Мария Савина
Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в социуме
▼ Скачать +Заказ
Безопасное поведение в быту – изначальные знания основных правил поведения и мер предосторожности, которые направлены на исключение неверного поведения в быту, способное привести к аварийным и трагическим ситуациям.
Условно выделим основные источники опасностей дошкольника, связанные с местом его пребывания:
- опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые);
- опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице);
- опасности, подстерегающие его на улице и дороге;
- опасности на природе.
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в социуме» размещена в разделах
Признаками, определяющими опасность, являются:
- угроза жизни;
- возможность нанесения ущерба здоровью;
- нарушение условий нормального функционирования органов и систем
человека.
Опасности дома. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения, вывихи, ожоги, повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т. д.). Предметы домашнего быта, которые потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить, правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще – колющие инструменты).
Ребенок должен усвоить, что предметами пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребенок, ни при каких обстоятельствах, не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам.
Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей). Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются сферой родительской ответственности.
Опасности на улице. Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно – транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят неосторожности детей, из – за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются:
- неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте;
- выход из – за стоящего транспорта;
- неподчинения сигналам светофора;
- нарушение правил езды на велосипедах и т. д.
Беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь. Опасности в природе. К природным опасностям относятся:
- стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например: ураганы, наводнения;
- экстремальные ситуации;
- растения, животные, грибы и другие явления и объекты;
- некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека. К таким опасностям относятся туман, гололед, жара, барометрическое давление, излучения, холод и др.
Опасности контактов с незнакомыми Что будет, если не формировать у детей основы безопасного поведения в быту? Дети не смогут научиться самостоятельному поиску быстрого и
эффективного решения, выхода из сложной ситуации, не смогут ориентируются в окружающем пространстве, не будут уметь с достоинством выходить из сложных ситуаций. А в связи с не полученными знаниями в дошкольном возрасте им будет трудно шагать во взрослой жизни. Почему мы говорим об основах безопасного поведения в быту для детей старшего дошкольного возраста? Для того, чтобы ребенок овладел начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живет, чтобы способен был к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Показатели опыта безопасного поведения, отражающие уровень его сформированности :
- знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
- умение действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными понимания ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению позволил составить характеристику ребенка, обладающего опытом безопасного поведения :
- это ребенок, у которого сформированы представления о безопасном поведении, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также общества в целом.
- ребенок, знающий свои собственные силы, выполняющий правила
безопасного поведения в быту, имеющий опыт безопасного поведения в быту
- ребенок, который знает: свое имя, фамилию, домашний адрес; предметы бытовой техники, инструменты, используемые дома и в ДОО (утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, терка (овощерезка, стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки) ; их назначение и правила обращения с ними. Такой ребенок знает, что порядок в доме и ДОО не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на
- знает возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья и
жизни (при неосторожном обращении с острыми, колющими и режущими предметами можно пораниться: порезаться или уколоться; нельзя играть и пользоваться без разрешения электроприборами; дома и в ДОО можно упасть на ровном месте, из окна, с балкона, с мебели, поэтому следует соблюдать осторожность и безопасность) ;
- знает, как обращаться с ножницами, ножом, гвоздями и молотком, теркой, мясорубкой;
- знает приемы оказания первой помощи при порезах, ссадинах и ушибах;
- умеет пользоваться с осторожностью: самостоятельно – столовыми приборами; с разрешения взрослых – иголкой, теркой, молотком, гвоздями; совместно со взрослыми – мясорубкой, утюгом и другими инструментами, и бытовыми приборами (по усмотрению родителей);
- обращаться к взрослым в использовании пожароопасных предметов; в случае любой беды рассказать и показать рану взрослым; пользоваться телефоном (если родителей нет дома) для вызова пожарных (01);
- оказать себе при необходимости первую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, ушибах, а также обратиться за помощью; выполнять инструкции взрослого в определенных обстоятельствах;
- различать съедобные и Несъедобные ягоды и грибы; проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными; соблюдать правила дорожного движения; держаться на воде, плавать, правильно вести себя на воде; правильно вести себя на солнце; элементарно обезопасить себя от
контакта с незнакомым человеком на улице; как себя вести при встрече с незнакомым животным в случае его атаки ;
- оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза,
ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью).