Ольга Романова
Формирование взаимоотношений старших дошкольников в подвижной игре (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Среди методов, используемых практической психологической службой, игра является наиболее адекватной для преодоления трудностей развития детей дошкольного возраста. Теоретическим основанием этому является то, что именно игра выступает ведущим видом деятельности детей-дошкольников.
Публикация «Формирование взаимоотношений старших дошкольников в подвижной игре (часть 2)» размещена в разделах
По мнению Карабановой О. С., в контексте сюжетноролевой игры возникают и развиваются другие виды игр, такие как подвижные, дидактические, игры-драматизации, результативные игры. С этой точки зрения подвижные игры - это вариант сюжетно-ролевой игры с упрощенными ролями, акцент в которых делается в основном на соблюдении и выполнении правил [7].
Глубинные механизмы позитивного влияния игровой деятельности на развитие детей-дошкольников и возможности ее использования в развивающих и терапевтических целях достаточно хорошо описаны как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Обобщение существующих подходов позволило Карабановой О. С. выделить на их основе психологические механизмы коррекционного и развивающего воздействия игры [Карабанова О. А. ] :
1. В особых игровых условиях ребенок имеет возможность моделировать систему социальных отношений в наглядно-действенной форме, развивать ориентировку в них.
2. В условиях подвижной игры происходит постепенное преодоление познавательного и личностного эгоцентризма, благодаря чему развивается самосознание ребенка, он становится социально компетентным, приобретает опыт разрешения проблемных ситуаций.
3. Наличие наряду с игровыми партнерских отношений создает в игре условия для позитивного личностного развития.
4. В подвижной игре происходит поэтапное освоение, отработка, интериоризация и усвоение адекватных способов разрешения проблемных ситуаций.
5. На основе осознания и вербализации своих внутренних переживаний в игре ребенок получает возможность для осознания смысла проблемной ситуации и изменения отношения к ней.
6. Подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует формирование элементов произвольной регуляции поведения и деятельности ребенка.
В подвижных играх создаются подходящие условия для совместных переживаний, которые способствуют выработке интересов группы, т. е. дошкольники научаются работать вместе, планировать и распределять роли, оценивать свои силы, время и возможности.
Таким образом, раскрывается многофункциональность игровой деятельности, ее комплексное воздействие на развитие личности и поведения ребенка-дошкольника.
Целью подвижных игр, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, является:
• развитие невербальных средств общения;
• осознание собственных чувств и переживаний;
• развитие интереса к сверстникам;
• развитие умения действовать согласованно;
• развитие умения вступать в диалог.
Эти игры способствуют также снятию эмоционального напряжения; снижению чувства страха; формированию выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми; развитию уверенности в себе, позитивного самовосприятия [9].
Особенность подвижных игр заключается в том, что они помогают в решении сразу нескольких проблем.
Дошкольное образовательное учреждение должно создавать условия для интеллектуального, творческого и нравственного развития личности. Чтобы полно и точно раскрыть термин «педагогические условия» обратимся к толковому словарю, где указано, что «условия – 1. это обстоятельства, от которых что-либо зависит; 2. Обстановка в которой что-либо происходит» [11, с. 367].
Рассматривая сущность и содержание педагогических условий в данной работе, мы будем придерживаться точки зрения Козыревой Е. И., которая определяет сущность педагогических условий как «Совокупность мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды, методов и средств используемых педагогом, для решения поставленных задач» [6, с. 171]. Однако имеется и другая точка зрения на понятие педагогических условий. Куприянов Б. В. отмечает: «Педагогические условия – это планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающих возможность проверяемости научно-педагогических исследований [8, с. 102]. Существует следующая классификация педагогических условий:
1. Организационно-педагогические условия;
2. Психолого-педагогические условия;
3. Дидактические условия [10, с. 167].
Под организационно-педагогическими условиями мы понимаем совокупность взаимосвязанных информационных комплексов, которые помогают педагогу организовать деятельность по достижению определенных целей, т. е. к данному типу условий относятся: владение педагогом материалом игр (знание содержание игр и роль ребенка в игре); гибкая позиция применения игр в зависимости от различных факторов в группе (время дня, количество детей в группе, групповые события и т. п., однако, сохраняющая тип (индивидуальные, групповые, коллективные); обеспечение освоения детьми определенной позиции в игре; стимуляция взаимодействия в игре.
Психолого-педагогические условия подразумевают создание таких условий в ситуации дошкольного образования, развития и воспитания дошкольников старшего возраста, которые позволят ребенку успешно развиваться и взаимодействовать с другими детьми группы. К этой группе условий относится определенный подбор игр, который направлен на разные типы игрового взаимодействия при учете игровых интересов детей. Также к психолого-педагогическим условиям относится обеспечение детей постепенным переходом от индивидуальных игр на взаимодействие к коллективным, что прописано будет далее в формирующем этапе эксперимента.
К дидактическим условиям относятся такие условия, которые создают предметно-игровую среду на основе игрового материала, благодаря которым обеспечивается вариативное использование игр направленных на улучшение взаимодействия старших дошкольников.
Что касается условий формирования взаимоотношений у старших дошкольников в подвижной игре, то изучением этой проблемой занимались Иванкова Р. А., Ерофеевой Т. И. и др. Они рассматривали педагогические условия, способствующие формированию положительных взаимоотношений дошкольников.
Чаще всего проблема условий рассматривается лишь с одной стороны, а именно, каковы условия взаимоотношений детей в группе, но, по нашему мнению, очень важно исследовать и тот аспект проблемы, как инициаторы влияют на группу, каков механизм такого влияния, поскольку деятельность инициатора оказывает значительное влияние на установление положительного взаимодействия в группе детского сада.
Таким образом, важно создавать такие отношения в группе, чтобы каждый ребенок был объектом положительного эмоционального отношения, что можно достичь такими средствами, как: оптимизация оценочных воздействий педагога; обогащение эмоционального опыта общения; включение старших дошкольников совместную деятельность, которая побуждается гуманными мотивами; научением дошкольников умениям проявлять доброжелательное отношение к окружающим; организацией различных видов деятельности и общения дошкольников [12].
Возникновение положительного отношения друг к другу возможно в совместной деятельности детей, где требуется умение проявлять взаимопомощь, заботу, быть приветливыми и т. п.
В настоящее время появляются исследования, которые говорят о том, что взаимоотношения детей в группе определяется не только коллективной деятельностью, но и характером общения воспитателя с дошкольниками.