Гульфизя Фасахова
Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире
▼ Скачать + Заказать документы
Повседневная жизнь детей протекает в окружающем их природном мире. Каждый день наши дети видят солнце, небо, траву, деревья, птиц - все то, что мы называем природой. Мы, педагоги, должны удовлетворить детскую любознательность, обогатить ребенка яркими впечатлениями о красоте природных явлений.
Познавательная деятельность на занятиях по реализации идей освоения детьми образовательных областей является ведущим средством формирования у ребёнка основ целостной, "экологической" картины окружающего мира.
Публикация «Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Содержание представленной статьи разработано на основе экологической этики, как концепции моральных отношений человека с природой. Предназначено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к жизни. Воспитание у людей с детских лет любви к природе – большая и благородная задача. В её решении важная роль принадлежит педагогам. Чтобы успешно нести эстетическую культуру в жизнь, прививать эстетические навыки и вкусы детей, будущие педагоги должны иметь отчетливое представление о глубоком воспитательном воздействии природы на формирующиеся личность.
Ещё К. Д. Ушинский отмечал, что прекрасный ландшафт оказывает огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать даже влиянию педагога. Везде и всюду следует учить понимать язык природы, видеть красоту окружающего мира. Необходимо формировать у детей творческий, созидательный подход к оценке природы.
Формирование основ экологической культуры и экологического сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания XXI века.
В течении ряда лет наш коллектив работает над формированием у детей экологической культуры. Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического создания. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.
Исходя из этого, мы ставим вопрос: в чем сущность экологического просвещения в дошкольных учреждениях и какие понятия доступны для восприятия дошкольников? Какие же экологические связи устанавливаются на занятиях?
На доступном детям уровне, рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений дети изучает окружающий мир, изучение экологических связей позволяют детям приобрести основы мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, познавательных способностей, коммуникативных способностей.
Постоянное внимание воспитателя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес детей к природе. При изучении окружающего мира раскрываются разнообразные и достаточно сложные для дошкольников связи, существующие в природе. Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры дошкольников, воспитанию ответственного отношения к природе.
Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.
Основными задачами нашей работы является:
1. Формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам;
2. Развитие устойчивого интереса детей к природе, её неживым и живым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы;
3. Формирование системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения;
4. Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ответственно ухаживать за растениями и животными, желание наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.
Связи между неживой и живой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов, изменение в действиях этих факторов определенным образом влияет на организмы. Связь эта выражается и в приспособленности живых существ к среде обитания.
Между живой и неживой природой существует связи обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду.
Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей, создают среду их обитания, дают им убежище, служат материалом для построения жилищ. С другой стороны. Животные тоже влияют на растения: распространяют их плоды и семена.
Между животными разных видов особенно хорошо прослеживаются пищевые связи. Это отражено в понятиях «насекомоядные животные», «хищные животные».
Существуют своеобразные связи между грибами, растениями и животными. Растущие в лесу грибы своей подземной частью грибницей срастаются с корнями деревьев, кустарников, некоторых трав. Благодаря этому грибы получают от растений органические питательные вещества, растения от грибов – воду, с растворимыми в ней минеральными солями. Некоторые животные питаются грибами и лечатся ими.
Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от неё. Воздействие человека на природу может быть прямым – сбор дикорастущих растений на букеты, истребление животных на охоте; и косвенным – нарушение местообитания живых организмов, то есть нарушение того состояния неживой или живой природы, которое для данных организмов необходимо: загрязнение воды в реке приводит к гибели рыбы, вырубка старых дуплистых деревьев ведет к уменьшению численности птиц, живущих в дуплах и так далее.
Получая определенную систему знаний на занятиях по экологии, во время экскурсий, наблюдений дети усваивают нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе.
Мы, педагоги, создаем на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организуем диалогическое общение с детьми и с природой.
В нашем дошкольном учреждении имеется «Зимний сад», в каждой группе уголок природы. На территории детского сада оформлена «Альпийская горка», «Экологическая тропа», разнообразные цветники, что способствуют развитию у детей экологических знаний, реализовать идеи освоения детьми образовательных областей.
В дошкольном учреждении с учетом возраста дошкольников организуются исследовательские деятельности. Что вызывает особый интерес у детей. Эффективной организации работы с детьми способствует прием использования сказочных героев: Дядюшка Ау, Незнайка, Почтальон Печкин.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно проводиться систематически, с использованием местного краеведческого материала.
Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет дошкольникам усваивать правила и нормы поведения в природе.
Использованная литература.
1. Машкова С. В., Суздалева Г. Н., Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012.
2. Николаева С. Н., Методика экологического воспитания дошкольников.
3. Рыжова Н. А., Наш дом природа. - М. :Карапуз - дидактика, 2005.
4. Рыжова Н. А., Развивающая среда дошкольных учреждений.