Приложение МААМ

Формирование позитивных взаимоотношений в семье как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников

Наталья Николаевна
Формирование позитивных взаимоотношений в семье как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Тема «Формирование позитивных взаимоотношений в семье - основа   духовно нравственного  воспитания дошкольников»

«Семья — опора счастья»

• Введение.

Семья – это первая социальная ячейка, в которой ребенок начинает осваивать мир и формировать свои представления о моральных и нравственных ценностях. Позитивные взаимоотношения в семье играют ключевую роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников, закладывая основы для формирования их личности и эмоционального интеллекта.

Публикация «Формирование позитивных взаимоотношений в семье как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

1. Позитивные взаимоотношения как основа воспитания.

Позитивные взаимоотношения в семье обеспечивают комфортную эмоциональную атмосферу, которая способствует всестороннему развитию ребенка. Когда родители проявляют любовь, внимание и заботу, у ребенка формируется чувство безопасности и доверия к миру. Это, в свою очередь, создает базу для развития социальной компетентности и эмоционального интеллекта.

Семейно - нравственное воспитание и развитие детей играет исключительно важную роль в жизни каждого человека во многом потому, что именно в ее задачи входит привитие ребенку базовых морально-нравственных качеств, представлений о правильном и неправильном, допустимых и неприемлемых формах поведения.

2. Роль общения в воспитании

Открытое и честное общение между родителями и детьми – это важный аспект формирования позитивных взаимоотношений. Через диалог дети учатся выражать свои чувства, понимать эмоции других и развивают навыки взаимодействия. Обычные семейные беседы, совместные игры и чтение книг - все это помогает детям осваивать ценности дружбы, уважения и сострадания.

3. Пример родителей

Родители служат образцом для подражания. Их поведение, отношение к друг другу и окружающему миру оставляет неизгладимый след в сознании ребенка. Именно в семье он учится различать добро и зло, формирует свое отношение к справедливости. Примеры служения, поддержки и заботы о близких воспитывают в детях толерантность и эмпатию.

4. Совместные семейные традиции

Создание и поддержание семейных традиций укрепляет взаимоотношения и создает положительный климат в семье. Общие праздники, выезды на природу, совместные занятия спортом или творчеством помогают не только наладить контакт между членами семьи, но и закладывают в детях чувство общности и принадлежности к своей семье, что важно для формирования личной идентичности.

5. Эмоциональная поддержка

Дети должны ощущать эмоциональную поддержку со стороны родителей. Это может проявляться в понимании их чувств, помощи в решении проблем и предоставлении возможности быть услышанными. Эмоциональная поддержка формирует в детях уверенность в своих силах и желание открываться этому миру.

2. Основная часть.

2.1. Актуальность.

В современном обществе в последнее время очень остро встала проблема нравственности, как среди взрослого населения,   так и детей дошкольного возраста. Подмена моральных норм и смена ценностных ориентиров начинает происходить уже с дошкольного возраста. Поэтому важно проследить линию изменений, которые происходят с возрастом у дошкольников.

Кризисной ситуации нравственности в обществе, прежде всего, способствует современные, достаточно разнообразные методики воспитания детей, в рамках которых ребенок получает основы нравственного воспитания вне семьи посредством навязанных деморализованным социумом средств (например, компьютерные игры, развивающие жестокость и эгоизм). Это делает актуальным исследования морального воспитания детей дошкольного возраста.

Актуальность взаимодействия детского сада и семьи.   Сегодня очевидно: наиболее успешно ребёнок развивается, воспитываясь в двух школах – семье и дошкольном учреждении.   Любовь взрослых, отсутствие дистанции между ребёнком и взрослым, частые телесные контакты, семейные традиции, обычаи и многое другое составляют основу комфортного, благополучного фона воспитания.

2.2. Великие педагоги о роли семьи в

чем в школе, воспитывать ребёнка, нравственном воспитании детей.

• Н. И. Пирогов. Считал, что именно в семье формируется нравственный человек. У семьи, по его убеждению, больше возможностей, учитывая его индивидуальные особенности и склонности.  1

• К. Д. Ушинский.   Обращал внимание на важность доброго, ласкового, уважительного отношения к детям, умения понять ребёнка, приобщить его к семейным ценностям и видам деятельности родителей.  1

• А. С. Макаренко.  Учёный считал, что правильное и полноценное воспитание ребёнок может получить только в семье. Родители должны продемонстрировать ребёнку, что семья — это коллектив, а ребёнок — его часть.  3

• Л. Н. Толстой. Считал, что воспитание ребёнка — главная обязанность родителей. Залог правильного и качественного воспитания — во внутрисемейных отношениях, взаимном уважении, внимании и терпимости членов семьи друг к другу.  3

• В. А. Сухомлинский.  Подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если образовательное учреждение будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребёнка в дошкольном детстве являются родители.

2.3. Понятие семейно-нравственное воспитание.

Семейно-нравственное воспитание — это комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребёнка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности.  1

Воспитание нравственности начинается с семьи. Это среда, в которую малыш попадает сразу после рождения. В ней формируются определённые взаимоотношения между родителями и детьми. Именно в семье закладывается первый опыт и накапливаются те знания, которыми владели предыдущие поколения.  1

Взрослый является для ребёнка образцом поведения. Глядя на поведение своих родителей, он строит отношения с окружающими. В семье у ребёнка появляется чувство заботы о близких, умения уважать их позицию и интересы.  1

Для семейно-нравственного воспитания важно участие в формировании личности не только родителей, но и школы, социума, окружающих людей. Но главную воспитательную функцию, безусловно, выполняет семья.  2

Именно в семье закладывается первый опыт и накапливаются те знания, которыми владели предыдущие поколения. Взрослый является для ребенка образцом поведения

можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:

гуманности

трудолюбия

патриотизма

гражданственности

коллективизма

Нравственное воспитание детей подразумевает воздействие на ребенка семьи, общества с целью развития в нём нравственных качеств, поведения и чувств. может не отразиться на ребенке

 детей, корни которого лежат в ошибочном семейном воспитании или отражают нравственные основы семьи, влияющие на воспитание детей.

