МААМ-картинки

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста средствами игровых технологий

Трощенко Ирина
Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста средствами игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение

детей основам финансовой грамотности.

Это связано с изменениями, происходящими в социальной жизни всех

членов общества (в том числе и дошкольников, важностью подготовки

ребенка к жизни, его правильной ориентацией в современных экономических

явлениях, а также необходимостью сохранения преемственности в изучении

экономики.

Публикация «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» размещена в разделах

Финансовым знаниям следует обучать с дошкольного возраста.

Проблема финансового образования стала предметом исследования

применительно к детям дошкольного возраста. Раннее качественное

образование в области финансовой грамотности служит основой для

эффективного взаимодействия с внешним миром [3].

ФГОС ДО ставит перед собой задачу формирования общей культуры

детских личностей. Экономическая культура личности дошкольника

характеризуется наличием первичных представлений об экономических

категориях, интеллектуально-нравственных качествах (бережливость,

смекалка, находчивость, трудолюбие, умение планировать, осуждение

жадности и расточительности) [4].

Финансово-экономическое образование приближает дошкольников к

реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует в

человеке предпринимательские качества. Поэтому экономическое

образование является важным направлением в дошкольной педагогике и в

настоящее время является актуальным и востребованным. Экономика и

дошкольное образование, на первый взгляд, кажутся абсолютно

несовместимыми понятиями, но современный ребенок с первых лет жизни

попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями

и процессами. Различные профессии, окружающие ребенка люди, купля-

продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о семейном бюджете – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно

сталкивается дошкольник. Современная жизнь очень непредсказуема, но в то

же время очень интересна, поэтому сложные экономические процессы так

привлекательны для детей своей развивающей средой. Финансовое

образование – относительно новое направление в дошкольной педагогике.

Многочисленные исследования последних лет указывают на необходимость

введения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети

приобретают первый опыт участия в элементарных экономических

отношениях и вступают в мир экономической действительности [3].

В современных условиях дети рано включаются в хозяйственную

жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, вместе с родителями ходят

за покупками в магазин, участвуют в процессе купли-продажи товаров, тем

самым осваивая экономическую информацию на бытовом уровне, чаще всего

в искаженном виде. Неправильно полагаться на спонтанное усвоение

экономической стороны жизни, так как в процессе обучения дети

сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги,

кредиты, долги, бедность и прочее. Эти понятия содержат большой

нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности:

честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое [1].

Сегодня количество экономических понятий (ликвидность, реклама,

доход, прибыль, проценты по депозитам, акции и т. д., с которыми мы

сталкиваемся ежедневно, постоянно растет. Поэтому важно говорить о

системе экономического образования в России, искать эффективные пути

формирования основ финансовой грамотности подрастающего поколения.

Поэтому на государственном уровне предприняты определенные шаги для

решения этой проблемы: разработана Стратегия повышения финансовой

грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы; грантовые средства

выделяются на реализацию мероприятий по повышению финансовой

грамотности; создаются электронные образовательные ресурсы по

финансовой тематике (фильмы, видеолекции, рекламные ролики и т. д.);

предлагаются различные программы разного уровня (федеральные,

региональные, муниципальные, для дошкольных образовательных

учреждений). Для организации более эффективной работы по формированию

основ финансово – экономической грамотности дошкольников необходимо

использовать различные формы, методы и средства организации этой

работы, где игра занимает особое место.

Игровая деятельность имеет большое значение для формирования

финансовой грамотности дошкольников. В процессе игры дети легко

познают мир социальной реальности и приобщаются к миру финансов. Все

дети любят играть. Особенность игры в том, что она легко превращается из

развлечения в обучение. Игра для дошкольников является практически

единственным видом деятельности, где они могут проявить свою

инициативу, творческую активность, и при этом их действия всегда будут

направлены на развитие личности: чувств, воли, поведения. Дети, которые

много играют в дошкольном учреждении, лучше адаптируются в школе и легче справляются с жизненными проблемами. Игра помогает детям

удовлетворить потребность быть похожими на взрослых, воплотить в жизнь

свои фантазии, которые сложно, а иногда и невозможно воплотить в

реальной повседневной жизни. Использование игр является наиболее

эффективным способом выработки и закрепления у дошкольников сложных

экономических понятий [2].

Учитывая, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности

является игра, для организации процесса экономического воспитания мы

использовали сюжетно – ролевые игры, которые важны как для повышения

познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной

атмосферы занятия.

Традиционные игры, например, «Магазин», «Супермаркет» усложняли

(расширяли ассортимент продуктов, их нужно взвешивать, расплачиваться с

кассиром бумажными купюрами и монетами. Продавцы рассказывают

покупателям о выгодных акциях).

В ходе таких игр создавали для детей проблемные ситуации,

требующие выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги

или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку?

Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду?

В ходе сюжетно-ролевой игры «Семья» у детей формировали такие

понятия, как «профессии в семье: мамы, папы, бабушки, дедушки»;

«домашние обязанности по дому»; «планирование расходов в семье»;

«бюджет семьи и его составляющих доходы: заработная плата, пенсия»,

«планирование покупок для семьи».

В ходе сюжетно-ролевой игре «Магазин» детей знакомили с

профессиями «Продавец- продает товар», «Грузчик-разгружает товар на

склад», «Водитель-осуществляет доставку товара в магазин»; понятиями как

«очередь»; «покупатель»; «денежные знаки»; «размен денежных знаков»;

«экономия» (это когда семья может купить дорогой товар, но один или

дешевле, но больше).

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» познакомила дошкольников с

профессией «Парикмахер», «Мастер маникюра», «Косметолог», которые

помогают людям поддерживать в порядке их внешний вид; учит детей

благодарить мастера за оказанную услугу, согласно прейскуранту цен:

стрижка мужская/женская, укладка волос, окрашивание.

Сюжетно-ролевая игра «Аптека» познакомила детей с профессией

«Провизор», а также в ходе выполнения данной игры у дошкольников

формируется понятие того, что для более эффективного лечения врач

выписывает рецепты на покупку лекарств; также детей знакомили с

понятиями «денежные знаки»; «размен».

Сюжетно-ролевая игра «Автосервис» познакомила ребят с профессией

«Автослесарь» и с понятием «ремонтный сервис автомобиля», где люди

могут отремонтировать личные автомобили, оплатив услуги автослесаря.

Сюжетно-ролевая игра «Банк» познакомила детей с профессиями :

банкир, менеджер, кассир-операционист, какие действия можно проводить в Банке (оплачивать квитанции, брать кредит и т. д., осваивают действия с

банковской картой.

Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство» познакомила с

профессиями людей, делающих различные виды рекламы. В ходе игры дети

усвоили, что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует, где

размещается. Дети учились создавать свою рекламу.

Таким образом, можно отметить, что игровая деятельность

способствует формированию основ финансовой грамотности дошкольников,

при учете следующих педагогических условий: реализация тематического

содержания игровой деятельности, посредством игр, которые обеспечивают

формирование всей совокупности компонентов основ финансовой

грамотности дошкольников с учетом особенностей конкретных детей

(уровня финансовой грамотности). Помимо формирования финансовой

грамотности у дошкольников, применение игровой деятельности позволяет

активизировать у детей познавательный интерес, формировать определенный

опыт, анализировать причины того или иного развития событий.

16.02.2024

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Инновационный педагогический опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровых технологий» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Коноваловой.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста средствами игровых технологий
Опубликовано: 27 марта 2024 в 14:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» (включая файлы) размещена пользователем Трощенко Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД