Трощенко Ирина
Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста средствами игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение
детей основам финансовой грамотности.
Это связано с изменениями, происходящими в социальной жизни всех
членов общества (в том числе и дошкольников, важностью подготовки
ребенка к жизни, его правильной ориентацией в современных экономических
явлениях, а также необходимостью сохранения преемственности в изучении
экономики.
Публикация «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» размещена в разделах
Финансовым знаниям следует обучать с дошкольного возраста.
Проблема финансового образования стала предметом исследования
применительно к детям дошкольного возраста. Раннее качественное
образование в области финансовой грамотности служит основой для
эффективного взаимодействия с внешним миром [3].
ФГОС ДО ставит перед собой задачу формирования общей культуры
детских личностей. Экономическая культура личности дошкольника
характеризуется наличием первичных представлений об экономических
категориях, интеллектуально-нравственных качествах (бережливость,
смекалка, находчивость, трудолюбие, умение планировать, осуждение
жадности и расточительности) [4].
Финансово-экономическое образование приближает дошкольников к
реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует в
человеке предпринимательские качества. Поэтому экономическое
образование является важным направлением в дошкольной педагогике и в
настоящее время является актуальным и востребованным. Экономика и
дошкольное образование, на первый взгляд, кажутся абсолютно
несовместимыми понятиями, но современный ребенок с первых лет жизни
попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями
и процессами. Различные профессии, окружающие ребенка люди, купля-
продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о семейном бюджете – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно
сталкивается дошкольник. Современная жизнь очень непредсказуема, но в то
же время очень интересна, поэтому сложные экономические процессы так
привлекательны для детей своей развивающей средой. Финансовое
образование – относительно новое направление в дошкольной педагогике.
Многочисленные исследования последних лет указывают на необходимость
введения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети
приобретают первый опыт участия в элементарных экономических
отношениях и вступают в мир экономической действительности [3].
В современных условиях дети рано включаются в хозяйственную
жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, вместе с родителями ходят
за покупками в магазин, участвуют в процессе купли-продажи товаров, тем
самым осваивая экономическую информацию на бытовом уровне, чаще всего
в искаженном виде. Неправильно полагаться на спонтанное усвоение
экономической стороны жизни, так как в процессе обучения дети
сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги,
кредиты, долги, бедность и прочее. Эти понятия содержат большой
нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности:
честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое [1].
Сегодня количество экономических понятий (ликвидность, реклама,
доход, прибыль, проценты по депозитам, акции и т. д., с которыми мы
сталкиваемся ежедневно, постоянно растет. Поэтому важно говорить о
системе экономического образования в России, искать эффективные пути
формирования основ финансовой грамотности подрастающего поколения.
Поэтому на государственном уровне предприняты определенные шаги для
решения этой проблемы: разработана Стратегия повышения финансовой
грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы; грантовые средства
выделяются на реализацию мероприятий по повышению финансовой
грамотности; создаются электронные образовательные ресурсы по
финансовой тематике (фильмы, видеолекции, рекламные ролики и т. д.);
предлагаются различные программы разного уровня (федеральные,
региональные, муниципальные, для дошкольных образовательных
учреждений). Для организации более эффективной работы по формированию
основ финансово – экономической грамотности дошкольников необходимо
использовать различные формы, методы и средства организации этой
работы, где игра занимает особое место.
Игровая деятельность имеет большое значение для формирования
финансовой грамотности дошкольников. В процессе игры дети легко
познают мир социальной реальности и приобщаются к миру финансов. Все
дети любят играть. Особенность игры в том, что она легко превращается из
развлечения в обучение. Игра для дошкольников является практически
единственным видом деятельности, где они могут проявить свою
инициативу, творческую активность, и при этом их действия всегда будут
направлены на развитие личности: чувств, воли, поведения. Дети, которые
много играют в дошкольном учреждении, лучше адаптируются в школе и легче справляются с жизненными проблемами. Игра помогает детям
удовлетворить потребность быть похожими на взрослых, воплотить в жизнь
свои фантазии, которые сложно, а иногда и невозможно воплотить в
реальной повседневной жизни. Использование игр является наиболее
эффективным способом выработки и закрепления у дошкольников сложных
экономических понятий [2].
Учитывая, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности
является игра, для организации процесса экономического воспитания мы
использовали сюжетно – ролевые игры, которые важны как для повышения
познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной
атмосферы занятия.
Традиционные игры, например, «Магазин», «Супермаркет» усложняли
(расширяли ассортимент продуктов, их нужно взвешивать, расплачиваться с
кассиром бумажными купюрами и монетами. Продавцы рассказывают
покупателям о выгодных акциях).
В ходе таких игр создавали для детей проблемные ситуации,
требующие выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги
или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку?
Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду?
В ходе сюжетно-ролевой игры «Семья» у детей формировали такие
понятия, как «профессии в семье: мамы, папы, бабушки, дедушки»;
«домашние обязанности по дому»; «планирование расходов в семье»;
«бюджет семьи и его составляющих доходы: заработная плата, пенсия»,
«планирование покупок для семьи».
В ходе сюжетно-ролевой игре «Магазин» детей знакомили с
профессиями «Продавец- продает товар», «Грузчик-разгружает товар на
склад», «Водитель-осуществляет доставку товара в магазин»; понятиями как
«очередь»; «покупатель»; «денежные знаки»; «размен денежных знаков»;
«экономия» (это когда семья может купить дорогой товар, но один или
дешевле, но больше).
Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» познакомила дошкольников с
профессией «Парикмахер», «Мастер маникюра», «Косметолог», которые
помогают людям поддерживать в порядке их внешний вид; учит детей
благодарить мастера за оказанную услугу, согласно прейскуранту цен:
стрижка мужская/женская, укладка волос, окрашивание.
Сюжетно-ролевая игра «Аптека» познакомила детей с профессией
«Провизор», а также в ходе выполнения данной игры у дошкольников
формируется понятие того, что для более эффективного лечения врач
выписывает рецепты на покупку лекарств; также детей знакомили с
понятиями «денежные знаки»; «размен».
Сюжетно-ролевая игра «Автосервис» познакомила ребят с профессией
«Автослесарь» и с понятием «ремонтный сервис автомобиля», где люди
могут отремонтировать личные автомобили, оплатив услуги автослесаря.
Сюжетно-ролевая игра «Банк» познакомила детей с профессиями :
банкир, менеджер, кассир-операционист, какие действия можно проводить в Банке (оплачивать квитанции, брать кредит и т. д., осваивают действия с
банковской картой.
Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство» познакомила с
профессиями людей, делающих различные виды рекламы. В ходе игры дети
усвоили, что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует, где
размещается. Дети учились создавать свою рекламу.
Таким образом, можно отметить, что игровая деятельность
способствует формированию основ финансовой грамотности дошкольников,
при учете следующих педагогических условий: реализация тематического
содержания игровой деятельности, посредством игр, которые обеспечивают
формирование всей совокупности компонентов основ финансовой
грамотности дошкольников с учетом особенностей конкретных детей
(уровня финансовой грамотности). Помимо формирования финансовой
грамотности у дошкольников, применение игровой деятельности позволяет
активизировать у детей познавательный интерес, формировать определенный
опыт, анализировать причины того или иного развития событий.
16.02.2024