Я составила план работы по нравственному воспитанию с родителями и детьми и начала работать.

Цель:

Создать условия для сотрудничества с родителями по вопросам нравственного воспитания детей, формировать единое пространство для воспитания морально-этических ценностей.

Задачи:

Ознакомить родителей с основами нравственного воспитания.

Сформировать у родителей понимание роли семьи в воспитании нравственных качеств.

Содействовать обмену опытом между родителями.

Вовлечь родителей в совместные мероприятия, направленные на нравственное воспитание.

Структура плана:

I. Вводный этап

Организация встречи с родителями (сентябрь).

Тематика: "Роль семьи в нравственном воспитании".

Формат : лекция-презентация с обсуждением.

Создание родительского клуба.

Регулярные встречи (раз в месяц) для обсуждения вопросов воспитания, лекции экспертов.

II. Основной этап

Мастер-классы для родителей (раз в квартал).

Тематика: "Как прививать детям нравственные ценности через игру "Сказкотерапия как средство воспитания".

Совместные родительские собрания.

Темы: "Этика общения в семье", "Примеры нравственного поведения".

Открытые занятия для родителей (раз в полгода)

Наблюдение за занятиями детей с последующим обсуждением.

Организация выставки детских работ.

Тема: "Моя семья и наши ценности". Привлечение родителей к обсуждению представленных работ

III. Заключительный этап

 Анкетирование родителей.

Оценка проводимых мероприятий, выявление потребностей.

Подведение итогов работы с родителями.

Темы: " Итоги года: что удалось, а что можно улучшить".

Планирование работы на следующий год.

На основе собранной информации и обратной связи от родителей.

Итог:

Регулярные мероприятия и активное участие родителей в воспитательном процессе помогают создать позитивный нравственный климат в детском саду, а также укрепят сотрудничество с семьей в вопросах воспитания детей.

2.4. Как воспитывать дошкольников

Духовно-нравственное воспитание предполагает формирование у ребёнка базовых нравственных ценностей, таких как честность, сострадание, трудолюбие, уважение к окружающим. Все эти ценности наиболее эффективно прививаются именно в семейной атмосфере.

Когда родители сами следуют этим принципам, они становятся для своих детей примером для подражания. Важно, чтобы взрослые не только говорили о нравственных идеалах, но и демонстрировали их в своём повседневном поведении. Например, семейные традиции, совместные занятия, обсуждение прочитанных книг — все это способствует формированию у дошкольника правильных моральных ориентиров.

Мы играем с детьми в такие игры, которые помогают воспитать коллективизм и дружеские взаимоотношения.

2.5 Что должно быть привито дошкольникам в плане нравственности

В наше время нравственное воспитание становится необходимостью, так как мир наполнен жестокостью и злом.

Создание комфортной и безопасной атмосферы в семье. Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя защищённым и любимым. Это можно достичь через регулярные разговоры, проявление заинтересованности в жизни ребёнка и его увлечениях.

Совместные активности. Проведение времени вместе позволяет укрепить семейные Способы формирования позитивных взаимоотношений

связи и способствует проявлению любви и заботы. Совместные игры, чтение книг, прогулки на свежем воздухе — всё это даёт возможность родителям и детям научиться сотрудничеству и уважению друг к другу.

Открытое общение. Важно поощрять детей делиться своими мыслями и чувствами. Родители должны быть готовы выслушать и поддержать своих детей, что поможет ребенку развить уверенность в себе и своих способностях.

Развитие эмоционального интеллекта. Научите ребёнка понимать и выражать свои эмоции. Это можно делать через игры, обсуждение различных ситуаций и путём примера. Ребёнок должен понимать, что испытывать чувства — это нормально, и важно уметь управлять ими.

Роль семейных традиций. Совместные праздники и обряды, будь то празднование дня рождения или приготовление семейного блюда, создают уникальную атмосферу и укрепляют

Нужно помнить, что развитие нравственности в человеке начинается в семье и имеет своё продолжение в яслях, детском саду. Оно становится более целенаправленным.

3. Заключение.  Формирование позитивных взаимоотношений в семье — это не просто процесс, а ключевой аспект духовно-нравственного воспитания дошкольников. Именно в семье закладываются основы, которые повлияют на жизнь ребё нка во многих аспектах: от его выбора друзей до профессиональных ориентиров в будущем. Важно помнить, что каждая семья уникальна, и подходы к воспитанию могут различаться, но любовь, внимание и поддержка остаются необходимыми для успешного развития следующего поколения.

 Заботливое и внимательное отношение родителей создает здоровую атмосферу для роста и развития детей, формируя их моральные ценности, которые станут основой их будущего взаимодействия с окружающим миром. Понимание и реализация этих принципов позволит родителям не только воспитать счастливого и гармоничного человека, но и создать крепкие узы семейной любви и поддержки.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование позитивных взаимоотношений в семье как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 23 октября 2024 в 17:30
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование позитивных взаимоотношений в семье как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Николаевна (УИ 3373898) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД