Тамара Попова
Формирование у детей пространственных отношений в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики [2].
Публикация «Формирование у детей пространственных отношений в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Формирование у детей представлений о пространственных отношений, умения ориентироваться в пространстве, ознакомление с пространственным моделированием - одна из задач математического развития детей дошкольного возраста. Этой проблеме уделяли внимание психологи и педагоги Б. Г. Ананьева, А. А. Люблинская, Т. А. Мусейибова, Ж. Пиаже и др.
В ходе работы по изучению этой проблемы Т. А. Мусейибовой были изучены особенности формирования пространства дошкольниками и выделены четыре этапа развития пространственных отношений у детей.
На первом этапе ребенок выделяет только те предметы, которые контактно близки к нему, а само пространство еще не выделяется. На втором этапе ребенок начинает активно использовать зрительную ориентировку, расширяя границы воспринимаемого пространства и отдельных участков в нем. Третий этап характеризуется осмыслением удаленных от ребенка объектов и увеличением количества участков, выделяемых в пространстве. На четвертом этапе отражение пространства носит уже более целостный характер, когда дети расширяют ориентировку на листе бумаги, в разных направлениях местоположения объектов в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Если на первом этапе дети воспринимают предметы в пространстве дискретно, как отдаленные друг от друга и не связанные с пространством, то позднее они осознают само пространство в совокупности с объектами, находящимися на нем [1].
Следовательно, для достижения высоких результатов у детей дошкольного возраста педагогам следует учитывать этапы развития формирования пространственных отношений.
Л. С. Выготский считал, что при решении вопроса о направленности и работы по формированию у детей пространственных отношений, приоритет отдается направлению «сверху вниз», то есть формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с социально-психологическим нормативом. В центр внимания ставится «завтрашний день развития», а в качестве основного содержания деятельности определяется создание «зоны ближайшего развития» [3].
Это означает целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих характеристику дошкольного возраста. Отсюда вытекает положение о ведущей роли обучения ребенка, в том числе пространственным отношениям. Причем обучение должно проводиться с учетом ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста, то есть в игре.
Всю работу по развитию у дошкольников пространственных представлений следует организовывать в игровой форме по следующим разделам:
1. Ориентировка «на себе»; освоение «схемы собственного тела»;
2. Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям : вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево;
3. Определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;
4. Определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;
5. Определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга;
6. Определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются;
7. Ориентировка на листе бумаги [4].
Развитие пространственных отношений в расположении предметов «на себе», «от себя», «от другого объекта» происходит в период дошкольного возраста. Показателем развития пространственных представлений у детей, может служить постепенный переход от использования ребёнком системы с фиксированной точкой отсчёта «на себе» в младшем дошкольном возрасте, к системе со свободно перемещаемой точкой отсчёта «на других объектах» старший дошкольный возраст.
Познание ребёнком «схемы собственного тела» является основой для освоения системы отсчёта по основным пространственным отношениям. Этим и обусловлена на начальных этапах близость расположения и непосредственного контакта между субъектом и объектом при определении их пространственных отношений. Ребёнок переносит «схему собственного тела» на тот объект, который служит для него фиксированной точкой отсчёта. Поэтому, важно научить ребёнка различению сторон предметов (передней, задней, боковых и т. д.).
Велика роль двигательного анализатора у детей в развитии пространственных ориентировок. Опора на комплекс практических двигательных связей постепенно сокращается. У ребёнка начинается развиваться дистантная, зрительная оценка пространственного расположения объектов, что позволяет ему всё более точно определять местоположение предмета и его отношение к себе и к другим предметам на любой точке местности и на листе бумаги.
Особенно следует подчеркнуть необходимость формирования пространственных представлений для подготовки дошкольников к обучению в школе. Ориентировка в пространстве, представляющем собой лист тетради, умение видеть расположение знаков на листе бумаги - специфические требования, предъявляемые первокласснику в процессе учебной деятельности. Без умения ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания пространственных направлений, отношений и расстояний невозможно усвоение детьми программы первого класса. Недостаточный уровень их развития обнаруживается на уроках письма, чтения, математики, труда, физкультуры и рисования.
При организации работы по развитию у дошкольников пространственных представлений, особое значение, педагогам следует уделяется целенаправленной деятельности (специально-организованных занятий, самостоятельной и совместной деятельности, которая повышает эффективность формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Важное значение для эффективности формирования пространственных представлений имеет развивающая среда. Она включает в себя комплексное психолого-педагогическое воздействие и интеграцию в различные виды детской деятельности:
1. В специально-организованной деятельности (динамические упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения с использованием игровых моментов, специальные игры и т. д.).
2. Вне занятий (игра, прогулка, режимные моменты: умывание, закаливающие процедуры, одевание, зарядка и др.).
3. В других видах деятельности (конструирование, аппликация, изобразительная деятельность, физкультурные и музыкальные занятия).
4. Совместной с родителями деятельности.
Особенно важно стимулировать перенос ребенком знаний из специально организованной дидактической среды в жизненную обстановку.
Результативность знаний, умений и навыков у дошкольников по ориентировке в пространстве можно отследить по результатам диагностики используя следующие методики:
1. «Пробы Хеда».
Цель: Изучить состояния пространственных представлений о собственном теле.
2. Методика «Что находится спереди от меня?».
Цель: Изучить пространственные представления относительно себя.
3. Методика «Расположение предметов на рисунке».
Цель: Изучить пространственные представления относительно предмета.
4. Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин).
Цель: Выявить умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого на листе бумаги.
К выпуску из детского сада, дети должны понимать пространственные отношения между предметами, связанные с усвоением многих предлогов и наречий (наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в, на, между, напротив и др.); осознавать значение пространственных терминов и их появление в активном словаре ребенка, что совершенствует грамматический строй его устной речи, а в дальнейшем и письменной; уметь ориентироваться на листе бумаги; овладевать способностью к пространственно-временной обработке информации, что позволяет составить рассказ по картине или серии картин, овладеть письмом, чтением, математическими операциями, пониманием условий задач и т. д. ; хорошей ориентировки в пространстве.
Несформированность пространственных отношений к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
Таким образом, пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности, в том числе в школьные годы. Сформированность у ребёнка пространственных отношений повышает результативность и качество его учебной деятельности.
Литература
1. Крушельницкая, О. И., Третьякова, А. Н. Вправо - влево, вверх - вниз. Развитие пространственного восприятия у детей 6-8 лет [Текст] : М. : Творческий Центр, 2004.
2. Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего возраста : [Текст] : Практическое пособие. - М. : Айрис - пресс, 2007.
3. Семаго, Н. Я. Формирование пространственно - временных и элементарных математических представлений [Текст]. М. : Айрис - пресс, 2007.
4. Титова, О. В. Справа - слева. Формирование пространственных
представлений у детей [Текст] : Методическое пособие. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2004.