Аноним
Формирование положительных черт с разными типами темперамента на основе игр
▼ Скачать + Заказать документы
В воспитательно-образовательной работе по ФГОС ДО должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуальный подход необходим в двух отношениях:
• во-первых, он обеспечивает личностное своеобразие развития детей, дает возможности максимального развития всех особенностей ребенка;
• во-вторых, без учета индивидуальных особенностей детей любое воздействие может оказать на них совсем не то влияние, на которое оно рассчитано.
Задача взрослых – создать условия для полноценного развития индивидуальных детских видов деятельности ребенка в детском саду.
Публикация «Формирование положительных черт с разными типами темперамента на основе игр» размещена в разделах
Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту. У детей с раннего возраста четко проявляются значительные различия по общей реактивности, глубине, интенсивности, устойчивости реакций, эмоциональной впечатлительности и ее модальной направленности (гнев, страх, радость, удовольствие, энергичности и другим устойчивым динамическим особенностям познавательной, эмоциональной, волевой сфер и поведения в целом. Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, такие ее свойства, как сила, подвижность, уравновешенность.
Актуальность данной темы заключается в том, что педагогу важно знать темперамент детей. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Кроме того, благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент. Меры воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента ребенка и поддерживали сильные его стороны. Согласно ФГОС ДО воздействовать на ребенка, осуществлять образовательную деятельность, прежде всего, необходимо в форме игры (ФГОС ДО п. 1.3.)
Игра для ребенка – это его «работа». С помощью игры ребенок познает самого себя и окружающий мир, развивает свои физические и умственные способности, учится общаться с окружающими, демонстрирует и как бы тестирует свой характер. Поэтому игра для ребенка - это не просто игра, это необходимое условие для нормального роста и всего последующего развития. Именно в игре ребенок первоначально обретает опыт для построения взаимоотношений во взрослой жизни, закладывает основы своего будущего.
Моя работа состояла из следующих этапов:
1. Изучение типов темперамента.
Основание темперамента составляют свойства и способность нервной системы воспринимать окружающий мир, перерабатывать информацию, справляться с возникающими задачами.
• Холерик – обладает сильной нервной системой, неуравновешенный, подвижный.
• Сангвиник – характеризуется сильной нервной системой, уравновешенный, подвижный.
• Флегматик – имеет сильную нервную систему, уравновешенный, инертный.
• Меланхолик – слабая нервная система, неуравновешенный, инертный.
При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств:
• у сангвиника – распыленность интересов;
• у холерика – несдержанности, резкости;
• у флегматика – вялости, безучастности к окружающему;
• у меланхолика – замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.
2. Выявление типов темперамента у детей: метод наблюдения, анкеты для родителей.
У некоторых детей не совпадали мои наблюдения и анкеты родителей. Поэтому, так как ребенок большую часть времени проводит в детском саду, я опиралась на собственные наблюдения и поделила детей на группы – типы темперамента.
В группе 23 ребенка.
Сангвиник – 15 детей; холерик – 3 ребенка; флегматик – 3 ребенка, меланхолик – 2 ребенка.
3. Подбор игр для детей с разными типами темперамента.
Помимо отдельных игр для детей были организованны сюжетно-ролевые игры, в которых возможно осуществление помощи детям-холерикам, флегматикам, меланхоликам, сангвиникам. Например, дети-меланхолики часто страдают от того, что им сложно выразить переполняющие их внутренний мир эмоции. Эта привычка держать всё в себе может привести к формированию нервозов. Поэтому важны игры, где ребёнок может дать волю эмоциям – стеснительным меланхоликам это делать сложно, но нужно всячески стремиться, чтобы ребёнок получил эмоциональную разрядку. В игре "Магазин", такой ребенок часто теряется в действиях и не уверен, правильно ли он все делает, в таком случае очень важна помощь педагога: пройти с ним по магазину, пробить чек, купить необходимый ему предмет. Таким образом, проиграв с ребенком вместе 2-3 раза данные действия, на 4й раз ребенок сам совершит все необходимое.
Была создана папка-передвижка для родителей, в которой освещались характеристики типов темперамента. Были индивидуальные консультации по желанию родителей.
4. Выявление особенностей работы в НОД.
Сангвиник. Публично могут быть отмечены недостатки, сделаны замечания. Быстро включается в работу в любой части занятия. Для выполнения задания следует уточнить временные промежутки.
Холерик. Необходимо чередовать виды деятельности. Чаще проводить публичный опрос. Разумное сочетание поощрения и наказания, желательно отрицательные оценки давать «с глазу на глаз». Держать в поле зрения в течение всей работы.
Флегматик. Работоспособность высокая в середине и в конце занятия. Не следует торопить и ограничивать во времени. Допустимо снижение объема задания. Чаще обучать самостоятельному оцениванию своей работы по заданным критериям.
Меланхолик. При устных ответах необходимо подбадривание, создание ситуации успеха. Не следует сразу спрашивать по новому материалу. К концу занятия работоспособность снижается. Нуждается в щадящем режиме, доброжелательном отдыхе. Осуществлять подбадривающий контроль, т. е. в первую очередь оценивать успехи. Поощрять старательность, неудачи отмечать деликатно.
5. Проведение мастер-класса с родителями "Организация игр по темпераменту детей".