Ирина Бундеева
Формирование основ духовно-нравственной культуры дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Российское общество в настоящее время переживает духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
Публикация «Формирование основ духовно-нравственной культуры дошкольника» размещена в разделах
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры.
На протяжении первых семи лет жизни ребенок проходит огромный путь духовного становления. Нравственные качества, приобретенные им в детстве, остаются на всю жизнь.
Известно, что дети дошкольного возраста отличаются ситуативностью поведения: ребенок, показав образец нравственного поведения в одной ситуации, в другой поступает противоположным образом. Тем не менее, потенциальные возможности детей, позволяющие им понять и принять нравственные нормы, гораздо больше, чем мы привыкли считать. Это и служит основой духовно-нравственного воспитания дошкольников.
В связи с этим были поставлены цель и задачи:
Цель: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
1. Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, совесть, верность, любовь к природе, сохранение и приумножение народных культурных традиций).
2. Создание предметно-развивающей среды в соответствии с духовно-нравственным направлением воспитания (культурные и духовные народные традиции, любовь к природе, истории родного края).
3. Оказание помощи семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям духовной и народной культуры.
Работу по данному направлению я осуществляю по следующим блокам:
1. "Здравствуй, это Я!";
2. "Вместе дружная семья" (семья, детский сад);
3. "Моя малая Родина" (село, микрорайон);
4. "Широка страна моя родная".
Каждый блок включает в себя непосредственно образовательную деятельность, игры, беседы, чтение художественной литературы, художественное творчество, дидактические игры. Между тем мой опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса.
Блок "Здравствуй, это Я!"
Формируется у детей представление о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребенка. Показать разнообразие имен позволяют непосредственно образовательная деятельность, дидактические игры и упражнения, а также другие виды детской деятельности.
• Досуг "Именины", непосредственно образовательная деятельность "Праздник имени", проект "Мое имя";
• Дидактические упражнения: "Я и вселенная", "Составь собственный герб".
При реализации семейного проекта "Мое имя" родители воспитанников подходят к выполнению задания с энтузиазмом, проявляя выдумку и фантазию. Они оформили плакаты в самых разнообразных стилях. Это были: сюжет из сказки; корабль, отправляющийся в дальнее плавание; рыцарь, охраняющий замок; задорный львенок; космонавт.
Блок "Вместе дружная семья"
Блок "Вместе дружная семья" (семья, детский сад) призван помочь понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием "семья" невозможно без непосредственной поддержки самой семьи.
Так, начиная со старшей группы, вместе с родителями оформили "Уголки уединения". Помимо набора игрушек для индивидуальных игр и книг ребенок на некоторое время может отгородиться от активной деятельности в «уголках уединения», где размещаются семейные фотографии. Они были представлены в виде фотовыставки и фотоальбома. Мой опыт показывает, что наличие коллекции семейных фотоснимков стимулирует желание детей рассказывать о своей семье как педагогу, так и друг другу. Этот вид работы не только позволяет дать детям представления об индивидуальности каждой семьи, но и решает одну из важных речевых задач – научить ребенка составлять рассказ из личного опыта.
Над проектом "Моя семья", работа началась в старшей группе. Родители знакомили детей с историей своей семьи, рассказывали, где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
В группе была проведена непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с составом семьи, с семейными традициями, а также организовано посещение выставок и краеведческого музея [2].
Блок «Моя малая родина»
Основной целью проводимой работы является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. На этом этапе я собирала, анализировала и доводила до детей всю интересную информацию о том населенном пункте, где они живут (село, улица, микрорайон). А именно:
• исторические факты местного значения;
• окружающая природа;
• основная профессия, которая присуща жителям населенного пункта.
Использовались ситуативные беседы, игры, наблюдения, дидактические упражнения, иллюстрации, фотоальбомы.
• Блок "Широка страна моя родная"
Работу на этом этапе можно организовать в двух вариантах:
• первый вариант – традиционный – непосредственно образовательная деятельность [3]
• второй вариант – освоение материала в разнообразных видах деятельности детей.
Для непосредственно образовательной деятельности я готовила конспекты по разработанному плану, такие как:
• "История в гербах"
• "Руки трудовые" (отражение профессий)
• "То березка, то рябинка" (экология в гербах)
• "На страже Родины"
• Викторина.
Второй способ более трудоемкий и требовал отличного знания материала, ориентации в нем и быстрой реакции, а также наличия большого числа наглядных и дидактических пособий. Ознакомление с темой происходит в процессе всех видов деятельности в течение всего учебного года. Например, по развитию речи - это составление описательного рассказа, ситуативные беседы и решение грамматических задач, а также игры, художественное творчество, ручной труд, дидактические пособия, музейная педагогика.
Результативность моей работы выражается в представлении любой деятельности детей на выставках, конкурсах: окружной конкурс «Воспитатель-2012 года», региональный конкурс детских творческих работ на экологическую тематику, районный фестиваль художественной самодеятельности «Салют Победы», областная акция «Читаем детям о войне», районный фестиваль «День защиты детей», районный конкурс «Щит России».
В соответствии со своей работой я разработала диагностические карты:
- Отношение ребенка к самому себе - Ребенок и взрослый - Я и природа - Нравственные качества - Знание символики