Елена Баринова
Формирование ранней профориентации у воспитанников 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ Удельнинская гимназия. Дошкольное отделение
План по самообразованию
воспитателей разновозрастной группы №1 «Кораблик»
Петращук Татьяна Викторовна
(Ф. И. О. педагога)
39 лет высшая
(стаж работы) (кв. категория)
Баринова Елена Сергеевна
(Ф. И. О. педагога)
7 лет первая
(стаж работы) (кв. категория)
«Формирование ранней профориентации у воспитанников 5-7лет»
(название темы)
2023-2024
(учебный год)
Разновозрастная
(возрастная группа)
Публикация «Формирование ранней профориентации у воспитанников 5–7 лет» размещена в разделах
Поселок Удельная, 2023 – 2024 учебный год
Тема: «Формирование ранней профориентации у воспитанников 5-7 лет»
Срок реализации - с 2023 г. по 2024 г. (один год)
Цель: Повышение своего теоретического и практического уровня
профессионального мастерства и компетентности по вопросу
«Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста»
Задачи:
• Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах
труда.
• Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях,
совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании,
инструментах и материалах, необходимых для работы.
• Пробуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых.
• Способствовать формированию положительного отношения и уважения
к профессиям взрослых.
• Повысить заинтересованность воспитанников к профессиям и
профессиональной ориентации.
• Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию и
разработать модель взаимодействия с родителями.
Планируемые результаты.
У детей:
- формировать знания детей с видами профессий, показать значение
трудовой деятельности в жизни человека; -уточнить, обобщить и
расширить знания детей об особенностях некоторых профессий;
-способствовать выработке положительного отношения и уважения к
труду и начальной профориентации.
-создавать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к
людям разных профессий; способствовать воспитанию умения работать в
коллективе; -развивать эмоциональную сферу детей и психологический
комфорт; -стимулировать развитие познавательных, коммуникативных,
творческих способностей детей.
У педагога:
- повысится профессиональная компетентность по вопросам организации
ранней профориентации, по использованию инновационных
образовательных технологий и т. п. ; -активизируются умения
использования форм и методов работы, способствующих привлечению
родителей (законных представителей) к сотрудничеству в процессе
реализации целей и задач образовательной программы;
систематизируется опыт работы по направлению ранней
профориентации;
У родителей:
- повысится компетентность по вопросам ранней профориентационной
работы, в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями
детей; -сформируются партнерские взаимоотношения с участниками
образовательных отношений; расширятся формы взаимодействия с
педагогами ДОУ; -будет развиваться способность определить интересы,
способности своего ребенка.
Взаимодействие с родителями
1. Консультации:
• «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании»;
• «Знакомство старших дошкольников с профессиями взрослых»;
• «Чтение литературы как средство ранней профориентации
дошкольников»;
• Создание книжек-малышек о профессиях искусства.
2. Рекомендации «Как сформировать положительное отношение к труду
у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с
профессиями»;
3. Беседы дома о профессиях родителей;
4. Памятка для родителей «Воспитание трудолюбия»;
5. Участие в оформление древа «Профессия моей мамы»;
6. Оформление альбома-книги (творчество детей) «Калейдоскоп
профессий»»;
7. Поделки на тему «МЧС глазами детей»
8. Поделки на тему «Космический транспорт»
9. Участие в оформление древа «Профессия моего папы»
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования
по теме
1. Оформление картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок о
профессиях и орудиях труда, картотеки сюжетно-ролевых и
дидактических игр;
2. Приобретение, изготовление дидактических настольно-печатных игр,
связанных с темой «Профессии»;
3. Приобретение, изготовление атрибутов для проведения сюжетно-
ролевых игр.
4. Оформление плаката «Не болей-ка!»
5. Создание Лэпбука «Профессия спасатель»
6. Создание лэпбука «Детям о космосе»
Виды педагогической деятельности
1. ОД;
2. Информационно-познавательная;
3. Наблюдения за трудом взрослых;
4. Коммуникативная деятельность;
5. Целевые прогулки и экскурсии;
6. Совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация
трудовых действий;
7. Самостоятельная деятельность;
8. Проектная деятельность;
9. Художественно-творческая деятельность;
10. Игровая деятельность;
11. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Взаимодействие с социальными партнерами
1. Школа;
2. Магазин (рынок)
3. Библиотека;
4. Филармония
5. Галерея «Ника».
4. Встреча с врачом из поликлиники.
5. Встреча с работником МЧС
Взаимодействие со специалистами ДОУ
1. Логопед
2. Психолог
3. Руководитель по физической культуре
4. Музыкальный руководитель
Совместная деятельность с детьми
Месяц Профессия Задачи Формы
работы/мероприятия
Сентябрь
Октябрь «Профессии в
детском саду,
в школе»
Словарь:
учитель
воспитатель,
логопед,
мед. сестра,
прачка, повар,
вахтер, завхоз,
заведующая,
помощник
воспитателя и др. Расширять представления
детей о профессии
работников дошкольного
образования, учителя.
Показать общественную
значимость труда
школьного учителя,
познакомить с деловыми
качествами учителя.
Воспитывать чувство
признательности, уважения
к труду учителя,
формировать интерес к
школе.
Расширять и
активизировать словарь
детей по теме. Чтение художественной
литературы о детском саде,
школе.
