Инна Сикорская
Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС в ДО
▼ Скачать + Заказать документы
«Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО»
Подготовила
Воспитатель МБДОУ ЦРР №58 Белочка
Сикорская И. С.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов. И мы, педагоги, знаем – всё, что мы видим в ребенке – это влияние семьи, главные воспитатели детей - это родители!
Темочки:
Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется к 7 годам, в детском саду. Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на отношении педагог-родитель, а как следствие - на воспитании наших детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одежды. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам.
• Как заинтересовать родителей в совместной работе?
• Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.
Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. Задача педагогического коллектива - заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Минюстом РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (далее ФГОС ДО).
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.
Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей - создание необходимых условий для развития ответственных, доверительных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Одинаковые формы взаимодействия с родителями неэффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор, пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Есть поговорка: «Можете подвести лошадь к воде, но не заставите ее пить». Так и с обучением. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность, дарят новое видение проблемы и мира. Задача педагогического коллектива - создать условия для плодотворного сотрудничества с родителями.
Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей и их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились.
К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны "разъяснять" родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один - детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом. Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы. В этих условиях невозможно узнать индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и контактировать, активизировать и работать сообща.
Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать
четыре основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО : познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.
I. Познавательное направление.
Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
- общие, групповые собрания;
- консультации и индивидуальные беседы;
- выставки детских работ, поделок, изготовленных вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывают интересы и способности, о которых и сами не подозревали;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов;
- совместные экскурсии;
- открытые НОД. Открытые просмотры очень много дают родителям : они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия;
- совместное создание предметно-развивающей среды;
-телефон доверия (номер заведующей и воспитателей есть у каждого родителя);
- утренние приветствия;
- почта доверия;
- семейные проекты (составление семейного древа помогает ребенку осознать себя не былинкой, одиноко растущей в поле, а членом целого рода, раскрывает родственные связи и объединяет поколения).
Информационно-аналитическое направление.
Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
По данному направлению можно проводить анкетирование, тестирование. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности детей, родителей и их требований к ДОУ.
Наглядно-информационное направление.
Цель: донести до родителей любую информацию в доступной и интересной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки. Очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
Для реализации этого направления оформляется родительский уголок,
включающий различную информацию : нормативные документы, объявления и рекламы, папки-передвижки, игры, советы, задания, продуктивную деятельность детей (рисунки, поделки) и другой практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду.
Форма работы через родительские уголки является традиционной, но она высоко эффективна для работы с родителями, если не выглядит сухо и обыденно. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.
Например:
- коллаж из детских работ не только выполненных во время НОД, но и в свободное время;
- эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл»;
- стенгазеты с фотоотчетом о проведенных мероприятиях;
- выставки детско-родительских проектов;
-ящик для предложений;
-выставка достижений «Мы гордимся» (дипломы и фотографии детей, участвовавших в конкурсах или победивших в состязаниях, занимаясь в кружках вне сада);
-почтовые ящики для Деда Мороза, для папы (на 23 февраля, для мамы (на 8 марта).
Досуговое направление.
Цель: устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
По данному направлению можно организовать:
- внеплановые праздники и досуги для родителей и с участием родителей;
- привлечение родителей к подготовке развлечений;
- знакомство детей с профессиями родителей (Гость группы – когда мама или папа приходят к детям и рассказывают о своей профессии);
- празднование Дней рождения;
- выставка семейных коллекций;
-подготовка и проведение Дней любимой игрушки, любимой книжки.
У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души. Это Дни добрых дел.
Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
Формы работы с родителями :
Общее родительское собрание.
Круглый стол по проблеме интеллектуального развития дошкольников. В нем принимают участие старший воспитатель, психолог, воспитатели групп и другие специалисты. Участники свободно общаются друг с другом. Такие заседания можно провести в каждой из возрастных групп, ставя акценты на задачах программы, по которой работает ДОУ.
Наглядные формы работы с родителями включают подготовку памяток, папок-передвижек, материала на стендах, фотовыставки и др. Например, можно подготовить для родителей в письменном виде показатели умственного развития детей по возрастам или предложить наглядный материал, на формирование памяти, внимания, воображения, мышления, а также варианты проведения дидактических игр с детьми.
Консультации для родителей могут быть устными и письменными, плановыми и неплановыми, т. е. стихийно возникающими по инициативе одной из сторон. Тематика консультаций разнообразная. Например, «Развитие представлений об окружающем», «Способы получения ребенком знаний», «Развитие инициативы детей», «Здоровьесберегающие» технологии и т. д. Письменные (заочные) консультации удобны тем, что у педагога есть время подготовиться к освещению проблемы, выявить потребности родителей в знаниях. Так, готовится ящичек или конвертик для вопросов родителей с изображенным на нем вопросительным знаком, в который они опускают записки с вопросами. Педагог обрабатывает «почту», готовит ответы на интересующие вопросы.
Устные журналы.
Эта форма может проводиться регулярно с заданными рубриками, имеющими место в том или ином журнале. Например, «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети», «Чем и как занять ребенка» и др. ; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы может дать психолог, врач и другие специалисты. Главное — сделать эти встречи не формальными, а заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, не увлекаться теорией вопроса, а преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя, и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются инновационные формы общения с родителями. Они близки и понятны нынешнему поколению родителей. Успехом пользуется демонстрация видеоотчетов с занятий, праздников, прогулок, досугов, развлечений на родительских собраниях, видеороликов из жизни детей в группе или с проведенных мероприятий, презентации образовательных программ.
Вся наша нелегкая работа направлена на установление доверительных отношений с родителями, привлечение их внимания к жизни детей в детском саду и формирование ответственного отношения к воспитанию подрастающего поколения.