Ольга Дзиова
Формирование основ делового сотрудничества педагога и семьи-залог воспитания успешного ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Можно конечно считать, что всем правит судьба – одному она дает все, другому чуть-чуть, а третьего и вовсе обходит. Но попробуем присмотреться к тем людям, которых считают успешными. Вполне возможно, увидим, что они обладают такими качествами личности как целеустремленность и инициативность, высокий уровень самоконтроля и умение не пасовать перед трудностями, умение общаться с другими людьми и убеждать их. Это не врожденные черты, а скорее – результат воспитания, то есть плоды того, как с этими детьми общались в детстве. Я убеждена, чтобы процесс воспитания был успешным, работу надо начинать «со сближения души и разума» всех участников процесса, сопричастных к жизни ребенка. А служить основой такого сближения может только сам ребенок.
Публикация «Формирование основ делового сотрудничества педагога и семьи-залог воспитания успешного ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Поэтому основной лейтмотив работы нашего коллектива может быть сформулирован как : «От успешного взрослого - к успешному ребенку». Ведь только успешный взрослый может воспитать успешную личность.
На протяжении нескольких лет наш детский сад реализует комплексную программу «Развитие» под редакцией О. М. Дьяченко, которая предусматривает развитие интеллектуальных и творческих способностей детей с использованием элементов сотрудничества.
Кроме того, с сентября 2009 года на базе ДОУ проводится опытническая работа по оптимизации форм и методов развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста под руководством научного консультанта, старшего преподавателя кафедры методики дошкольного воспитания ПГУ, Е. М. Фадеевой.
Начиная работу с детьми второй младшей группы в данном направлении, в том числе на занятиях по сенсорному воспитанию, отметила готовность воспитанников к взаимодействию. Только несколько детей показали, что не готовы к простейшим формам взаимодействия, не умеют и не хотят договариваться со сверстниками, уступать.
На групповом собрании я озвучила свои наблюдения и провела мастер-класс с родителями воспитанников, предложив им те же задания, что выполняли дети, создавая условия для работы в тесном сотрудничестве друг с другом. Результаты показали, что подавляющее большинство родителей обладают навыками эффективного сотрудничества. Кроме того, они поддержали мои начинания по обучению дошкольников навыкам сотрудничества и согласились, что работа в данном направлении нужна и востребована, так как уверены, что способность к построению взаимоотношений является одним из слагаемых успеха в современном мире. Однако несколько родителей заявили, что не видят целесообразности в сотрудничестве с кем бы то ни было, мотивируя это следующим: «Один я сделаю работу быстрее и эффективнее», «Одному работать надежнее – сам несешь ответственность за результат своей работы», «Я и сам умею, зачем мне кто-то нужен», «Вы приучаете детей к коллективизму, а сегодня каждый человек должен отвечать сам за себя, и делать то, что нужно ему».
Понимаю, реальность такова, что навыки социально-коммуникативной компетенции, которые ребенок приобретает на моих занятиях, противоречат практике некоторых семей, что конечно нежелательно. Избежать последствий такого противоречия можно, если семья станет моим партнером, а потому считаю - просветительство семьи крайне важной частью создания условий для развития ребенка как субъекта жизнедеятельности. А эффективность работы в данном направлении находится в прямой зависимости от понимания самих родителей. Следовательно, данную работу необходимо начинать не только с детьми, но и с родителями, и вести эту работу надо параллельно.
Первым этапом в формировании основ делового сотрудничества педагога и семьи стало анкетирование родителей и самого педагога по типу темперамента детей группы под руководством педагога-психолога, которая сама является мамой одного из воспитанников группы. Анкетирование показало, что 38% детей - сангвиники, по поводу остальных характеристик мнения педагога и родителей разошлись, что говорит о том, что к детям не предъявляются единые требования со стороны воспитателя и родителей, что недопустимо. Чтобы избежать противоречий в воспитании детей, на первом собрании родителями было принято решение об организации на базе группы клуба «Семейный очаг».
