Ольга Белоусова
Формы работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»
Г. ТАРКО – САЛЕ
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ТЕМА: «ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ»
Разработал :
воспитатель
О. В. Белоусова
2016
Формы работы с родителями
В настоящее время у родителей повысился спрос на системные психолого – педагогические знания. Суть запросов родителей объясняется их тревогой за успешность ребёнка в будущей учебной деятельности.
Публикация «Формы работы с родителями» размещена в разделах
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях.
Традиционная схема общения ДОУ с семьё й известна: консультации, рекомендации, родительские собрания, индивидуальные беседы. И совершенно очевиден тот факт, что традиционные формы общения семьи и ДОУ постепенно изживают себя. Большинство традиционных форм работы с семьёй в настоящее время моно рассматривать как препятствие к функционированию ДОУ в режиме развития.
В дошкольных учреждениях стали использоваться разнообразные формы сотрудничества с родителями :
- в рамках проведения досугов (совместные развлечения, праздники);
- познавательное сотрудничество (мамина школа, консультации, семинары – практикумы, мастер – классы);
- аналитическое (выпуск газет, выставки – презентации, совместные проекты, акции).
Интерактивное направление позволяет использовать оптимальные формы и методы в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьёй, а также расширить сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.
Рекомендуемые формы работы с родителями :
Поход выходного дня
Детям необходимо время для эмоциональных контактов с родителями, а родителям нужно знать как организовать эти контакты. Особенно проблема совместного семейного досуга возникает у детей, посещающих дошкольные учреждения.
Наблюдения показывают, что общение с ребёнком и его обучение не всегда требуют специальных учебных материалов. Можно использовать вещи, предметы, которые есть в каждой семье, и то окружение, что составляет типичный городской ландшафт: улица, парк, тропинка, фонтан и т. д. В этой связи способы конструктивного сотрудничества и позитивного общения с ребёнком можно реализовать через семейные маршруты выходного дня.
Правила для родителей при организации семейного маршрута выходного дня:
- станьте равноправным партнёром в детской игре;
- проживайте каждый момент жизни вашего ребёнка сегодня;
- проводите с пользой для интеллектуального развития ребёнка свободное время.
Совместный досуг помогает родителям и детям лучше узнать и понять друг друга, обеспечит позитивное эмоциональное общение.
Акция «Скоро в школу»
Успешное развитие любого детского сада предполагает проживание детьми самоценного периода детства, потому что дошкольное образование – фундамент развития ребёнка, базис его личностной культуры. Насколько основательным и крепким будет этот фундамент, настолько ребёнок сможет реализовать себя в школе. Успешность самореализации во многом зависит от того, как воспитатели подготовили детей к будущей школьной жизни. Уже в дошкольном возрасте формируются такие качества, как способность к поиску знаний и творчеству, развитое воображение, любознательность, грамотность и другие базовые способности детей.
Задача воспитателей ДОУ и учителей сделать переход детей от игровой деятельности к ученой плавно, чтобы радость игры перешла в радость учения.
При поступлении детей в школу воспитатели отслеживают результаты обучения своих воспитанников, уделяя особое внимание периоду адаптации детей к школьной жизни, вместе с учителями обсуждают успехи детей и какие – либо неудачи.
Учителя приглашаются в детский сад на праздники, воспитатели водят детей на экскурсии в школу. Такие экскурсии оставляют особо радостные впечатления у детей. Для дошкольников это возможность почувствовать себя учениками, познакомиться с учителем, со школой. Встречи с учителем настраивают детей на будущую учёбу, дети будут знать своего учителя, правила поведения в школе, с интересом готовиться стать учениками, чтобы узнать много нового, интересного, подружиться с одноклассниками.
Бывшие выпускники детского сада – частые гости у воспитателей: они приходят к ним в детский сад рассказать о своих успехах или неудачах, просто побывать в группе, поиграть с детьми, погулять на своём бывшем участке. Рассказывают школьники о своих учителях, об интересных делах в школе. Взаимосвязь педагогов детского сада и школы помогает вырабатывать согласованные взгляды на критерии готовности детей к школьному обучению, единые рекомендации учителям, воспитателям и родителям.
Нужно не забывать того, что достигнуть необходимого уровня интеллектуального развития в процессе подготовки к школе может только здоровый дошкольник, поэтому вопросам укрепления здоровья детей уделяется большое внимание. В группах должна быть создана атмосфера доброжелательности и эмоционального благополучия. Интенсивна работа в отношении оздоровления детей должна вестись с родителями, для которых должны быть организованы практикумы, совместные спортивные досуги, лектории и т. д.
Только совместная работа родителей и педагогических коллективов детского сада и школы закладывает основы успешной учёбы детей в начальной школе, помогает им в дальнейшем реализовывать себя в процессе обучения и обеспечить самореализацию в будущем.
Проект «Международный день домашних животных»
Празднование Международного дня домашних животных можно сделать одной из интересных традиций ДОУ. Разрабатывается совместный с родителями проект, в результате которого дети подробно знакомятся с особенностями жизни и среды обитания какого – нибудь определённого животного.
Участники проекта: педагоги, дети и родители всех возрастных групп.
Цель проекта: повышать информационный уровень педагогов, родителей и детей в отношении жизнедеятельности домашних животных.
