Папки-передвижки

Формирование взаимоотношений старших дошкольников в подвижной игре (часть 2)

Ольга Романова
Формирование взаимоотношений старших дошкольников в подвижной игре (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы

Часть 1

Часть 3

Среди методов, используемых практической психологической службой, игра является наиболее адекватной для преодоления трудностей развития детей дошкольного возраста. Теоретическим основанием этому является то, что именно игра выступает ведущим видом деятельности детей-дошкольников.

Публикация «Формирование взаимоотношений старших дошкольников в подвижной игре (часть 2)» размещена в разделах

По мнению Карабановой О. С., в контексте сюжетноролевой игры возникают и развиваются другие виды игр, такие как подвижные, дидактические, игры-драматизации, результативные игры. С этой точки зрения подвижные игры - это вариант сюжетно-ролевой игры с упрощенными ролями, акцент в которых делается в основном на соблюдении и выполнении правил [7].

Глубинные механизмы позитивного влияния игровой деятельности на развитие детей-дошкольников и возможности ее использования в развивающих и терапевтических целях достаточно хорошо описаны как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Обобщение существующих подходов позволило Карабановой О. С. выделить на их основе психологические механизмы коррекционного и развивающего воздействия игры [Карабанова О. А. ] :

1. В особых игровых условиях ребенок имеет возможность моделировать систему социальных отношений в наглядно-действенной форме, развивать ориентировку в них.

2. В условиях подвижной игры происходит постепенное преодоление познавательного и личностного эгоцентризма, благодаря чему развивается самосознание ребенка, он становится социально компетентным, приобретает опыт разрешения проблемных ситуаций.

3. Наличие наряду с игровыми партнерских отношений создает в игре условия для позитивного личностного развития.

4. В подвижной игре происходит поэтапное освоение, отработка, интериоризация и усвоение адекватных способов разрешения проблемных ситуаций.

5. На основе осознания и вербализации своих внутренних переживаний в игре ребенок получает возможность для осознания смысла проблемной ситуации и изменения отношения к ней.

6. Подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует формирование элементов произвольной регуляции поведения и деятельности ребенка.

В подвижных играх создаются подходящие условия для совместных переживаний, которые способствуют выработке интересов группы, т. е. дошкольники научаются работать вместе, планировать и распределять роли, оценивать свои силы, время и возможности.

Таким образом, раскрывается многофункциональность игровой деятельности, ее комплексное воздействие на развитие личности и поведения ребенка-дошкольника.

Целью подвижных игр, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, является:

• развитие невербальных средств общения;

• осознание собственных чувств и переживаний;

• развитие интереса к сверстникам;

• развитие умения действовать согласованно;

• развитие умения вступать в диалог.

Эти игры способствуют также снятию эмоционального напряжения; снижению чувства страха; формированию выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми; развитию уверенности в себе, позитивного самовосприятия [9].

Особенность подвижных игр заключается в том, что они помогают в решении сразу нескольких проблем.

Дошкольное образовательное учреждение должно создавать условия для интеллектуального, творческого и нравственного развития личности. Чтобы полно и точно раскрыть термин «педагогические условия» обратимся к толковому словарю, где указано, что «условия – 1. это обстоятельства, от которых что-либо зависит; 2. Обстановка в которой что-либо происходит» [11, с. 367].

Рассматривая сущность и содержание педагогических условий в данной работе, мы будем придерживаться точки зрения Козыревой Е. И., которая определяет сущность педагогических условий как «Совокупность мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды, методов и средств используемых педагогом, для решения поставленных задач» [6, с. 171]. Однако имеется и другая точка зрения на понятие педагогических условий. Куприянов Б. В. отмечает: «Педагогические условия – это планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающих возможность проверяемости научно-педагогических исследований [8, с. 102]. Существует следующая классификация педагогических условий:

1. Организационно-педагогические условия;

2. Психолого-педагогические условия;

3. Дидактические условия [10, с. 167].

Под организационно-педагогическими условиями мы понимаем совокупность взаимосвязанных информационных комплексов, которые помогают педагогу организовать деятельность по достижению определенных целей, т. е. к данному типу условий относятся: владение педагогом материалом игр (знание содержание игр и роль ребенка в игре); гибкая позиция применения игр в зависимости от различных факторов в группе (время дня, количество детей в группе, групповые события и т. п., однако, сохраняющая тип (индивидуальные, групповые, коллективные); обеспечение освоения детьми определенной позиции в игре; стимуляция взаимодействия в игре.

Психолого-педагогические условия подразумевают создание таких условий в ситуации дошкольного образования, развития и воспитания дошкольников старшего возраста, которые позволят ребенку успешно развиваться и взаимодействовать с другими детьми группы. К этой группе условий относится определенный подбор игр, который направлен на разные типы игрового взаимодействия при учете игровых интересов детей. Также к психолого-педагогическим условиям относится обеспечение детей постепенным переходом от индивидуальных игр на взаимодействие к коллективным, что прописано будет далее в формирующем этапе эксперимента.

К дидактическим условиям относятся такие условия, которые создают предметно-игровую среду на основе игрового материала, благодаря которым обеспечивается вариативное использование игр направленных на улучшение взаимодействия старших дошкольников.

Что касается условий формирования взаимоотношений у старших дошкольников в подвижной игре, то изучением этой проблемой занимались Иванкова Р. А., Ерофеевой Т. И. и др. Они рассматривали педагогические условия, способствующие формированию положительных взаимоотношений дошкольников.

Чаще всего проблема условий рассматривается лишь с одной стороны, а именно, каковы условия взаимоотношений детей в группе, но, по нашему мнению, очень важно исследовать и тот аспект проблемы, как инициаторы влияют на группу, каков механизм такого влияния, поскольку деятельность инициатора оказывает значительное влияние на установление положительного взаимодействия в группе детского сада.

Таким образом, важно создавать такие отношения в группе, чтобы каждый ребенок был объектом положительного эмоционального отношения, что можно достичь такими средствами, как: оптимизация оценочных воздействий педагога; обогащение эмоционального опыта общения; включение старших дошкольников совместную деятельность, которая побуждается гуманными мотивами; научением дошкольников умениям проявлять доброжелательное отношение к окружающим; организацией различных видов деятельности и общения дошкольников [12].

Возникновение положительного отношения друг к другу возможно в совместной деятельности детей, где требуется умение проявлять взаимопомощь, заботу, быть приветливыми и т. п.

В настоящее время появляются исследования, которые говорят о том, что взаимоотношения детей в группе определяется не только коллективной деятельностью, но и характером общения воспитателя с дошкольниками.

Публикации по теме:

Влияние дидактической игры на познавательную деятельность дошкольников Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. В процессе игровой деятельности дети осваивают, отраженные в ней различные стороны.

Взаимодействие субъектов образовательного процесса в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста Взаимодействие субъектов образовательного процесса в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста В образовательном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование взаимоотношений старших дошкольников в подвижной игре (часть 2)
Опубликовано: 25 октября 2014 в 14:07
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование взаимоотношений старших дошкольников в подвижной игре (часть 2)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Романова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД