Ирина Соболева
Гимнастика пробуждения, или Сказки наяву
▼ Скачать + Заказать документы
Автор:
Соболева Ирина Валерьевна
г. Белая Калитва
2013 г.
Гимнастика пробуждения или сказки наяву.
В наше время гимнастика пробуждения после дневного сна прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место. Пробуждение – является одним из важнейших моментов способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для организма.
Публикация «Гимнастика пробуждения, или Сказки наяву» размещена в разделах
Гимнастика пробуждения после дневного сна это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, и при правильном руководстве имеющих оздоровительный характер.
Ведь после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна, а также от степени утомления организма в целом. Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма. Ведь во второй половине дня дети участвуют в непосредственно-образовательной деятельности, которая требует от них определённых волевых усилий для общения. Однако нервная система еще не готова это воспринять.
Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить переход от состояния сна к состоянию бодрствования. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. Они стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему. Чем больше этих сигналов, тем больше повышается активность нервной системы.
Процессы возбуждения в нервной системе стимулируют:
• звуковые сигналы (например, музыка,
• зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный,
• импульсация от различных органов тела (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом).
Таким образом, чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования необходимо, прежде всего:
• включить музыку,
• раздвинуть шторы, для поступления солнечного света,
• открыть форточку, обеспечив доступ в помещение холодного воздуха,
• выполнить комплекс физических упражнений на основные мышечные группы,
• вдохнуть чистый, свежий воздух, используя дыхательную гимнастику,
• и в заключение использовать коррекционную, оздоровительную ходьбу по дорожке здоровья (ходьба по ребристой дорожке, по мешочкам с наполнением – косточки, каштаны, голыши; спортивные коврики с шипами и т. д.).
Длительность гимнастики после дневного сна может быть 7-15 минут.
Это определяется возрастом детей, состоянием здоровья и индивидуальными биологическими ритмами организма. Не рекомендуется применение в гимнастике после сна силовых упражнений и упражнений на выносливость. Наиболее простым способом оценки адекватности выбранной нагрузки является самочувствие после гимнастики. Если в результате выполнения комплекса упражнений ребёнок ощущает себя хорошо, у него прекрасное настроение и самочувствие, значит, нагрузка была достаточной.
В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка.
Наиболее простыми, доступными пониманию, запоминанию и исполнению ребенка 2-4 лет являются комплексы гимнастики после дневного сна, представленные в игровой, сюжетно-ролевой форме.
Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п. Главное правило — исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.
В заключительной части гимнастики пробуждения после дневного сна проводится коррекционная работа по профилактике плоскостопия на дорожке здоровья.
Регулярность выполнения оздоровительных упражнений – залог здоровья наших детей. Поэтому мне хотелось бы поделиться своим опытом работы по проведению гимнастики пробуждения после дневного сна в младшей группе, которую я разработала по методике Н. Н. Ефименко.
Конспекты разработаны с учётом годовой тематики планирования. В основу гимнастики положены следующие принципы:
• непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;
• постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;
• тематическое построение занятий;
• возрастная адекватность направлений физического развития;
• сказочный сюжет происходящего события, в основу которого положены русские народные потешки и загадки, потешки и песенки кавказских народов нашей страны, стихотворения российских авторов.
Некоторые свои рифмованные четверостишия были вставлены мною в сюжет повествования с целью создания единого стихотворного стиля. Ведь дети 3 - 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Потому что устное народное творчество – это способ кодирования и передачи важной информации. В сказках, песенках, играх скрыты богатства народной мудрости: правила поведения, герои-эталоны и отрицательные примеры, духовные ценности и меткие наблюдения над жизнью. Но не только иносказательное содержание делает народное творчество таким ценным для воспитания. Сама форма привлекает малышей: яркая, метафоричная, с интересными сюжетами, напевностью, загадками, игрой слов. Чтение сказок вслух, пение колыбельных, загадывание загадок и потешные стишки способствуют развитию фонематического слуха у ребенка (правильно слышу – правильно говорю, пополняет его словарь, прививает культуру речи и обогащает знание грамматики родного языка. Разные жанры помогают всесторонне развивать малыша.
Перспективный план гимнастики пробуждения
после дневного сна
для детей 2-4 лет.
Время года Месяц Тема По мотивам…
Осень сентябрь Ладушки Русских народных потешек
Дождь авторское
октябрь Тучки авторское
Осень Стихотворений Л. Яхнина
ноябрь Петушок Русских народных потешек
Котенька коток Русских народных потешек
Зима декабрь Снег-снежок Стихотворений
И. Лопухина,
М. Зощенко
Заинька Русских народных потешек
январь Ножки Кабардино-балкарских и дагестанских народных песенок
«Топ-топ», «Маленькие ножки»
февраль Кораблик Азербайджанских народных песенок
Воробушки Стихотворений
В. Звягина
Весна март Матрёшки Стихотворений
Э. Медведева
Весна Стихотворений
Г. Ладонщикова «Медведь проснулся»,
М. Буруян «Ручейки»
апрель Птицы Русских народных загадок
Насекомые Стихотворений
В. Письмок «Чудный дом», Е. Фейерабенд «Шмель»
май Цветы Стихотворений
А. Серова «Ландыш»,
Е. Фейерабенд «Мак»
Цветы авторское
Лето июнь Лето красное Стихотворений
И. Суриков «Лето»,
Е. Трутнева «Земляника»
Бабочки проснулись авторское
июль Медвежата авторское
август Лето Стихотворений
С. Городецкий «Лето»
Земляника авторское