Анастасия Елакова
Формирование профессионального мастерства педагогов как механизм повышения качества образования в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Меняющаяся социальная и политическая среда оказывают влияние на все социальные институты жизни и, на образование в том числе. Они обусловлены объективной потребностью в развитии образовательной системы в целом. Миссия дошкольного образования определена с учетом социального заказа общества: обеспечение социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития ребенка. А это достигается в первую очередь высоким качеством воспитательно-образовательного процесса. Сегодня все больше возрастает значение таких деловых качеств, как компетентность, чувство нового, инициатива, смелость и готовность брать ответственность на себя; умение поставить задачу и довести до конца ее решение. Исходя из современного сложившегося взгляда на приоритеты в развитии системы дошкольного образования, можно сделать вывод, что качество образования - это интегрированное понятие, включающее в себя несколько компонентов: условия осуществления образовательного процесса; организацию и содержание образовательного процесса; результативность образования и его оценку; цену достижения результативности. Эти компоненты, безусловно, являются основополагающими в системе образования.
Публикация «Формирование профессионального мастерства педагогов как механизм повышения качества образования в детском саду» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
В связи с этим перед работниками дошкольных образовательных организаций стоит нелегкая задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Особое значение в работе ДОО имеет совершенствование управления персоналом, включающего многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты. Ключевое место занимает определение способов повышения эффективности профессиональной деятельности, путей роста творческой инициативы, а также стимулирование и мотивация работников.
В нынешних условиях детский сад предполагает постоянный поиск новых форм организации воспитательно-образовательного процесса и определяет следующий комплекс действий:
1. Правильно прогнозировать, проектировать, моделировать и строить воспитательно-образовательный процесс.
2. Повышать качество образования через развитие профессионально значимых качеств педагогов, развитие инновационного и интеллектуального потенциала коллектива МАДОУ.
3. Осваивать современные подходы к организации здоровьесберегающейдеятельности и формировать на этой основе профессиональное педагогическое мышление.
Любое образовательное учреждение - это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. Значит, качество образования напрямую зависит от уровня сформированности профессиональных умений педагогов, т. е. в числе важнейших направлений деятельности, нуждающихся в концентрации усилий, является работа с кадрами педагогической квалификации. Возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем. Следовательно, стоит задача - создать такие условия для деятельности педагога, обеспечить такой уровень мотивации, которые предполагают выбор: от рутинного движения в сторону творческого, новаторского отношения к собственной деятельности; помочь педагогу взять на вооружение новые педагогические технологии, овладеть искусством их творческого применения.
Цели и задачи этапе развития педагогического коллектива.
I этап: Организационный. Он ставит следующие задачи:
1. Скоординировать деятельность педагогов путем создания взаимосвязанной системы отношений.
2. Сформировать у педагогов позицию специалиста - носителя мыследеятельности.
II этап: Консолидирующий. Его задачи:
1. Сформировать внутреннюю структуру педагогического коллектива.
2. Обеспечить переход педагогов из позиции носителя мыследеятельности в позицию специалиста с развитыми профессиональными интересами, способностью к поисковотворческой деятельности.
3. Привлечь к управлению педагогическим процессом рядовых членов коллектива.
III этап: Интегрирующий. Его задачи:
1. Обеспечивать взаимное просвещение членов коллектива.
2. Активизировать участие педагогов в управленческой деятельности.
3. Определить зоны ближайшего развития МАДОУ.
Важное место в содержании работы ДОО занимает анализ деятельности детского сада, результаты использования новых педагогических технологий, анализ профессиональной деятельности членов коллектива, рассмотрение прогностических программ и проектов, анализ и утверждение дидактических, методических материалов, обобщение опыта. Определение задач методической службы помогло выбрать наиболее эффективные формы работы с педагогическим коллективом и отдельными педагогами :
1. Повышение квалификации через педагогические советы, методические объединения, педагогический консилиум, семинары-практикумы, педагогический брейн-ринг и т. д.
2. Внедрение эффективных форм самообразования : знакомство с новинками педагогических изданий («Информационный час»); активное использование и апробация педагогического опыта; посещение и участие в мастер-классах и т. д.
3. Реализация системы мер по развитию наставничества через организацию деятельности «Школы молодого специалиста «Школа успеха».
4. Объединение педагогов в творческие микрогруппы с целью совершенствования образовательного процесса.
5. Организация работы консультативного пункта МАДОУ (консультации индивидуальные и групповые, по основным направлениям всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т. д.).
6. Сопутствующие виды контроля (анкетирование, диагностика, самооценка, самоконтроль, самоанализ и т. д.).
Использование данных форм позволяет :
• максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания;
• создать благоприятный психологический климат в коллективе;
• обеспечить оптимальные условия для обмена опытом.
Результативность педагогической деятельности главным образом зависит от квалификации педагога. Новые программы, новые технологии требуют новых знаний, умений, поэтому необходимо постоянное повышение квалификации, обусловленное профессиональной подготовленностью, которая позволяет наилучшим образом использовать способы, приемы, средства и психологический потенциал для достижения целей. Высокий уровень квалификации позволяет педагогу продуктивно и качественно решать профессиональные задачи.
Повышение квалификации педагогического коллектива осуществляется в соответствии с утвержденным планом повышения квалификации на текущий учебный год. В детском саду созданы условия для повышения квалификации педагогов с учетом образовательных запросов сотрудников и потребностей МАДОУ.
Важным критерием эффективности педагогического процесса является удовлетворенность всех субъектов образования - воспитанников, педагогов, родителей. Результат своего труда каждый педагог видит в своих детях. Удовлетворенность воспитанников проявляется через желание детей посещать детский сад, состояние комфортности, возможность реализовать себя в творческой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Атмахова Л. Новые подходы, квалификация, мастерство. Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. // Дошкольное воспитание. 2008. № 3. С. 15 – 17.
2. Атмахова Л. Новые подходы, квалификация, мастерство. Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. С. 24 – 31.
3. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. Творческий центр. М., 2008.
4. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. — М. : Издательский центр «Академия», 2000.
5. Лукьянова М. И. Профессиональная компетентность педагога : теоретический анализ понятия. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. № 1. С. 15 – 21.
6. Майер А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. № 1. С. 8 – 14.
7. Панкова Е. П. Повышаем профессиональную компетентность воспитателей.