Мельниченко Елена Геннадьевна
Формирование у детей — билингвистов позитивного отношения к изучению русского языка
▼ Скачать + Заказать документы
Из закона: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации»
Статья 14. Язык образования
1. В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
Публикация «Формирование у детей — билингвистов позитивного отношения к изучению русского языка» размещена в разделах
2. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьей не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.
В нашей республике формирование человека происходит под влиянием нескольких национальных культур, традиций, разных систем этических норм речевого и неречевого поведения. Обучение детей билингвистов русскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с естественным произношением.
У детей дошкольного возраста возникают определённые трудности усвоения второго языка, поскольку является недостаточно мотивированным видом деятельности. В дошкольном возрасте ещё отсутствуют действительные мотивы овладения вторым языком. Кроме того для детей, а для некоторых детей и из национальных семей – русский язык является по сути иностранным языком.
Национальный состав воспитанников нашем ДО характеризуется наличием русскоязычных детей лишь на 50%. Для 50% детей русский язык является не родным. Результаты нашего мониторинга свидетельствуют : лишь 10 % не русскоязычных семей разговаривают дома на русском языке, 25% не разговаривают, 5% - иногда. Все это значительно осложняет ситуацию при овладении русским языком и требует от педагогов дополнительных усилий, поиска инновационных форм работы.
Здесь на помощь может прийти правильно организованная языковая среда. Естественная языковая среда достаточно стимулирует процессы овладения русским языком.
Цели, которые мы ставим перед ребёнком, являются для него абстрактными, поэтому процесс обучения мы должны строить с целью удовлетворения познавательных, игровых, личностных потребностей ребёнка. У детей дошкольного возраста могут возникать психологические барьеры в связи с непривычными звуками русской речи, незнакомыми и странными для детей словами и фразами, возникающими ассоциациями с родной речью.
Добиться успеха в обучении детей позволяет использование личностно-ориентированного подхода к ребёнку, предполагающего проведение индивидуальной работы, применение системы поощрений, привлечение детей к успехам в их деятельности.
В рамках ознакомления с этнокультурами мы организуем мероприятия, на которых дети знакомятся с творчеством представителей разных национальностей на их родном языке. Пословицы и поговорки, стихотворения, национальные песни часто звучат на Дне республики, Днях открытых дверей, этнокультурных праздниках. Здесь особое внимание уделяется ценности сохранения народами своего родного языка для будущих поколений.
Общение на своем родном языке дома и в кругу близких дает возможность детям осваивать особенности звукопроизношения и грамматические нормы и т. д. Мы же даем детям понятие, что у каждого народа свой язык и это важная часть их национального наследия. Русский язык – это язык межнационального общения, чтобы все друг друга понимали.
Хорошие результаты обучения появляются лишь тогда, когда согласуются усилия педагогов и родителей. Важную роль в обучении детей русской разговорной речи играет семья. От отношения родителей к обучению зависит обучаемость детей.
В нашем детском саду для родителей созданы информационные стенды, проводятся беседы, консультации, круглые столы, индивидуальные консультации и прочее. Однако мы считаем, наиболее эффектными такие формы работы, которые позволяют отходить от слов к практическим действиям. Сегодня уже все родители понимают о важности изучения государственного языка. Однако им нужно помочь от простого понимания (что является пассивной позицией) перейти к практической деятельности (активной позиции).
Таким образом, описанные методические принципы помогают правильно организовать процесс общения на русском языке и создавать адекватную развивающую языковую среду.