Галина Михайловская
Дидактическая игра по словообразованию «Карлсон в гостях у Малыша»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, дорогие друзья! Представляю Вашему вниманию интересное пособие, сделанное своими руками.
Пособие представляет собой карту-панно с изображением Малыша и Карлсона.
К карте пришита липучка для прикрепления плоскостных фигурок – банки варенья, стакана сока, конфеты и пирога, внизу панно - кармашки для картинок с изображением овощей, фруктов или ягод.
Публикация «Дидактическая игра по словообразованию „Карлсон в гостях у Малыша“» размещена в разделах
Также имеются разноцветные вкладыши для обозначения цвета сока, например, лимонный сок обозначим жёлтым цветом, вишнёвый или малиновый – красным цветом, абрикосовый или морковный - оранжевым и т. п.
Цели:
1. Формировать и развивать навык образования относительных прилагательных от существительных;
2. Учить изменению образованных прилагательных по родам;
3. Вырабатывать навык употребления образованных относительных прилагательных в винительном и творительном падежах;
4. Формировать навык составления сложных слов;
Демонстрируются наиболее известные дошкольникам изображения фруктов или ягод: яблоко, вишня, слива, клубника, земляника, банан, малина, ежевика.
Логопед: К Малышу в гости прилетел известный сластена и лакомка Карлсон.
Чем же угостит его Малыш?
Дети самостоятельно (или по выбору) достают карточки и называют сначала изображенный овощ, фрукт (ягоду). Это актуализирует знания детей по теме.
Далее они проговаривают, как называется сок из изображенного овоща, фрукта (ягоды, конфета с этим вкусом, варенье. Это позволяет изменить образованное относительное прилагательное по родам.
Например, карточка с изображение яблока:
сок из яблока (какой) –яблочный(мужской род, конфета (какая?)-яблочная(женский род, варенье(какое?)-яблочное (средний род).
Можно предложить детям назвать начинку для пирога, если в неё входят вишня и малина, морковь и персик, яблоко и слива и др., то есть составить сложные слова - вишнёво-малиновая начинка, морковно-персиковая начинка, яблочно-сливовая начинка.
При затруднениях дети проговаривают речевой материал сопряжено (вместе с логопедом) и отраженно (после логопеда, хором и индивидуально. Лексический материал определяется программой коррекционной работы и индивидуальными особенностями детей.
Работу с данным пособием можно несколько усложнить, предложив детям не просто называть сок, конфету (начинку) и варенье, а отвечать на вопросы:
Чем Малыш угостит Карлсона? или Что Малыш предложит Карлсону съесть? Таким образом, можно параллельно вырабатывать навык словоизменения (употребление образованных относительных прилагательных в винительном и творительном падежах).
Меняя карточки с картинками, можно варьировать сложность задания в зависимости от уровня общего и речевого развития детей: усложнять или упрощать предлагаемый лексический материал (как в семантическом, так и в фонетическом отношении, оказывать помощь при затруднении.
Выигрывает тот, кто лучше справился с заданием. При поощрении следует учитывать все составляющие, то есть не только правильность и быстроту ответа, но и приложенные ребенком старания.
От всей души желаю своим коллегам творческих успехов и результативности в работе!
Использованная литература:
Г. С. Швайко "Игры и игровые упражнения для развития речи" Москва "Просвещение" 1983г.
Т. Б. Уварова "Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками" Москва "Сфера" 2009г.