В разработке содержания занятий с родителями ведущая роль была отведена формированию детско-родительского «ориентировочного идеала» социально-коммуникативных навыков. В процессе работы клуба я использовала те же приемы, что и с детьми, т. е. создавала ситуацию для формирования микрогрупп, ситуацию недостатка материала и инструментария, чем побуждала родителей к тесному сотрудничеству. Невольно родители примеряли на себя то, что делали дети, охотно включались в имитационную игру, и также как их дети выходили из создавшейся ситуации.
Проведенный тренинг «Страна понимания», под наблюдением педагога-психолога, продемонстрировал, что, несмотря на то, что дети посещают группу в течение двух лет, многие родители не знают друг друга по имени, не идут на контакт, замыкаются, не доверяют педагогу, а также делают выводы о своем ребенке с оглядкой на успехи других детей.
Для снятия напряжения и недоверия к педагогу со стороны родителей на последующих занятиях клуба использовались тренинги типа: «Разведчики», «Обмен местами с рукопожатием», «В водовороте мизансцен» (автор Вячеслав Букатов, а так же деловые, имитационные игры и пр.
Следующим шагом к решению проблемы стало введение традиции празднования Дня рождения группы. В этот день родители совместно с детьми готовят творческие самопрезентации типа: «Я и моя семья», «Живые страницы». Даже застенчивые и стеснительные дети при поддержке родителей играют роли в сценках, подготовленных в домашних условиях. Организация персональных семейных выставок работ.
Родители на данном этапе проявили неподдельный интерес к событиям в группе и интересам детей. После проведения мероприятия по инициативе родителей было принято решение о разработке дизайн-проекта групповой газеты под названием «Мое солнышко», в которой отражались бы успехи детей и семейный опыт воспитания. Над разработкой газеты стала работать творческая группа родителей. В качестве главного редактора газеты свои услуги предложил папа одного из воспитанников, владеющий современными графическими компьютерными программами. Остальные родители стали внештатными корреспондентами. Постепенно в газету стали включаться статьи-рекомендации специалистов ДОУ.
Так, пошагово, родители пришли к осознанию того, что развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста необходимо для формирования успешной личности в условиях дошкольного образования. В рамках работы клуба «Семейный очаг» был организован видеосалон с презентацией фрагментов занятий и режимных моментов с использованием элементов технологии сотрудничества, обсуждение выявленных проблем и удачных моментов.
И как результат проделанной работы в текущем учебном году можно рассматривать участие родителей группы в городском конкурсе «Фестиваль здоровья» в рамках VI Всероссийской акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам». Творческая инициатива и заинтересованность родителей в успехе своих детей и группы в целом позволили группе стать победителем в конкурсе.
Свою успешность и дети, и родители смогли осознать в полной мере, став в 2010 году победителями XIV городского фестиваля детского творчества «Уральская звездочка».
В конце учебного года мною была проведена диагностика по методике «Рукавичка». В диагностике приняло участие 16 детей в возрасте от 3 до 4 лет. Из 8 пар 6 показали высокий и средний уровень сформированности навыков сотрудничества на первом этапе работы: дети пытаются договориться, прийти к общему решению, замечают друг у друга отступления от первоначального замысла, реагируют на удачу или неудачу в ходе работы.
Мне были важны не только результаты работы с детьми, но и результаты работы с родителями. Поэтому в рамках итогового заседания клуба «Семейный очаг» была проведена диагностика по методике «Рукавичка», результаты которой свидетельствовали об эффективности работы в данном направлении и о сформированности коллектива единомышленников. Ведь взаимное приспосабливание приводит и воспитателей и родителей к сотрудничеству с детьми, а затем и друг с другом.
Проанализировав результаты комплексной работы, пришла к выводу, что и дети и родители готовы к продолжению начатой работы, а также к разработке и формированию портфолио ребенка, где ребенок будет выступать в качестве субъекта собственной деятельности.