Лучший педагог года

Формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности детей дошкольного возраста

Ольга Березкина
Формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

Статья по теме "Формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте

средствами наглядного моделирования".

ФГОС ДО и Федеральная образовательная программа дошкольного образования ставят перед педагогами ДОУ задачи сформировать у детей интерес к языку, осознанное отношение к языковым явлениям, помочь освоить звуковой анализ и синтез, умение давать характеристику звукам, составлять схемы слова.

Публикация «Формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что модели являются оптимальной формой выделения и обозначения отношений, доступной детям дошкольного возраста. Использование наглядных моделей легло в основу метода обучения грамоте детей дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин предложил использование наглядных моделей для обозначения звукового состава слова.

Эффективность использования наглядного моделирования в работе с детьми обуславливается тем, что использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала; применение графических аналогий способствует развитию у детей умения видеть главное, систематизировать полученные знания.

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей:

Предметные (в них отражены конструктивные особенности объектов); н-р Глобус

Предметно-схематические (признаки, связи, отношения представлены в виде предметов-макетов, алгоритмы)

Графические (графики, схемы)

Метод наглядного моделирования используется в различных модификациях при обучении грамоте и состоит из следующих этапов:

Усвоение и анализ сенсорного материала

Перевод его на знаково-символический язык

Работа с моделью

образовательной деятельности по использованию моделей и символов включает в себя следующие этап.

Этапы включения моделей и символов в образовательную деятельность

Первый этап

- Введение условных обозначений (символов) гласных звуков.

- Ознакомление со зрительными символами гласных звуков.

Второй этап

- Введение сенсорных эталонов для обозначения твердых и мягких, звонких и глухих согласных.

- Ознакомление с моделями и символами согласных звуков.

- Введение графических символов моделей понятий «слог, слово, предложение».

- Введение сочетания символов.

- Выполнение звукового разбора слова, используя модели и символы.

- Чтение цепочки символов.

- «Перекодировка» звуковых моделей в буквенные и наоборот.

Третий этап

- Самостоятельное моделирование

Для более эффективного использования моделей и символов в работе с дошкольниками был создан «Банк звуков».

«Банк звуков» - наглядное пособие для ознакомления дошкольников для ознакомления со звуковой стороной речи, которое включает в себя систему зрительных символов и моделей.

В «Банке звуков» живут веселые гномы в разноцветных колпаках и с разноцветными фонариками красного, синего и зеленого цветов. Красный цвет символизирует – гласные звуки, синий – согласные твердые, зеленый – согласные мягкие. Каждый гном живет на своем этаже. Сверху, рядом с гномом с красным фонариком, располагаются модели гласных звуков. В середине живет гном с синим большим фонариком, его соседи – символы твердых согласных звуков. Внизу находятся символы мягких согласных звуков, их гном с зеленым маленьким фонариком. В средне группе дети осваивают символы гласных звуков. В старшей и подготовительной группе – знакомятся с символами согласных звуков.

Зрительные символы гласных звуков отражают положение органов артикуляционного аппарата при произнесении гласных звуков. Дети пятого года жизни уже способны контролировать свои движения и уточнять артикуляцию звуков с помощью зеркала : «Губы трубочкой – У. Открываем рот, как бегемот – А. Губы бубликом – О». на этапе ознакомления с гласными звуками целесообразно вводить визуальное подкрепление артикуляционных укладов гласных звуков – наглядные символы и знакомить с «Банком звуков». Поэтому необходимо сформировать у детей умение соотносить звук с изображением артикуляционного уклада, что станет основой для включения символов освоенных звуков в образовательную деятельность.

Разработанные модели - образы твердых и мягких согласных звуков, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата при произнесении.

Символы - схематические изображения предметов-ассоциаций соответствующего звука. Данные схематические изображения являются адаптированными зрительными символами, предложенными Т. А. Ткаченко.

Колокольчик – обозначение звонкости согласного, на символах сонорных звуков есть колокольчик, чтобы закрепить представления детей о их громкости.

Стрелочки – положения языка (язык вверх, язык вниз, палатализация-поднятие средней части спинки языка-зв Й).

В работе также используются сенсорные эталоны, используемые для обозначения гласных, твердых и мягких согласных звуков, предметные модели: квадрат из твердого материала и кусочек ваты используются для обозначения твердости и мягкости.

Схема звукобуквенного анализа слова – послужит дошкольникам подсказкой в разборе слов и предложений.

На разных этапах осуществления деятельности по подготовке к обучению грамоте средствами наглядного моделирования ставится цель и решаются задачи в соответствии с возрастом детей.

Этапы осуществления деятельность по подготовке к обучению грамоте средствами наглядного моделирования

Первый этап. Средняя группа

Цель: подготовка к овладению навыками звукового анализа и синтеза, знакомство детей с наглядным пособием «Банк звуков», с визуальными символами гласных звуков.

