Ольга Коптева
Опыт работы ДОУ по физкультурно-оздоровительному направлению. Гимнастика пробуждения
▼ Скачать + Заказать документы
Наш детский сад работает как учреждение с приоритетным осуществлением физкультурно – оздоровительного направления. Кроме того, мы являемся городской экспериментальной площадкой. Каждое утро работа в группе начинается с разминки на прыгалках, манипуляций с мячом, самостоятель- ных спортивных игр. В группе есть укомплектованный физкультурный уголок, включающий: мячи трех размеров, массажные мячи, роликовые массажеры, кегли, городки, обручи, прыгалки, гимнастические палки, кольцебросы, баскетбольные кольца, вертушки, султанчики, кольца с лентами, бадбинтон, игры «Ловушка», «Кто быстрее», двуручные прыгалки, канат, хоккейные принадлежности, настольный футбол, баскетбол, легопласт, мешочки с песком, летающие тарелки, щит и детские ведерки для метания мячей в цель, маски и шапочки для организации подвижных игр, платочки для игры в «Жмурки» и «Узнавайки». Утренняя гимнастика начинается в форме музыкальной разминки с включением в нее разнообразных шаговых, прыжковых, беговых, маховых, ползательных, галопных, подскоковых вариаций. Затем включаются подтягивающие упражнения, упражнения для мышц шеи, рук, туловища, ног, в том числе и стоп, помогающие увеличить подвижность суставов, эластичность мышц, гибкость позвоночника, нормализацию тонуса. Обязательной во время утренней гимнастики является практика дыхательных упражнений с чередованием спокойных и интенсивных вдохов и выдохов, всхлипывающие дыхания, элементов гимнастики Стрельниковой и Бутейко, задержек дыхания, диафрагмального дыхания. В заключительную часть утренней гимнастики включены упражнения для глаз, самомассаж ушных раковин, массаж кистей рук. После выполнения упражнений дети «встряхивают» разные части тела, освобождаясь от напряжения, говорят волшебные слова о гимнастике и берут в руки «надувалочки». «Надувалочками» могут служить надувные индивидуальные игрушки (без ограничительного возвратного клапана) или индивидуальные пластиковые бутылки из – под газированных напитков. В них насыпаются конфеты, а в прорезь пробки вставляется трубочка для коктейля. Если дуть в трубочку при неплотно закрытой крышке, в бутылке получается салют; 5 – 10 выдохов способствуют не только улучшение вентиляции легких и повышению кислорода в крови, но и улучшению настроения. Пробуждение детей проводиться в бесконтактном режиме, с помощью музыкальной шкатулки – будильника.
Публикация «Опыт работы ДОУ по физкультурно-оздоровительному направлению, Гимнастика пробуждения» размещена в разделах
- Гимнастика после сна. Пробуждающая гимнастика, побудка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Для постепенности, аккуратности тактичности запуска всех жизненно важных процессов организма, после длительной статической – вынужденной позы сна прямо в пастелях с детьми проводиться гимнастика пробуждения. Ее основными составляющими являются: потягивающие упражнения, статические позы йоги – асаны, имитирующие позы животных, дыхательная гимнастика, включающая позитивную настройку организма ребенка на здоровье, радость, красоту.
Комплекс упражнений гимнастики пробуждения можно использовать достаточно длительное время(2 – 3 месяца, постепенно вводя по одному упражнению или одну из асан с интервалом две – три недели. Желательно все упражнения выполнять с максимальной дозировкой на растягивание мышц. Особое внимание уделяется всем фазам дыхания. Нагрузка корректируется с учетом возраста ребенка и его физического состояния. Такую гимнастику приятно выполнять под классическую музыку.
Ранний возраст.
Улетели сны в окошко, убежали по дорожке,
Ну, а мы с тобой проснулись и, проснувшись, улыбну-
лись.
Открывай один глазок, открывай другой глазок,
Будем мы с тобой сейчас делать «потягушки»,
Лежа на подушке.
Потянули одеяло, прячемся в него сначала,
Отгибаем не спеша, вместе ищем малыша.
Для того чтобы научить детей просыпаться (не все дети это любят и умеют делать спокойно, можно периодически играть с ними в прядки под одеялом. Затем садимся в кроватки и «раздвигаем» руками потолок, чтобы увидеть солнышко. Поочередно тянемся то правой, то левой рукой вверх, при этом проговариваем: «Потягушечки – просыпушечки».