Задачи проекта:
- воспитывать экологическую культуру дошкольников;
- воспитывать чувства эмпатии, сострадания к животным;
- вовлекать родителей в жизнь ДОУ;
- формировать творческую активность педагогов и родителей, их социально – личностную компетентность.
Совместная деятельность детей, воспитателей и родителей включает :
подбор иллюстраций, энциклопедий о жизни домашних животных;
включение родителей в работу по подготовке и проведению мероприятий об образе жизни и повадках животных;
чтение научной и художественной литературы про животных;
рисование и выставка рисунков детей «Мой домашний любимец»;
создание стенгазет совместными усилиями детей и родителей;
совместное проведение досуга, развлечений.
Презентация развивающей среды в первой младшей группе
для родителей вновь поступивших детей
Обучающая среда и планирование видов деятельности детей, посещающих ДОУ, должна быть построена таким образом, чтобы поощрять стремление ребёнка к самовыражению, развивать его самопонимание и чувство уверенности в себе, содействовать антономии ребёнка и его психическому благополучию. Педагог обязан уважать и учитывать индивидуальные темпы развития ребёнка.
Среда должна содействовать тому, чтобы дети стали активными инициаторами процесса обучения, который осуществляется в ходе игровой деятельности и самостоятельного исследования окружающего мира. Первая младшая группа должна быть обеспечена различными материалами для игр:
- строительными блоками и другим оборудованием для развития мелкой и крупной моторики, пространственного видения.
Этот период в жизни ребёнка требует разнообразных игрушек, необходимы детям:
- настольно – печатные игры, мозаика, игры – головоломки, сборные игрушки, конструкторы;
- принадлежности для сюжетно – ролевых игр (домашняя утварь, транспортные средства, медицинское и другое оборудование, прилавки и кассы);
- книги и дидактические материалы.
Игровая среда должна быть организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. Игровое пространство удобно и понятно для ребёнка, даёт ему возможность играть самому.
Главная задача педагогов – донести до родителей значение игры и игрушки в жизни ребёнка раннего дошкольного возраста.
Использование нетрадиционного оборудования
для игр с детьми в период адаптации детей дома*
Нетрадиционное игровое оборудование – сделано своими руками из бросового материала.
Сам процесс создания детской самодельной игрушки помогает родителям :
расширять кругозор ребёнка через знакомство с нетрадиционными игрушками – заместителями (платочек – листочек);
создавать условия для творческого самовыражения ребёнка, учитывая его индивидуальные возможности;
свободного экспериментирования (вата, бумага, шишки, пробки и пр.);
вовлекать ребёнка в разные виды игровой деятельности;
поддерживать стремление ребёнка играть с предметами – заместителями.
В период адаптации можно также использовать развивающие дидактические игры и пособия, сделанные из необычных материалов: пластиковых бутылок, крышек, прищепок, ниток и пр. Они обладают неисчерпаемыми возможностями для развития детской фантазии и творчества, полифункциональны, могут использоваться в разном возрасте, абсолютно безопасны.
Игры с простой бумагой также открывают широкие возможности для обогащения сенсорного опыта детей и развития мануальных действий. Экспериментируя с бумагой, дети сминают, комкают, складывают, разворачивают, разрывают её, знакомятся с разнообразными свойствами этого материала.
Регулярные сеансы предметных игр продолжительностью 10 – 15 минут позволяют сформировать у детей потребность в них. Взрослый, уступая инициативу, постепенно добивается того, что ребёнок начинает играть самостоятельно, приучается к дисциплине, аккуратности.
Поиграем в «Сухой аквариум»
«Сухой аквариум» - набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике, - моно предложить ребё нку в любое время: когда у него плохое настроение или ему просто нечем заняться.
Цели:
- снимать напряжение, усталость расслаблять мышцы спины, плечевого пояса;
- развивать у детей восприятие, внимание, память, мышление, воображение, творческие способности и мелкую моторику рук.
Вариант 1. «Купание» рук в сухом аквариуме, погружение в крышки кистей рук или по локоть, шуршание крышками.
Вариант 2. «Разноцветные крышки». Рассыпать крышки и ответить на следующие вопросы или выполнить задания:
Какого цвета крышки?
Разложить крышки по цвету.
Кто быстрее соберёт в тазик крышки того или иного цвета?
Много крышек помещается в тазике? И т. д.
Вариант 3. Детям предлагают рассыпать крышки и собрать, снова рассыпать и собрать, и так несколько раз. Это же так интересно!
Вариант 4. Выкладывание крышек на различные темы: «Три змейки», «Паровозик с вагончиками», «Чьи бусы длиннее?» и др. Со временем варианты усложняются, например: четыре синие, одна красная, две белых и т. д.
Вариант 5. В «сухой аквариум» помещают мелкие игрушки. Детям предлагается найти и достать определённую игрушку или собрать все игрушки.
Вариант 6. Строим пирамиды, башенки, арки, ворота и т. п.
Проектная деятельность
Проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Коллективная работа детей даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Родительский вечер «Покровские посиделки»*
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребёнка, праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребёнка; это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребёнок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Интересна форма – проведение традиционных покровских посиделок, когда, обсуждая проблемы воспитания, родители учатся делать композиции и коллажи из засушенных растений.
Неформальное проведение посиделок позволят не только высказывать своё мнение по какой-то актуальной теме, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
Эта форма совместной работы формирует родительскую позицию, повышает их активность, актуализирует полученные знания для занятий с детьми дома.