы каких-нибудь насекомых, а врача рядом нет. Что же делать? У природы есть своя аптека, растет она под ногами. Например, подорожник или крапива помогут при порезах — приложите чистый листочек к ранке и подержите, кровь быстро остановится.
Малина полезна при простуде. Нужно просто заварить чай из ее листочков и ягод. О пользе ромашки знают все. Полевая ромашка маленькая, а ее листочки похожи на веточки укропа. Если взять несколько ее цветков, то можно приготовить настоящий лесной чай, который придаст силы и защитит от простуды даже в холодную погоду. Вам очень понравится этот вкусный лесной аромат.
Ребята, вы, конечно, знаете, что в лесу очень много комаров. Они так неприятно пищат и так больно кусают. Если вы сорвете цветок календулы и его соком смажете место укуса, то станет гораздо легче.
Вот такие полезные растения можно встретить в лесу. Но собирать и применять нужно только те лекарственные растения, которые растут в лесу, вдалеке от дорог.
Но есть в лесу и опасные для человека растения. Какие ядовитые растения вы знаете? (Ответы детей).
Игра-эстафета «Лесная аптека»
Карточки с изображением лекарственных и ядовитых растений раскладываются на земле. Участники делятся на две команды. Каждый игрок может взять только одну карточку. Первая команда выбирает лекарственные растения, вторая – ядовитые.
Доктор Айболит. Молодцы, ребята! Здоровья вам и хорошего настроения! До новых встреч!
Выполнив все задания, на конечной станции каждая команда получает фрагмент мозаики.
Затем участники собираются на площадке, где их снова встречают Туристы.
Турист 1. Все маршруты пройдены, задания выполнены. Но осталось еще одно - самое важное. Сейчас ваши капитаны должны сложить мозаику из собранных вами элементов.
Капитаны складывают картинку с изображением значка юного туриста России.
Турист 2.
Есть у туристов свой закон:
Не плачь, не ной, крепись, терпи
И друга подержи плечом,
Надёжным будь всегда в пути.
Турист 1.
Со спортом дружите, в походы ходите
И скука вам будет тогда нипочём.
Мы слет наш кончаем и вам пожелаем
Здоровья, успехов и счастья во всём.
Награждение команд грамотами, всех участников – медалями.
Турист 2.
Туристы не любят
Лежать на диване,
А любят шагать
По тропинке лесной.
Бродить по горам,
Отдыхать на поляне
И дальше идти
С рюкзаком за спиной.
Турист 1.
А вечером ловко
Поставить палатки,
Когда подступает ночная пора,
Забыть про усталость
И стёртые пятки,
И слушать гитару,
И петь у костра.
Участники поют песню «Когда мои друзья со мной».
Дети из разных детских садов подходят друг к другу, знакомятся, пожимают друг другу руки, обнимают друг друга.
Звучит песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Турист 1. А сейчас мы приглашаем вас в лесное кафе, подкрепить силы и отведать витаминного травяного чая.
Туристский слет завершается совместным чаепитием команд и фотографированием на память.