Наталья Зимнова
Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации в МДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Например, сейчас в России более 7 тысяч профессий и постоянно появляются новые.
Публикация «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации в МДОУ» размещена в разделах
Тема эта безусловно важна. Ведь от выбора профессии зависит будущее человека, его успешность и благополучие.
Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Актуальность работы по профориентации дошкольников обоснована в ФГОС ДО. Так среди задач в образовательной области
Социально- коммуникативное развитие названы:
• Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
• Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
• Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Также существует еще один нормативный документ. Он довольно старый, но до настоящего времени действующий: Постановление Минтруда РФ №1 от 27.09.1996 г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».
Согласно этому документу дошкольные учреждения в процессе реализации программ воспитания:
осуществляют психолого-социальную ориентацию детей;
проводят занятия по изучению мира труда;
развивают у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки;
формируют мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья.
Т. е. тема профессиональной ориентации дошкольников - обязательный компонент ОП МДОУ.
В нашем ДОУ работа по профориентации включена во все виды деятельности и осуществляется в различныхформах :
словесные (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
наглядные (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
практические (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
игровые (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
Мы используем различные образовательные технологии:
Технология проектной деятельности
Технология исследовательской деятельности
Опыты (экспериментирование) : «Изучaем ткань», «Эксперименты с мукой», «Опыты с бумагой», «Секреты знакомых предметов», «Шипящая вода», «Растворение сахара», «Магниты», «Из чего сделан этот инструмент?», «Проращивание зерен в песке, земле, опилках»,.
Коллекционирование: карточки «Профессии», куклы в профессиональной одежде, «Фотоаппараты разных времен»…
В ходе проектной и исследовательской деятельности мы часто используем экскурсии. Экскурсия – это важное средство развития представлений о труде взрослых, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия. Конечно же в первую очередь мы знакомим детей с профессиями, связанными с селом, сельским хозяйствоми детским садом.
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.
Информационно-коммуникационные технологии :
Мультимедийные презентации
Видео-игры
Виртуальные экскурсии: позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. С помощью виртуальных экскурсии мы отправляемся с детьми туда, где не можем побывать (Арктика, космодром, и т. д.).
Для успешной работы по данному направлению необходима хорошо организованная РППС.
Оснащение профориентированной РППС :
Подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
Подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»;
Подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
Выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых;
Оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
Материалы для сюжетно-ролевых игр.
В работе по данному направлению детский сад тесно взаимодействует с родителями. Совершенно очевидно, что работа педагогов детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Мы стараемся донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом – это фактор огромного воспитывающего значения; что ребенок, зная, чем заняты отец и мать на производстве, проникается к ним особым уважением; что вместе с этим возвышается и их авторитет в глазах растущего человека.
Приглашаем родителей, представителей разных профессий для беседы с детьми. Недавно была организована встреча с представителями династий механизаторов. Также мы сотрудничаем с нашими социальными партнерами: СДК, библиотека, ФАП.