Анна Смирнова
Опыт работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
и воспитании, развитие физической культуры и интереса к спорту.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
На сегодняшний день очень важным является формирование у детей дошкольного
возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья
Публикация «Опыт работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
и приобщение к здоровому образу жизни. Главное для педагогов должно быть формирование культуры здоровья как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и окружающей среды. Здоровье наше не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться на положительные результаты.
Что же мы можем предложить детям в детском саду, используя наши возможности,
создав определенные условия.
Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а так же сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний. Следующий фактор здорового образа жизни – закаливание. Практически всем знакомо изречение: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.» И действительно: использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – переохлаждению и перегреву. Закаливание –эффективное средство для укрепления здоровья ребенка. Успешность и эффективность закаливания возможно только при соблюдении ряда принципов: постепенность, систематичность, комплексность, учета индивидуальных особенностей. Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что педагогическое поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье.
Физкультурно – оздоровительная деятельность включает в себя:
1. Ежедневная утренняя гимнастика.
2. Физкультурное занятие.
3 Музыкально – ритмические занятия.
4. Прогулки с включением подвижных игр.
5. Оздоровительный бег.
Ежедневно в своей работе с детьми нужно использовать – пальчиковые игры,
что является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Это
пальчиковые игры без предметов - в свободное время, на прогулках, на занятиях
в утренний отрезок времени.
Для укрепления зрения нужно проводить зрительные паузы в любое время дня. Дети закрывают и открывают глаза. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение.
Зрительная гимнастика дает возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой необходимо пользоваться на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для
глаз можно проводить несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающей напряжение.
В течение дня можно найти минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно – мышечной системы ребенка.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет
детям удовольствие. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Мелодии используют на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время сна.
Вместе с родителями можно создать в группе «Уголок здоровья», где будут находиться осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (ароматерапия, кора, бусы, четки, бумага, схемы для выражения эмоций, массажеры, схемы для точечного массажа и т. д). Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими предметами, незаметно для себя оздоравливаются.
В уголке здоровья находятся книги, энциклопедии, иллюстрации. Рассматривая их,
у детей проявляется интерес к своему здоровью.
Д. и «Структура человеческого тела», «Спорт – это здоровье» - учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно – гигиенические навыки, заставляют задуматься о здоровье. Известно, что гигиенические средства также содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитию адаптивных свойств организма: личная гигиена, проветривание, влажная уборка, режим питания, сон, правильное мытье рук, обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах и др.
Литература:
Алферова В, П. «Как вырастить здорового ребенка» Медицина 1991 г.
Аркин Е. А «Ребенок в дошкольные годы» Просв. 1991 г.
Вавилова Е. Н «Развивайте у ребенка силу, ловкость, выносливость» М. 1991 г.