Оксана Шачнева
Формирование толерантности
▼ Скачать + Заказать документы
Толерантность- феномен исторический, являющийся одним из факторов эволюционного развития человечества. Возникнув на основе инстинкта самосохранения, постепенно толерантность обрела статус ценности и нормы.
Функции толерантности внутригруппового и межгруппового взаимодействия и взаимодействия группы с социумом:
-предотвращение межгрупповых и внутригрупповых конфликтов;
-создание имиджа стабильной и сплоченной группы, что является важным для взаимодействия с гос. структурами.
Публикация «Формирование толерантности» размещена в разделах
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Для личности функции толерантности связаны :
-с влиянием толерантных установок на внешние формы поведения, предотвращающие агрессивное взаимодействие.
-с изменением характера конфликтных ситуаций, формирование позитивного отношения к жизни, что представляет собой психофизиологическую терапию, позволяющую сокращать стрессы.
Межличностная толерантность - соответствующая направленность индивида на поведение в семье, коллективе и выступает фундаментом любой терпимости и в наибольшей степени поддается целенаправленному формированию при обучении и социальном воспитании. Одним из главных соц. Институтов, способствующих формированию толерантной личности в современном обществе, является образование. Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не появиться, не будучи специально воспитанной, сформированной.
Итак, толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон.
Формирование толерантности направлено на развитие умения управлять своим поведением, эмоциями, общением и включает:
-когнетивный компонент (инфо. по вопросам толерантности);
-эмоционально-волевой (самосовершенствование навыков с позиции толерантного взаимодействия и развитие умений эмоц. саморегуляции в процессе общения и деятельности).
-поведенческий (развитие толерантных качеств).
Стадии формирования толерантности :
1. Мотивационно-ценностная
Цель: создание определенного настроя на необходимость развития в себе гуманных, ненасильственных начал.
2. Понимание
Основной процесс конструктивного развития терпимости-рациональный- понимание. Понять, значит соотнести предмет познания со своими знаниями и представлениями, причем соотнести так, чтобы включить этот предмет в систему причинно-следственных связей, на основе которых возможно его объяснение.
3. Отношение. При увеличении потока новой информации, наблюдаются некоторые личностные изменения, сопровождающиеся эмоциональным отношением, чередой эмоций и чувств.
4. Поддержка (проявление волевого усилия, самообладания в ситуации межличностного педагогического общения, развитие сотрудничества).
5. Действия ( выработка собственной модели поведения: ситуативной-умение не раздражаться; прогнастической-вырисовывание тактики поведения).
Заключение: процесс развития терпимого отношения и поведения осуществляется по спирали и проходит этапы развития терпимости. Чем больше осуществляется попыток в развитии в себе педагогом терпимого отношения, тем больший опыт им приобретается, тем выше уровень его терпимого отношения к детям.