Гузель Сафина
Формы работы родителей с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
«Формы работы родителей с детьми».
1. Вступительное слово
Добрый вечер. Я очень рада видеть вас. Рада тому, что вы, отложив все свои многочисленные хлопоты и заботы, несмотря ни на что, пришли сюда. Сегодня я предлагаю тему «Наказания и поощрения в семье», которая, как мне кажется, всегда была актуальной. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: как сделать так, что бы ребенок вас слушал, нужно ли наказывать детей? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что и как нужно хвалить ребенка?
А начнем мы с притчи
Однажды к мудрецу пришла молодая крестьянка и спросила:
Публикация «Формы работы родителей с детьми» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
— Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?
— Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал мудрец. — Если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет.
И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.
Упражнение: «Гроздь винограда»
(вырезанные из картона овалы с магнитами на обратной стороне)
У каждого из вас (и у меня) есть ягодка, поместите её в гроздь и назовите одно качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка?
- Добрым, умным и т. д.
-Посмотрите, какая яркая, красивая душа ребенка получилась у нас!
А чтобы эта гроздь не превратилась в изюм, а стала еще вкусней, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Именно от правильного воспитания в семье зависит, каким станет будущий ребё нок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный.
Я хочу процитировать психолога Дороти Лоу Нолт из книги «Революция в обучении» : «Дети учатся тому, что они видят вокруг себя…»
У нас с детьми есть игра «Доскажи словечко».
Мы тоже сейчас в нее поиграем. Я начинаю – вы продолжаете.
Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится. (порицать).
Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится. (воевать).
Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится (бояться).
Если ребенок окружен насмешками, он учится (робеть).
Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть (уверенным в себе).
Если ребенка хвалят, он учится (быть благодарным.
Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится (любить себя)
Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится (щедрости).
Интересно, в какой атмосфере живет ваш ребенок?При подготовке к собранию мы провели тест с целью выявления стилей воспитания в семье.
Результаты теста
Для того что бы вы узнали о семейном стиле воспитания, мы просили вас заполнить тест в 2 экземплярах. В Приложении 1 вы найдете ключ к тесту и его интерпретацию. Помимо стилей воспитания есть еще такое понятие как типы воспитания. В Приложении 2 вы найдете подробную информацию о типах воспитания, которых нужно избегать.
Переходим к нашей основной части.
1. Основная часть собрания
Каждого из нас беспокоит, если ребенок не слушается. Такое общение заканчивается скандалом, за скандалом следует наказание, за наказанием - взаимные обиды и потеря доверия. Эти проблемы растут, как снежный ком: родители кричат, и ребенок перестает слушать спокойную речь, родители жестоко наказывают, ребенок учится врать и изворачиваться. Только разумный баланс между строгими ограничениями и свободой действия позволит вашему ребенку гармонично развиваться. Сегодня мы поговорим о том, как вводить в жизнь ребенка требования и запреты и добиваться его послушания.
- А для начала, попробуем разобраться, «Почему дети должны слушаться?».
Понятно, что родители только выигрывают от детского послушания, а какая польза детям от того, что взрослые контролируют их поведение?
1. Умение следовать правилам – ранняя часть социализации. Дошкольники, которые не научились этому у своих родителей, будут иметь большие проблемы с адаптацией к новым условиям.
2. Чтобы малыш приобрел навыки самодисциплины.
3. Способность подчиняться правилам и следовать им, важна для развития отношений между детьми.
4. Дети действительно хотят, чтобы их контролировали. Полная свобода привлекательна, но вызывает большую тревогу у детей, безопасность и выживание которых зависит от их родителей.
5. По простым соображениям безопасности маленькие дети должны следовать правилам и быстро реагировать на указания родителей.
Дети интуитивно чувствуют, что за родительскими «нельзя» скрывается забота о них.
Соответственно возникает вопрос: если ребенок чувствует себя более защищенным в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они норовят эти правила и порядок нарушить?
Ответить на вопрос можно так, дети восстают не от правил, а от способов их внедрения.
Вопрос: А какие это способы? (Поощрение, требования, убеждения, наказания, похвала)
Условно их всех можно разделить на 2 группы.
- Перед вами лежат листочки, разделенные на две части. Предлагаю вам, написать в одной из них как вы поощряете своего ребёнка, а в другой – как наказываете. Прошу выполнить эту работу за три минуты.
- А теперь я попрошу зачитать. Если ответы совпадают, просьба вычеркивать у себя. На столе стоят весы на одной чаше написано поощрение, а на другой – наказание. Я буду класть по фишке за каждое поощрение, которое вы написали и за каждое наказание. А теперь посмотрите, какая чаша весов перевешивает.
Поощрения должны в 2-3 раза превышать наказания.
Теперь зачитайте,пожалуйста, другие способы изменения поведения.
Теперь я предлагаю вам сравнить ваше мнение с точкой зрения ребенка.
3. Просмотр отрывка занятия. Дети рассуждают о плохих и хороших поступках.
4. Что на Ваш взгляд эффективнее поощрения или наказания? (ответы)
На самом деле поощрения обладают большей эффективностью, это было замечено вначале на животных. Раньше при дрессировке использовали болевые воздействия, например, медведя ставили на раскаленную плиту и били в бубен, от боли медведь танцевал. Затем плиту убирали, а бубен оставался и медведь танцевал. Но потом обнаружили, что, давая лакомство (поощрение) можно добиться эффекта во много раз быстрее.
