Светлана Буцкина
Тревожный ребенок
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети разные. Одни тихони, другие – забияки, третьи – задиры и шалуны. Все они нуждаются в любви, ласки и заботе. Все они достойны похвалы и поощрения. Но особенно в нашей помощи и поддержке нуждаются тревожные дети. Что такое тревожность? Как узнать имеется ли тревожность у Вашего ребенка? Как вести себя с тревожным ребенком?
Понятие «тревога» и «тревожность» имеют свое различие.
Тревога отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности ипроявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
Публикация «Тревожный ребенок» размещена в разделах
Тревожность индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека кчастым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостьюнервных процессов.
Следовательно, тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения. Тревожность – устойчивое состояние проявления тревоги.
Причины возникновения тревожности :
- Прежде всего, роль наследственности: у тревожных родителей как правело вырастают тревожные дети. Причем это происходит не только за счет передачи генов, но и через образ жизни взрослых в семье.
- Причиной тревожности у детей является обстановка в семье, чаще всего нарушение отношений с родителями. Так, в случае если родитель придерживается стиля воспитания, который можно образно назвать "диктатура", или предъявляет к ребенку завышенные требования, то велика вероятность, что, пытаясь соответствовать папиным и маминым ожиданиям и предвосхищая их недовольство, ребенок станет очень тревожным.
Аналогично могут воздействовать и конфликтная атмосфера в семье, если родители ссорятся между собой, неудовлетворенность взрослых в семье своим уровнем дохода, работой, образом жизни.
- Также может вызывать повышение тревожности развод родителей.
Особенно травматично протекает этот период, если взрослые не могут договориться между собой, и непоследовательны в своем поведении. Например, если папа обещает завтра пойти с дочерью в парк, но потом пропадает на неделю, решая свои проблемы, или если мама, когда подходит время встречи с папой, начинает убеждать девочку, что ей нужно сегодня подготовиться к занятиям вместо полноценного досуга с отцом.
-Возникнет тревожность у детей в семьях, где нет согласия между взрослыми по вопросам воспитания или их действия спонтанны и непоследовательны.
- Тревожность может возникать, если за короткий промежуток жизни ребенка произошло много перемен, к которым ему приходится адаптироваться.
- Тревожность может сопровождать какие-то серьезные эмоциональные расстройства, физическими или психическими заболеваниями. Если есть основания подозревать возможность такой причины, то лучше проконсультируйтесь у специалистов.
Основные правила профилактики тревожности и помощи тревожному ребенку.
1. Повышать самооценку ребенка.
Конечно, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Что можно делать:
• Называть ребенка по имени.
• Хвалить ребенка :
- хвалите в присутствии других людей;
- главное, похвала должна быть искренней, т. к. дети очень остро реагируют на ложь;
- ребенок обязательно должен знать, за что его хвалят, хвалить просто так нельзя;
- хвалите даже за незначительные успехи, для ребенка эти успехи важны.
• Учитывайте возможности ребенка, не требуйте от него больше, что он может выполнить. Помогите ему лишний раз, окажите поддержку.
• Откажитесь от слов унижающих достоинство ребенка («осел», «дурак» «баран» и т. д.)
• Ни в коем случае не сравнивайте своего ребенка с другими! Сравнивайте достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.
2. Формировать умение управлять своим поведением.
Как правило, тревожные дети не говорят о своих проблемах открыто, иногда даже скрывают их. И если ребенок говорит, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.
Желательно поговорит с ребенком о его чувствах, переживаниях в волнующих ситуациях. Показать, что смелый не тот, кто ничего не боится, а тот, кто умеет преодолевать свой страх. Такие беседы помогут ребенку понять, что и у других людей существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.
Сочиняйте вместе с ребенком сказки. Это научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И если даже он приписывает их вымышленному герою, то это помогает снять эмоциональное напряжение внутреннего переживания и в какой- то мере успокоит ребенка.
Играйте с ребенком. В игре ребенок учится управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Например, игра в «Школу», где «грозный» учитель (мама) ведет урок. Ребенок в такой игре отрабатывает навыки ответа у доски на уроке такого педагога.
3. Снятие мышечного напряжения.
• Релаксация под спокойную, приятную музыку отдыхает ребенок, рядом должен быть взрослый.
• Игры на телесный контакт.
Массаж.
- Просто растирание тела (особенно напряженными у тревожных детей бывает живот, шея, голова – отсюда и частые головные боли);
- Ласковые прикосновения;
- «рисование» на спине.
• Снятие напряжения с помощью дыхания.
- «глубокое дыхание» — глубоко вздохнуть, задержать дыхание, счет до 5, медленный выдох.
1. Большой психологический словарь. — М. : Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. 2003.
2. Краткий психологический словарь. — Ростов-на Дону: «ФЕНИКС». Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.