Тамара Сергеева
Фотоотчет об участии в Большом региональном сетевом фестивале «Курагод казачьих традиций. Устное народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Фотоотчет об участии в Большом региональном сетевом фестивале
«Использование ИКТ на занятиях в ДОУ, как средство повышения мотивации учебно-воспитательного процесса на примере Большого регионального сетевого фестиваля «Курагод казачьих традиций»
«Устное народное творчество»
«…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». К. Д. Ушинский
Темочки:
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фотоотчеты
- Темочки
Одной из важнейших задач, стоящих перед обществом в настоящие время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками многими поколениями и закрепленный в произведениях народного искусства.
В дошкольном детстве идет активное накопление нравственного опыта. И от того что видит и слышит ребёнок с рождения, будет зависеть его мировоззрение, отношение к окружающему миру и к себе.
Исходя из выше изложенного следует, что устное-народное творчество является очень значимым материалом для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивающее их социальное развитие и гармоничное формирование их личности в целом.
Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, рождающим личность. Поэтому, мы с удовольствием приняли участие в Большом этнокультурном сетевом марафоне «Курагод казачьих традиций».
Участие в марафоне мы осуществляли с использованием информационных технологий, что помогало нам разнообразить и повысить эффективность познавательного процесса за счет высокой степени наглядности. При проведении таких занятий активизируются психические процессы воспитанников: внимание, восприятие, память, мышление.
Пословицы и поговорки Дона - зеркало жизни, населяющих его людей, отражение жизненных укладов, установок, опыта, особенностей психологии и языка представителей донского казачества. «На Дону пословица недаром молвится», - говорят казаки – донцы. При прохождении мартовского марафона «Масленица», дети ближе познакомились с казачьими народными пословицами и поговорками: Казаку честь – за Родину лечь. Казаки в бою не робеют – любого врага одолеют. Казак дружбу соблюдает : коня в беде не бросает. Невесело на свете жить, коли не с кем дружить, и другие. Мы с детьми рассуждали над смыслом этих пословиц, учились быть терпимее, добрее.
Ребята с интересом познакомились с одной из форм народного творчества – загадывание загадок. Ведь сколько интересных загадок у донцов- казаков.
Это творческое поле для разработки презентаций. Их тематика была разнообразной: «Загадки казаков», «По горам, по долам, ходит шуба да кафтан», «То блин, то пол блина, то та, то эта сторона».
Апрельский марафон позволил нам коснуться двух больших праздников Благовещенье и Пасха. Знакомясь с праздником Благовещенье, дети узнали много примет об этом празднике, с удовольствием учили казачьи заклички. Казачьи народные песни, пословицы, приговорки, прибаутки – ведь это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
При знакомстве со светлым праздником Пасха, для детей были проведены интерактивные экскурсии в «Музей пасхальных яиц», «Казачья утварь». Благодаря чему, дети видели весь процесс в динамике. Они имели возможность разглядеть предметы фольклора в деталях, наблюдали за их формами, красками.
Дошкольники познакомились с казачьими пасхальными традициями, научились делать пасхальные сувениры, смогли почувствовать, как приятно делать подарки своими руками.
Все это активизирует дошкольников, формирует интерес к миру фольклора и представление об изучаемой теме, стимулирует на поиски дополнительной информации.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Много интересного дети узнали о казачьих обрядах праздника Троица при просмотре презентации «Как казаки Троицу встречали», слайды которой содержали фотографии, иллюстрации, музыкальные файлы с песнями донских казаков.
«Живые» иллюстрации августовского марафона, познакомили участников команды с народными приметами, связанными с тремя Спасами, которые бытовали у донских казаков. Проведенные мероприятия позволили детям увидеть ценности казачьего фольклора, его красоту, величие, значимость…
Октябрьский марафон «Покров» вдохновил наставников и ребят на театрализацию казачьей осенней приметы – «Если до Покрова избу не починить, то не будет тепла». Использовали казачьи слова. В процессе подготовки узнали много новых пословиц и поговорок о народном празднике Покров. Например: «На Покров худоба ищет кров», «Батюшка Покров натопи наш курень без кизяка и дров». Узнали много примет на Покров: Откуда на Покров ветер дует – оттуда и придут первые морозы, Снег на Покров – зима будет снежная и холодная и другие.
СПознание детей начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек, потешек. Работая по празднику «День Матери-казачки», ребята ближе познакомились с данным жанром детского фольклора. У детей обогатился словарный запас новыми словами: колыбель, люлька, зыбка. В компьютерной презентации «Казачья колыбельная песня», сначала рассмотрели иллюстрации, а затем прослушали звуковой файл, содержащий колыбельную песню.
Отношение к семье, к своему роду – очень важная сторона казачьей культуры и ценность эта выражалась в культе матери и отца. Дети росли на бабушкиных песнях и сказках, в атмосфере любви и доброго народного юмора.
Формы ИКТ, которые мы используем в работе со своими воспитанниками:
• глобальная сеть Интернет (иллюстративный материал, текст, анимации, аудио и видеоматериалы); Сайты: margo@d-seminar.ru, www.maam.ru, https://www.prodlenka.org, https://nsportal.ru
• информационные носители (CD, DVD, флэш–накопители и т. д.);
• аудиовизуальное оборудование (компьютер, ноутбук, ЖК-телевизор);
• мультимедиа (обучающие, развивающие компьютерные программы и игры, презентации).
Применение компьютера в образовательной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации процесса образования, развития творческих способностей и созданию благополучного эмоционального фона. При создании компьютерных презентаций учитываем психические и физические особенности детей дошкольного возраста.
В своей работе используем следующие компьютерные игры, программы:
- развивающие игры - игры, направленные на формирование и развитие у детей общих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития;
- обучающие игры - это игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько задач ;
- игры-экспериментирования - цель и правила игры скрыты в сюжете или способе ее управления. Для достижения успеха в решении игровой задачи, ребенок должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия, что и является ключом достижению общего решения игровой задачи;
- компьютерные диагностические игры - игры, развивающие, обучающие, экспериментирования, можно считать диагностическими, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач, стилю игрой действий смогут многое сказать о ребенке.
- игры-забавы - в таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития. Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микро мультика».
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать НОД эмоционально окрашенной, привлекательной, вызвать у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности деятельности, позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Во время НОД с использованием информационно-компьютерных технологий у ребё нка формируется:
•мелкая моторика;
•оптико-пространственная ориентация;
•зрительно-моторная координация;
•воображение;
•творческое мышление;
•абстрактное мышление;
•кратковременная и долгосрочная память;
•внутренний план действий.
Использование компьютерных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность. Активизация творческого мышления способствует пониманию истинно прекрасного, потребности приобщения к ценностям народного искусства, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию наших предков.