Но не каждое поощрение или наказание будет эффективно. Есть несколько секретов. Эти секреты прописаны. Прошу прочитайте и возьмите на заметку. Прочитайте последнюю фразу.
Т. е. с методами воздействия нужно быть очень осторожным, чтобы не ранить ребенка. Чтобы лучше в этом разобраться, давайте потренируемся в определении чувств, которые вызывают у ребенка наши наказания и поощрения.
5. Упражнение с листочками
Одной группе родителей раздаются листочки, на которых написан способ воздействия и реплика родителя.
Другой группе - необходимо сформулировать чувства ребенка, которые он испытывает, когда слышит эту реплику.
Например:
Пристыжение
Ты должен всегда уважать старших, а ты. как
Реакция ребенка (ответ другой команды) :
Я никому ничего не должен, мне кажется, что я плохой, родители мне не доверяют
Ласка, похвала
Какой ты сегодня молодец
Ответ:
Я любим, мне приятно, сделаю все, чтобы испытать это еще
Угроза
Если ты сейчас же это не сделаешь, то я.
Ответ:
Я боюсь, покоряюсь. Я проявляю враждебность к вам, ведь вы меня не уважаете. А еще хочу проверить: выполните ли вы свои угрозы или нет.
Проявление доверия и уважения
Я думаю, что ты справишься сам.
Ответ:
Мне доверяют как взрослому, приятно чувствовать себя большим
Все мы широко используем похвалу. Но похвала тоже достаточно опасная вещь. Неправильное использование данного метода может привести к захваливанию ребенка.
7. Упражнение «Правильно ли?»
Послушайте описание ситуаций. Решите, правильно ли похвалили ребёнка. Если нет, постройте фразу как нужно.
1) После утренника для родителей : «Юля, ты лучше всех пела на утреннике!»
(Преувеличенная похвала. Лучше сказать: «Сегодня ты пела действительно хорошо!»)
2) «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки сложены».
(Правильно. Перечислены конкретные поступки, которые заслуживают одобрения.)
3) Мальчик играл с другом в машинки. Пришла мама и сказала: «Какой ты сегодня молодец!»
(Неясная похвала. Надо объяснить, почему, например: «Я рада, что ты прибрал комнату!» или «Я рада, что вы дружно играйте!»)
4) «Ты у нас такой умница! Настоящий помощник! Что бы мы без тебя делали!»
(Ребёнка «захваливают». Лучше сказать: «Ты много работал сегодня. Всё сделал, как было надо») .
8. Обратите внимание на построение фраз.
Среди них можно выделить «Ты – высказывания» и «Я – высказывания». Что это такое? Под похвалой ребенку мы понимаем обычно предложения со словом «Ты» : «Ты такой смелый!» «Ты молодец!» «Ты мне так помог!»
Более действенна похвала с Я-посланием: «Я очень горжусь тобой!» «Я очень рада!». Обычная похвала показывает ребенку: «Мои родители видят, что я хорошо что либо делаю». А похвала с Я-посланием: «То, что я делаю, очень важно моим родителям. Мое поведение вызывает у них хорошие эмоции. Мы одно целое». Такая похвала создает близость.
Аналогичная ситуация и с наказаниями.
«Ты – высказывания» - такие фразы, где встречаются местоимения «ты», причём они создают впечатление вашей абсолютной правоты и неправоты другого человека. В результате ребёнок чувствует, что он плохой, и обижается.
«Я – высказывания» - это когда вы говорите лишь о том, чего вы хотите, что чувствуете. Этот способ решать проблемы менее конфликтен.
«Я – высказывание» лучше начать с нейтральной констатации поступка, которое вас не устраивает. Затем следует описание ваших чувств, переживаний по этому поводу. Затем в вежливых неагрессивных выражениях расскажите, чего бы хотели вы. При этом используйте такие обороты, как «мне бы хотелось», «я была бы рада» и др.
Чтобы добиться пользы от похвалы или словесных наказаний, необходимо «Ты – высказывания» в своей речи поменять на «Я – высказывания» Овладеть данной техникой поможет Приложении 4
(включается спокойная музыка - родители читают приложение 4)
Теперь я приглашаю вас встать в круг, что бы мы смогли поиграть в игру «Перевертыши». В серединку круга, я посажу детей (кукол). Когда родители используют «Ты – высказывания», они, образно говоря, повернуты спиной к детям, не видя его переживаний и чувств. Повернитесь, пожалуйста. Вы сможете повернутся к детям лицом, когда исправите, написанное на этом листочке «Ты – высказывания» на «Я – высказывания».
Попытавшись вооружить вас знаниями, я вам предлагаю разделиться на микро группы.
9. Работа в микрогруппах (практикум для родителей).
Каждая микрогруппа получает лист с одной педагогической задачей. После коллективного обсуждения представители групп знакомят остальных участников собрания с содержанием педагогических ситуаций и их решением.
Заключительная часть.
Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Собрание хотелось бы закончить притчей.
Китайская притча «Ладная семья».