Задачи:

- провести входящий мониторинг;

- подобрать и проанализировать методическую литературу по теме,

разработать перспективный план;

- разработать дидактические игры и пособия;

- провести цикл ООД по ознакомлению с гласными звуками.

- организовать игровые ситуаций с использованием наглядных моделей.

Второй этап. Старшая группа. Подготовительная к школе группа (первое полугодие)

Цель: формирование навыков звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте с использованием наглядного моделирования.

Задачи:

- познакомить детей с сенсорными эталонами обозначения гласных, твердых и - мягких согласных звуков;

- познакомить со значением графических символов;

- познакомить с моделями и символами согласных звуков;

- сформировать умение читать цепочку символов;

- провести цикл ООД по подготовке к обучению грамоте с использованием - метода наглядного моделирования;

- разработать дидактические игры и пособия;

- организовать игровые ситуации с использованием моделей и символов.

Третий этап. Подготовительная к школе группа (второе полугодие)

Цель: совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности как предпосылки обучения грамоте средствами наглядного моделирования, самостоятельное моделирование.

Задачи

- провести цикл ООД по подготовке к обучению грамоте с использованием метода наглядного моделирования;

- разработать дидактические игры и пособия;

- создать условия для самостоятельного моделирования;

- провести исходящий мониторинг;

- проанализировать полученные результаты опыта работы по теме.

В настоящее время осуществляется реализация первого этапа работы с детьми пятого года жизни, направленная на освоение гласных звуков.

Для этого мы используем дидактические игры. Например,

«Мои губки делают так», ребята выполняют упражнение на звукоподражание и подбирают картинку с изображением артикуляции губ.

«Кто-кто в теремочке живет», дети отгадывают, кто пришел в теремок и подбирают соответствующий символ гласного звука.

Использование наглядного пособия «Девочка поет «А»» помогает детям запомнить артикуляцию и символ гласного звука А.

Образовательная ситуация «Мы кричим в лесу «АУ». Когда ребенок освоил символы звуков А и У. Он может прочитать АУ, проводя пальцем по стрелке и произнося гласные протяжно.

С целью закрепления представлений о символах гласных звуков и подготовки к овладению навыкам звукового анализа и синтеза, детям предлагаются следующие дидактические игры и пособия представленные на слайде. Такие как «Запомни символ звука», «Подбери символ», «Кто как поет», «Посмотри и повтори», «Звук и символы».

Применение наглядных моделей способствует более точному и прочному усвоению знаний на практическом уровне.

Второй и третий этап работы с детьми шестого седьмого года жизни будет направлен на ознакомление детей с сенсорными эталонами обозначения твердых и мягких, глухих и звонких согласных звуков, графическими символами;

ознакомление с моделями и символами согласных звуков;

разработку и введение условных обозначений (символов) понятий «слог, слово, предложение»;

формирование умения читать цепочку символов;

отработку умения проводить «перекодировку» звуковых моделей в буквенные и наоборот;

формирование умения выполнять звуковой разбор слова, используя модели и символы;

проведение цикла занятий по подготовке к обучению грамоте с использованием метода наглядного моделирования;

оформление наглядных пособий и разработку дидактических игр;

создание условий для самостоятельного моделирования.

В дальнейшем для формирования у детей умения анализировать объекты, т. е. зрительно представлять абстрактные понятия звук, слог, слово, предложение, будут использоваться графические обозначения.

Таким образом, использование метода наглядного моделирования для повышения результативности работы по формированию звуковой аналитико-синтетической деятельности позволит достичь устойчивых результатов в подготовке к обучению грамоте у детей дошкольного возраста.

Технологическая карта ООД по речевому развитию

«Мы по полю гуляли, теремок повстречали»

Цель: ознакомление детей с символом гласного звука [У].

Задачи: способствовать формированию правильного артикуляционного уклада гласного звука [У], формированию представлений о символе звука [У], развитию фонематического слуха, развитию артикуляционного аппарата, активизировать познавательный интерес к звуковой стороне речи.

Этапы ООД

Вводная часть

Сюрпризный момент «Кто в теремочке живет, отгадай?».

Основная часть

Игровая мотивация «Волшебный микрофон из сундучка гномов».

Игровая ситуация «Микрофон передавай, песню волка повторяй».

Игровая ситуация «Появление символа звука [У]».

Игровая ситуация «Здесь гномики живут. Они «Банк звуков» стерегут»

Пальчиковая гимнастика «Маленькие гномики живут в красивом домике».

Рефлексия

Публикации по теме:

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.

Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото»Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото» Описание. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Играть могут 2-6 человек, с ведущим и без него. В ходе.

Формирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельностиФормирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельности Формирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельностиРанний возраст – это дети второго-третьего года жизни.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 сентября 2024 в 16:30
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Березкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД