Наталья Носаева
Фотоотчет о работе с педагогами онлайн в режиме самоизоляции
▼ Скачать + Заказать документы
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-521465-1589461360.jpg[/IMG]
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Публикация «Фотоотчет о работе с педагогами онлайн в режиме самоизоляции» размещена в разделах
учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с
приоритетным направлением художественно-
эстетического развития воспитанников «Колосок» п. Ленина
Оренбургского района Оренбургской области
Выступление на методическом обьединении педагогов -психологов
Оренбургского района: «Таинство Куклотерапии- как один
из методов арт-терапии»
Педагог-психолог
Носаева Наталья Вячеславовна
2020 г.
Ритуал приветствие.
Педагог -психолог : Здравствуйте уважаемые коллеги! Я очень рада всех вас видеть. Нашу встречу я бы хотела начать с небольшого упражнения.
Упражнение.
Педагог-психолог : У меня есть вот такой вот замечательный мяч (показ мяча, я хочу чтобы вы назвали свое имя и поделились, что же хорошего уже произошло с вами за сегодняшнее утро? С каким настроением вы пришли сегодня на работу?
Коллеги по кругу передают мяч, называют своё имя и рассказывают про свое настроение.
Педагог-психолог : Спасибо, мне было очень приятно узнать о начале вашего дня.
II часть Теоретическая.
Педагог-психолог : Коллеги, скажите, а вы играете в куклы?
Какие виды кукол вы знаете?
Коллеги: дают свои ответы (пальчиковые, перчаточные, куклы- марионетки и т. д.).
Педагог-психолог : Правильно, молодцы.
Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок - родитель. Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой, и сверхъестественными возможностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет.
Аналогичные обряды есть и у нас - народов России. Существует такая легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчить страдания сына, сделал разноцветных куколок из различных листочков и развесил их по избе. Сын увидел их, попросил есть и начал выздоравливать.
1 СЛАЙД.
Педагог-психолог : Как вы уже сказали, существуют различные виды кукол. Они расширяют кругозор ребенка, снимают психологическую напряженность, улучшают звукопроизношение, помогает заговорить. Моя коллега Зарина Музафаровна говорила о сказкотерапии, поэтому мы подробнее остановимся на куклотерапии.
2 СЛАЙД
Куклотерапия - метод комплексного воздействия на детей, предполагающий использование кукол и театрализованных приемов для профилактики и коррекции эмоционально-личностных проблем у ребенка.
Анны Фрейд (дочь Зигмунда Фрейда) посвятила всю свою жизнь детям, создав детский психоанализ, а по существу - детскую психотерапию. Именно она в детской психотерапии применяла методы куклотерапии.
3 СЛАЙД
В последние годы куклотерапия начинает приобретать вес среди многих известных методов, применяемых для предупреждения и преодоления детских страхов. Работа с куклой в психологии творчества позволяет отделить страх и ребенка: это не он боится, а, например, любимый мишка или ослик. В этом случае ребенок выступает в роли храброго защитника своей любимой игрушки. Дополнительное преимущество данного метода заключается в том, что игра с куклами привлекательна для детей дошкольного и младшего школьного возраста сама по себе. А значит, уже в детстве у ребенка может появиться верный друг и надежный защитник в лице куклы.
4 СЛАЙД
Функции и задачи куклотерапии перед вами на экране.
коммуникативная — формирование эмоционального контакта детей в коллективе; релаксационная — снятие эмоционального перенапряжения;
воспитательная — психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
развивающая — развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д., моторики;
обучающая — обогащение информацией об окружающем мире.
5 СЛАЙД
Коррекционно- воспитательные задачи:
Развитие познавательной сферы ребенка.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы.
3. Формирование коммуникативных навыков.
4. Обогащение представления об окружающем мире.
5. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
6. Активизация и развитие речи.
7. Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
8. Коррекция отношений в системе ребенок-родитель
6 СЛАЙД
В куклотерапии используются такие варианты кукол
куклы - марионетки,
пальчиковые куклы,
теневые куклы,
веревочные куклы,
плоскостные куклы,
перчаточные куклы,
ростовые куклы.
III часть: Практическая.
7 СЛАЙД + демонстрация педагога-психолога.
Куклы марионетки
Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая — руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции, а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении находится герой куклы).
8 СЛАЙД+ демонстрация педагога-психолога
Пальчиковые куклы
Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.
9 СЛАЙД+ демонстрация педагога-психолога
Теневые куклы
Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы. Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол. используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы. Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.
