Татьяна Иванова
Формирование умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной устной речи. Формирование связной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе.
Публикация «Формирование умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок у детей с ОНР старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Исследователи отмечают, что в структуре дефекта детей с ОНР наиболее значимой является несформированность связной речи, поэтому проблема формирования связной речи у этой категории детей относится к числу актуальных.
При исследовании связной речи использовались серии заданий (составление предложения по трем предметным картинкам, связанным по смыслу; пересказ текста; составление рассказа по серии сюжетных картинок). Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что старшие дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной монологической речи.
У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языковых оформлений. Для высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность, низкий уровень употребления фразовой речи.
Исходя из этого, формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.
Вся система работы по развитию связной речи реализуется поэтапно.
Цель подготовительного этапа
– формирование лексического и грамматического базисов связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений различной структуры, обучение пересказу небольших по объему рассказов.
На логопедических занятиях вначале формируется лексическая база пополнением ее существительными, прилагательными и глаголами с использованием статических картинок. Используются игры «Кто больше увидит», «Сосчитай и назови все предметы на рисунке». Затем дети усваивают грамматический строй речи в играх «Один - много», «Поможем художнику», «Кто самый внимательный?».
Далее детям для составления предложений предлагались игры с использованием динамических картинок. Использовалась постановка соответствующих вопросов к картинкам и образец ответа. В случае необходимости подсказывалось первое слово фразы или его начальный слог. Для этого использовались игры «Я начну, а ты закончи», «Cоставление предложений по картинкам с использованием фишек».
В дальнейшем предусматривается переход к составлению предложений более сложной структуры: предложений с «двойной предикативностью», со сложносочиненными конструкциями из двух симметричных частей, где вторая часть дублирует первую, с однородными сказуемыми («Кто что делает?», «Кто что любит?», «Кто лучше запомнит»).
Также проводились занятия на восстановление порядка серии сюжетных картинок и пересказа рассказа по ним (пересказ рассказа В. Сутеева «Приключения плюшевого медвежонка», «Рыболовы». В ходе занятий проводится разбор содержания текста по вопросам с опорой на картинки, выделяя главные сюжетные моменты, упражняя в составлении фразовых ответов. Дети узнают, что у рассказа есть начало, середина и конец, и они связаны между собой. По каждой картинке логопед с детьми составляют предложения, которые затем объединяются в рассказ.
Цель основного этапа
– ознакомить детей с правилами, т. е. закономерностями, которые лежат в основе создания связного речевого высказывания, развитие мотивационно – побудительной сферы, интереса к процессу составления, придумывания рассказа.
Последовательность серии сюжетных картин служит планом рассказывания, дети учатся составлять фразы с опорой на картинку и вопрос. На первом занятии проводится последовательный разбор каждой картинки серии, с предварительным их рассмотрением, отвечая на вопросы по содержанию, что содействует их речемыслительной способности. После этого картинки размещаются в нужном порядке на доске. Затем дети по «цепочке» составляют высказывания по каждой из последовательных картинок. При этом у детей формируются операции целенаправленного анализа наглядного содержания. Они учатся выделять действенную основу и существенные детали изображения. Первоначально дети рассказывают по одному фрагменту из серии картинок, в последующем переходят к индивидуальному рассказу нескольких фрагментов и рассказа в целом. Вначале дети составляют рассказ по 2 сюжетным картинкам (серии сюжетных картинок «Собака Пушок», «Вороны», и т. д.). Далее дети составляют рассказы по 3 сюжетным картинкам («Нашли ежа», «Шалун» и т. д.).
Третий этап – заключительный.
Целью данного этапа является обучение выделять и осознавать правила построения внутреннего, смыслового и внешнего, языкового, планов рассказа.
Дети учатся самостоятельно составлять рассказ по 4-5 сюжетным картинкам (рассказ по серии сюжетных картинок «Синичка», «Собака и вороны», «Маленький помощник»). На этом этапе работы используется такой прием как восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок. Дети восстанавливают содержание изображенного на картинке, но не показанного фрагмента, закрытого экраном. Также используется разыгрывание действий персонажей серии картин (игра – драматизация, инсценировки и т. д.)
После проведения системы коррекционно – развивающей работы по формированию связной речи у детей произошли позитивные изменения: дети экспериментальной группы показали новый качественный уровень развития связной речи. При выполнении заданий дети стали более активны и самостоятельны. В результате формирующего эксперимента, используя зрительный план, дети научились планировать и контролировать построение своего высказывания. Их рассказы стали последовательными, четкими, полными. В текстах детей отмечаются смысловые связи между предложениями и законченность смыслового выражения. Дети в своих рассказах использовали разнообразные языковые средства в соответствии с сюжетом. Меньше стало ошибок при передаче пространственных отношений, при согласовании существительных и глаголов, существительных и прилагательных.
Таким образом, используемый последовательный и системный подход в обучении, с переходом от простого к сложному, снижением наглядности и помощи взрослого свидетельствуют о том, что формирование связной речи осуществляется успешно. Значит, специально организованная система занятий является эффективным средством развития связного речевого высказывания.
автор Иванова Татьяна Геннадьевна