Тамара Сергеева
Фотоотчет об участии в Большом региональном сетевом фестивале «Курагод казачьих традиций. Устное народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Фотоотчет об участии в Большом региональном сетевом фестивале
«Использование ИКТ на занятиях в ДОУ, как средство повышения мотивации учебно-воспитательного процесса на примере Большого регионального сетевого фестиваля «Курагод казачьих традиций»
«Устное народное творчество»
«…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». К. Д. Ушинский
Публикация «Фотоотчет об участии в Большом региональном сетевом фестивале „Курагод казачьих традиций, Устное народное творчество“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Темочки
Одной из важнейших задач, стоящих перед обществом в настоящие время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками многими поколениями и закрепленный в произведениях народного искусства.
В дошкольном детстве идет активное накопление нравственного опыта. И от того что видит и слышит ребёнок с рождения, будет зависеть его мировоззрение, отношение к окружающему миру и к себе.
Исходя из выше изложенного следует, что устное-народное творчество является очень значимым материалом для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивающее их социальное развитие и гармоничное формирование их личности в целом.
Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, рождающим личность. Поэтому, мы с удовольствием приняли участие в Большом этнокультурном сетевом марафоне «Курагод казачьих традиций».
Участие в марафоне мы осуществляли с использованием информационных технологий, что помогало нам разнообразить и повысить эффективность познавательного процесса за счет высокой степени наглядности. При проведении таких занятий активизируются психические процессы воспитанников: внимание, восприятие, память, мышление.
Пословицы и поговорки Дона - зеркало жизни, населяющих его людей, отражение жизненных укладов, установок, опыта, особенностей психологии и языка представителей донского казачества. «На Дону пословица недаром молвится», - говорят казаки – донцы. При прохождении мартовского марафона «Масленица», дети ближе познакомились с казачьими народными пословицами и поговорками: Казаку честь – за Родину лечь. Казаки в бою не робеют – любого врага одолеют. Казак дружбу соблюдает : коня в беде не бросает. Невесело на свете жить, коли не с кем дружить, и другие. Мы с детьми рассуждали над смыслом этих пословиц, учились быть терпимее, добрее.
Ребята с интересом познакомились с одной из форм народного творчества – загадывание загадок. Ведь сколько интересных загадок у донцов- казаков.
Это творческое поле для разработки презентаций. Их тематика была разнообразной: «Загадки казаков», «По горам, по долам, ходит шуба да кафтан», «То блин, то пол блина, то та, то эта сторона».
Апрельский марафон позволил нам коснуться двух больших праздников Благовещенье и Пасха. Знакомясь с праздником Благовещенье, дети узнали много примет об этом празднике, с удовольствием учили казачьи заклички. Казачьи народные песни, пословицы, приговорки, прибаутки – ведь это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
При знакомстве со светлым праздником Пасха, для детей были проведены интерактивные экскурсии в «Музей пасхальных яиц», «Казачья утварь». Благодаря чему, дети видели весь процесс в динамике. Они имели возможность разглядеть предметы фольклора в деталях, наблюдали за их формами, красками.
Дошкольники познакомились с казачьими пасхальными традициями, научились делать пасхальные сувениры, смогли почувствовать, как приятно делать подарки своими руками.
Все это активизирует дошкольников, формирует интерес к миру фольклора и представление об изучаемой теме, стимулирует на поиски дополнительной информации.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Много интересного дети узнали о казачьих обрядах праздника Троица при просмотре презентации «Как казаки Троицу встречали», слайды которой содержали фотографии, иллюстрации, музыкальные файлы с песнями донских казаков.
«Живые» иллюстрации августовского марафона, познакомили участников команды с народными приметами, связанными с тремя Спасами, которые бытовали у донских казаков. Проведенные мероприятия позволили детям увидеть ценности казачьего фольклора, его красоту, величие, значимость…
Октябрьский марафон «Покров» вдохновил наставников и ребят на театрализацию казачьей осенней приметы – «Если до Покрова избу не починить, то не будет тепла». Использовали казачьи слова. В процессе подготовки узнали много новых пословиц и поговорок о народном празднике Покров. Например: «На Покров худоба ищет кров», «Батюшка Покров натопи наш курень без кизяка и дров». Узнали много примет на Покров: Откуда на Покров ветер дует – оттуда и придут первые морозы, Снег на Покров – зима будет снежная и холодная и другие.
СПознание детей начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек, потешек. Работая по празднику «День Матери-казачки», ребята ближе познакомились с данным жанром детского фольклора. У детей обогатился словарный запас новыми словами: колыбель, люлька, зыбка. В компьютерной презентации «Казачья колыбельная песня», сначала рассмотрели иллюстрации, а затем прослушали звуковой файл, содержащий колыбельную песню.
Отношение к семье, к своему роду – очень важная сторона казачьей культуры и ценность эта выражалась в культе матери и отца. Дети росли на бабушкиных песнях и сказках, в атмосфере любви и доброго народного юмора.
Формы ИКТ, которые мы используем в работе со своими воспитанниками:
• глобальная сеть Интернет (иллюстративный материал, текст, анимации, аудио и видеоматериалы); Сайты: margo@d-seminar.ru, www.maam.ru, https://www.prodlenka.org, https://nsportal.ru
• информационные носители (CD, DVD, флэш–накопители и т. д.);
• аудиовизуальное оборудование (компьютер, ноутбук, ЖК-телевизор);
• мультимедиа (обучающие, развивающие компьютерные программы и игры, презентации).
Применение компьютера в образовательной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации процесса образования, развития творческих способностей и созданию благополучного эмоционального фона. При создании компьютерных презентаций учитываем психические и физические особенности детей дошкольного возраста.
В своей работе используем следующие компьютерные игры, программы:
- развивающие игры - игры, направленные на формирование и развитие у детей общих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития;
- обучающие игры - это игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько задач ;
- игры-экспериментирования - цель и правила игры скрыты в сюжете или способе ее управления. Для достижения успеха в решении игровой задачи, ребенок должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия, что и является ключом достижению общего решения игровой задачи;
- компьютерные диагностические игры - игры, развивающие, обучающие, экспериментирования, можно считать диагностическими, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач, стилю игрой действий смогут многое сказать о ребенке.
- игры-забавы - в таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития. Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микро мультика».
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать НОД эмоционально окрашенной, привлекательной, вызвать у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности деятельности, позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Во время НОД с использованием информационно-компьютерных технологий у ребё нка формируется:
•мелкая моторика;
•оптико-пространственная ориентация;
•зрительно-моторная координация;
•воображение;
•творческое мышление;
•абстрактное мышление;
•кратковременная и долгосрочная память;
•внутренний план действий.
Использование компьютерных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность. Активизация творческого мышления способствует пониманию истинно прекрасного, потребности приобщения к ценностям народного искусства, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию наших предков.