Чтение: «Большая книга
профессий» Г. П. Шалаева
(учитель; мед. сестра);
Т. А. Шорыгина
Профессии.
«Какие они?»
(воспитатель; повар)
Сюжетно-ролевые игры:
«Школа», «Школа. Урок
математики».
Беседа по картине «На уроке».
Экскурсия в школу. Дидактические игры:
«Четвертый лишний»,
«Произнеси правильно»,
«Что будет, если…».
Дидактические и
с/р игры по теме
Творческая деятельность детей по теме
Экскурссия в школу
Реализация проекта «Профессии детского сада»
Ноябрь
декабрь «В сфере
обслуживания»
«Повар»
«Продавец»
«Кассир»
«Почтальон»
Уточнить знания детей в области профессий сфере обслуживания
Расширять у
воспитанников
представления о мире
взрослых
Пробуждать интерес к их
профессиональной
деятельности,
Формировать уважение к
труду. Дидактические и с/р игры по теме
Творческая деятельность детей по теме
Экскурссия на почту и библиотеку и продуктовый рынок
Реализация проекта «Все профессии важны, все профессии нужны»
январь «Медецина»
Словарь:
педиатр,
стоматолог,
окулист, хирург,
невропатолог,
медсестра; Уточнить знания детей в области профессий медецины
Обогащать знания и
представления детей о
профессиях врача.
Познакомить с их
обязанностями и трудовыми
действиями, сформировать
понимание значимости
данной профессии для
общества.
Беседа.
Экскурсия в процедурный
кабинет, кабинет педиатра.
Чтение «Большая книга
профессий» Г. П. Шалаева
(Врач и др.);
Т. А. Шорыгина
Профессии.
«Какие они?» (Врач)
3. Сюжетно-ролевые игры:
«Поликлиника»,
«На приеме у врача»,
«Скорая помощь».
Дидактические игры
Творческая деятельность детей по теме
Виртуальная экскурсия «Станция скорой
помощи»
Реализация проекта «Врач – профессия нужная и важная»
февраль «Служба спасения МЧС»
«Пожарный»
«Спасатель» Уточнить знания детей в области мужских профессий
Сюжетно - ролевая игра:
«Мы - пожарные»
Чтение художественной
литературы: «Большая книга профессий»;Г. П.
Шалаева (пожарный;полицейский)
Дидактические и
Творческая деятельность детей по теме
Встреча с работником МЧС
Реализация проекта «Если вдруг пришла беда, МЧС готов всегда»
март «Искусство»
Словарь:
Композитор,
певица, певец,
музыкант, актер, художник,
парикмахер, визажист Уточнить знания детей в области искуства
Рассказать детям о
профессиях музыканта
композитора,актера,парикмахера,Визажиста
Разъяснить значение этого
труда для общества, в чём
причины особого
отношения к людям
творческих профессий.
Воспитывать
любознательность. Рассматривание
иллюстраций
с различными
инструментами.
Слушание музыкальных
записей со звучанием
некоторых инструментов. а
также произведений
известных композиторов. Игра на детских
музыкальных
инструментах.
Дидактические игры «Угадай на чём играю?»
«Профессии».
Чтение художественной
Литературы: «Большая книга профессий»
Реализация проекта «Искусство открывает мир»
апрель «Наука» Уточнить знания детей в области
профессий космоса
Расширять знания детей о
профессии космонавт, о
значении труда в жизни
людей, страны.
Поддерживать интерес к
людям редких профессий
Презентация
«Первопроходец космоса».
Сюжетно - ролевая игра:
«Космонавты».
Выставка рисунков
«Космос». Чтение художественной
литературы: «Большая книга профессий» Г. П.
Шалаева (космос авт;фотограф) Реализация проекта «Занимательная наука»
май «Военные профессии» Продолжать знакомить
детей с профессиями
военнослужащих;
Расширять представления
детей о Российской армии;
-воспитывать
дошкольников в духе
патриотизма, любви к
Родине;
Знакомить с
разными родами войск
(сухопутными, морскими,
воздушными);
Формировать стремление
быть сильными, смелыми
защитниками своей страны. Беседы: «Солдаты
Отечества», «Профессии
смелых и отважных»
Сюжетно - ролевые игры:
«Лётчики», «Разведчики»,
«Моряки». Спортивноемероприятие: «Сильный,
смелый, ловкий».
Чтение художественной
литературы: «Большая
книга профессий» Г. П.
Шалаева (военный и др.)Т. А. Шорыгина
«Профессии. Какие они?»
(военнослужащий)
Все профессии
нужны, все
профессии
важны Закрепить представление о профессиях, о значимости труда
взрослых, воспитать
уважение и любовь к
труду взрослых. Игра-развлечение
«Калейдоскоп профессий».
Список литературы
1. Борисова Е. М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. - М. :
Знание, 1991.
2. Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М. :
«Просвещение», 1987 г.
3. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М. :
Инноватор, 1997.
4. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М. : ТЦ Сфера,
2005 г. Степанова В. А. Профессии. Когда я вырасту. – М. : «Омега», 1998
5. Энциклопедия «Мир профессий». – М. : Изд. «Знание», 2005.
6. Энциклопедия «Я познаю мир». – М. : Изд. Дрофа, 2007.
7. Шалаева Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М. :
Издательство Эксмо, 2005 г.
8. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей,
гувернеров и родителей. М. : Гном, 2013.