юлия сироткина
Формирование здорового образа жизни дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах и расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Какой бы совершенной не была медицина, она не может избавить от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться.
Публикация «Формирование здорового образа жизни дошкольника» размещена в разделах
Дети дошкольного возраста проходят огромный путь развития, не повторяемый на протяжении всей жизни. Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников – одна из важнейших в жизни современного общества. Каждому ребёнку, независимо от его происхождения и условий жизни, необходимо:
- быть здоровым;
- находиться в безопасной обстановке;
- получать удовольствие от жизни и добиваться поставленных целей.
Как добиться того, чтобы ребёнок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принять? В настоящее время в педагогике возникло особое направление: «педагогика оздоравливания», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически. Цель педагогики оздоравливания : сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Что же является основной составляющей здорового образа жизни?
Главное – это рациональное питание. Оно должно быть разнообразным и содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон.
Вторая составляющая – закаливание. Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество – выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечивает растущему организму надёжный щит против многих болезней. Широко известны различные способы закаливания - от воздушных до обливания холодной водой. Полезность этих процедур вызывает сомнений. Особые принципы их правильного применения: систематичность и последовательность учит индивидуальным особенностям, состояние здоровья и эмоциональные реакции на процедуру.
Третья составляющая – физические упражнения. Систематическое выполнение физических упражнений – один из способов достижения человеком гармонии. Регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим дня, способствуют укреплению здоровья.
Современные образовательные программы, требования к содержанию и методам работы, осуществляемым в детском саду, нацеливают педагогов на формирование двигательной культуры дошкольников : использование на занятиях и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений, подвижных игр, физкультурных минуток.
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформирующей, полифункциональной.
Проанализировав состояние здоровья, уровень физического развития воспитанников, поставили следующие задачи:
-создание двигательной развивающей среды, внедрение нестандартного оборудования;
-накопление знаний о здоровьесбережении у воспитанников;
-включение в образовательный процесс мероприятий двигательной активности;
-организация совместной работы педагогического коллектива и родителей по развитию и закаливанию организма.
-формирование навыков саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.
В реализации этих задач особое значение придаётся использованию нестандартного оборудования, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные навыки и умения, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям. Детей привлекают яркость, красочность, необычные формы, что способствует высокому эмоциональному тонусу во время занятий.
Нестандартное оборудование должно быть:
1. Безопасным.
2. Максимально эффективным.
3. Удобным к применению.
4. Компактным.
5. Универсальным.
6. Технологичным и простым в изготовлении.
7. Эстетическим.
Посредством нестандартного оборудования, вносятся элементы необычности в физкультурные занятия, вызывается интерес, Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры.
Таким образом, современные подходы к организации здоровье сберегающей среды направлены на создание эмоционально-комфортных условий пребывания ребёнка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию, обеспечивают сохранность здоровья, получение ребёнком необходимых знаний, умений, навыков, учат дошкольников использовать полученные знания в повседневной жизни.