Тянем ручки, тянем ушки,
Ручкой облачка достали и немного выше стали!
Что головку разбудить, надо шейкой покрутить.
Делаем различные покачивания, вращения.
Чтобы ручки разбудить, хлопать будем их учить.
Справа, слева, и вверху, за спиною и внизу.
Хвостик спрячем на подушке, делать будем мы вертушки.
Дети делают повороты к подушке, лежащей у них за спиной, ищут «хвостик». Для поддержания интереса можно заглядывать то справа, то слева под подушку.
А куда же делись ножки? Как пойдем мы по дорожке?
Одеяло мы подняли, сразу ножки побежали.
Раз, два, три! Ну – ка, ножки, догони!
Дети сидя приподнимают ноги и делают упражнение «Ножки бегают».
На живот перевернулись, в воду быстренько нырнули.
И поплыли, как могли! Если сможешь - догони!
Лежа на животе приподняв голову, глядя на воспитателя, дети работают руками и ногами – спина получает прогиб назад, одновременно напряжены мышцы верхнего и нижнего пояса.
А теперь мы все – собачки.
На коленочки встаем.
Воспитатель показывает детям, как встать на четвереньки (колени – ладони).
И виляем все хвостом.
Можно поворачивать таз вправо – влево, можно поднимать одну ногу вместо хвоста (как более сложный вариант исполнения).
А теперь мы с вами – зайки: из кроватки вылезайте,
Становитесь босиком и попрыгайте легко.
Дыхательные упражнения после гимнастики пробуждения обязательны, так как она помогает активизировать лимфатическую, эндокринную, сердечно – сосудистую и нервную системы.
Зайки нюхают цветы, как умеешь нюхать ты:
Носиком вдохнули (делаем носом вдох,
Ротиком подули (3 – 4раза).
Солнышко вдыхаем, сон выдыхаем.
Улыбку вдыхаем – «Капризки» выдыхаем.
Здоровье вдыхаем – болезнь отпускаем!
Старший возраст.
Звучит музыка. Дети откидывают одеяло, садятся в постели, скрестив ноги, или встают на колени.
Взрослый комментирует упражнения.
- Беремся кистью одной руки за кисть другой. Поднимаем руки вверх, стараясь увести их подальше за голову, делаем небольшой прогиб назад грудном отдели позвоночника, голова не закидывается.
- С небольшим наклоном сначала вправо, а затем влево подтягиваем боковые мышцы туловища, тянем в себя выпрямленными вверх руками то за одну руку, то за другую.
- Согнутые в локтях руки поднимаем до уровня плеч и максимально разводим назад, закидывая голову на спину и сводя лопатки. (Такое потягивание в любом возрасте и в любой ситуации при длительных вынужденных статических позах запускает в организме механизм компенсации работы сердца и сосудов.) Удерживать несколько секунд максимальной точке.
-Активизация работы мышц шеи : покачивание головой вперед – назад, вправо – влево 3 – 4 раза; вращение головой из наклона вперед, затем на право, назад, налево 2 – 3раза. Те же движения – в обратную сторону.
-Из положения сидя : ноги выпрямлены вперед и слегка развернуты, одну руку отставляем в упоре назад и, опираясь на нее, приподнимаем таз до образования прямой линии с ногами, противоположная рука выпрямляется вверх. То же – с другой руки.
-«Дерево на горе» : лежа на спине, пятки подвигаем к ягодицам, руки укладываем параллельно туловищу. Опираясь на плечи, руки и одну из стоп поднимаем одну из ног, вытягивая пальцы стоп «до потолка» или «разгоняем стопой тучи». Такие же упражнения выполняем другой ногой.
- «Королевская кобра» : лежа на животе, ноги сгибаем в коленях, пальцы обеих стоп сводим вместе, колени слегка разводим в стороны, кисти рук – у груди. Опираясь на кисти рук, прогибаем спину, стараясь соединить голову и стопы (удержать в максимальной точке).
- Дыхательная гимнастика.
После выполнения упражнений дети не просто идут в умывальную комнату, а отправляются в путешествие по неровной дорожке (массажному коврику с различной плотностью и выпуклостью рельефа; части коврика: гороховые, пробковые, лего, травка, трубчаты, пуговичные, шунгитно – каменные, тряпочные, теплые, холодные).
Процедуры умывания и обтирания охватывают все части тела.