10 СЛАЙД+ демонстрация педагога-психолога
Верёвочные куклы
Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.
11 СЛАЙД+ демонстрация педагога-психолога
Плоскостные куклы
Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.
12 СЛАЙД+ демонстрация педагога-психолога
Перчаточные куклы
Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.
13 СЛАЙД. + демонстрация педагога-психолога
Ростовые куклы
Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.
14 СЛАЙД.
Куклы могут «рассказать» и «объяснить» то, к чему дети не прислушиваются, если им говорят об этом в быту: о необходимости мыть руки, чистить зубы, убирать постель и т. д. В исполнении кукол даже простые истины становятся более понятными и доходчивыми.
Создание куклы — важный этап для начала терапии. Пока она делается, важно расспрашивать малыша, почему он нарисовал ей такое лицо, почему у неё именно такие волосы, одежда. Это даст ответы на первичный вопрос — каково исходное психологическое состояние малыша. После того как кукла будет готова, ребё нок должен научиться ею управлять: покажите ему, на что она способна, как она двигается, как говорит, пусть малыш попробует продемонстрировать это сам.
Далее, идёт самый трудный этап — этап её «оживления», кукле нужно дать имя, вместе с малышом придумать, кто она, где живёт и чем занимается, какой у неё характер. После этого можно смело придумывать разные сценки для домашних спектаклей.
Смастерила куклу
Я на день рожденья.
Это просто чудо,
Радость и везенье.
Бросила игрушки,
Только с ней играю,
Обо всём на свете
С Милой забываю.
Я кормлю и мою
Милую подружку,
Спать кладу в кроватку
Милу на подушку.
Мы гуляем с куклой,
Делаем зарядку,
Вместе привыкаем
С Милою к порядку.
Куклу берегу я,
Я её лелею.
С ней я стала лучше,
Стала я добрее
15 СЛАЙД. Изготовление кукол.
И вот сегодня каждый из вас сможет создать свою куклу из обычных фасовочных пакетов. (Показ выполнения куклы).
Педагог-психолог : Я, предлагаю вам сделать их вместе со мной. Самый простой вариант изготовления куклы- это из пакетов. Для ее изготовления нам понадобятся: разноцветные пакеты в данном случае желтые, розовые и голубые, и маленькие резиночки. Берите уважаемые коллеги кто какой цвет захочет. Обратите внимание уважаемые коллеги на разноцветные пакеты, а именно голубенькие. Как вы думаете почему? (ответы).
Правильно, гендерное воспитание. Некоторые из вас может захотят сделать куколку мальчика. Чтобы и мальчики тоже участвовали в сюжетно-ролевых играх.
Итак, приступаем. Берем цветной пакет, выделяем серединку на голову и закрепляем резиночкой. На рукавах резиночками оформляем ладошки. Делаем туловище и тоже закрепляем резиночкой. Аккуратно расправляем юбочку.
Молодцы, какие красивые у нас получились куколки.
Такие замечательные и простые куклы мы можем делать с детьми быстро и просто, как в индивидуальной работе, так и в групповой, подгрупповой. Этими куклами мы можем украсить группу, создав выставку.
Так же, дети могут использовать созданные ими куклы в свободной игре и забрать их домой на память.
Значит, мы можем сделать вывод: Благодаря куклотерапии значительно быстрее исчезают речевые недостатки, страхи. В ходе самостоятельной деятельности дети объясняют своим куклам, как должен работать язык, губы при произнесении отдельных звуков. Игры с куклами помогают ребенку не только преодолевать речевые трудности, но и самосовершенствоваться, став коммуникабельным, эмоциональным, адекватным в игровой среде. У детей улучшаетсяь память, речь, расширяется познание. Они, не стесняясь, выражают свои эмоции. Учатся передавать свое настроение, интонацию. Посредством куклотерапии гасится агрессивность.
Дети нуждаются в постоянном общении. Куклотерапия позволяет расширить границы общения, круг интересов, знаний.
Педагог-психолог : предлагаю коллегам поделиться своими ощущениями от проделанной работы.
Какие эмоции вы испытывали делаю свою куколку?
Какое настроение у вас преобладало?
Каждый из вас может продиагностировать себя с помощью диагностики, которую я предлагаю вам в буклетах, т. е. проанализировать себя. С помощью такой диагностики мы можем и на своих занятиях диагностировать детей.
Педагог-психолог : Сегодня вы очень хорошо потрудились и создали необыкновенных кукол. Спасибо вам уважаемые коллеги!