Приложение МААМ

Формирование основ делового сотрудничества педагога и семьи-залог воспитания успешного ребенка

Ольга Дзиова
Формирование основ делового сотрудничества педагога и семьи-залог воспитания успешного ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Можно конечно считать, что всем правит судьба – одному она дает все, другому чуть-чуть, а третьего и вовсе обходит. Но попробуем присмотреться к тем людям, которых считают успешными. Вполне возможно, увидим, что они обладают такими качествами личности как целеустремленность и инициативность, высокий уровень самоконтроля и умение не пасовать перед трудностями, умение общаться с другими людьми и убеждать их. Это не врожденные черты, а скорее – результат воспитания, то есть плоды того, как с этими детьми общались в детстве. Я убеждена, чтобы процесс воспитания был успешным, работу надо начинать «со сближения души и разума» всех участников процесса, сопричастных к жизни ребенка. А служить основой такого сближения может только сам ребенок.

Темочки:

Поэтому основной лейтмотив работы нашего коллектива может быть сформулирован как : «От успешного взрослого - к успешному ребенку». Ведь только успешный взрослый может воспитать успешную личность.

На протяжении нескольких лет наш детский сад реализует комплексную программу «Развитие» под редакцией О. М. Дьяченко, которая предусматривает развитие интеллектуальных и творческих способностей детей с использованием элементов сотрудничества.

Кроме того, с сентября 2009 года на базе ДОУ проводится опытническая работа по оптимизации форм и методов развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста под руководством научного консультанта, старшего преподавателя кафедры методики дошкольного воспитания ПГУ, Е. М. Фадеевой.

Начиная работу с детьми второй младшей группы в данном направлении, в том числе на занятиях по сенсорному воспитанию, отметила готовность воспитанников к взаимодействию. Только несколько детей показали, что не готовы к простейшим формам взаимодействия, не умеют и не хотят договариваться со сверстниками, уступать.

На групповом собрании я озвучила свои наблюдения и провела мастер-класс с родителями воспитанников, предложив им те же задания, что выполняли дети, создавая условия для работы в тесном сотрудничестве друг с другом. Результаты показали, что подавляющее большинство родителей обладают навыками эффективного сотрудничества. Кроме того, они поддержали мои начинания по обучению дошкольников навыкам сотрудничества и согласились, что работа в данном направлении нужна и востребована, так как уверены, что способность к построению взаимоотношений является одним из слагаемых успеха в современном мире. Однако несколько родителей заявили, что не видят целесообразности в сотрудничестве с кем бы то ни было, мотивируя это следующим: «Один я сделаю работу быстрее и эффективнее», «Одному работать надежнее – сам несешь ответственность за результат своей работы», «Я и сам умею, зачем мне кто-то нужен», «Вы приучаете детей к коллективизму, а сегодня каждый человек должен отвечать сам за себя, и делать то, что нужно ему».

Понимаю, реальность такова, что навыки социально-коммуникативной компетенции, которые ребенок приобретает на моих занятиях, противоречат практике некоторых семей, что конечно нежелательно. Избежать последствий такого противоречия можно, если семья станет моим партнером, а потому считаю - просветительство семьи крайне важной частью создания условий для развития ребенка как субъекта жизнедеятельности. А эффективность работы в данном направлении находится в прямой зависимости от понимания самих родителей. Следовательно, данную работу необходимо начинать не только с детьми, но и с родителями, и вести эту работу надо параллельно.

Первым этапом в формировании основ делового сотрудничества педагога и семьи стало анкетирование родителей и самого педагога по типу темперамента детей группы под руководством педагога-психолога, которая сама является мамой одного из воспитанников группы. Анкетирование показало, что 38% детей - сангвиники, по поводу остальных характеристик мнения педагога и родителей разошлись, что говорит о том, что к детям не предъявляются единые требования со стороны воспитателя и родителей, что недопустимо. Чтобы избежать противоречий в воспитании детей, на первом собрании родителями было принято решение об организации на базе группы клуба «Семейный очаг».

В разработке содержания занятий с родителями ведущая роль была отведена формированию детско-родительского «ориентировочного идеала» социально-коммуникативных навыков. В процессе работы клуба я использовала те же приемы, что и с детьми, т. е. создавала ситуацию для формирования микрогрупп, ситуацию недостатка материала и инструментария, чем побуждала родителей к тесному сотрудничеству. Невольно родители примеряли на себя то, что делали дети, охотно включались в имитационную игру, и также как их дети выходили из создавшейся ситуации.

Проведенный тренинг «Страна понимания», под наблюдением педагога-психолога, продемонстрировал, что, несмотря на то, что дети посещают группу в течение двух лет, многие родители не знают друг друга по имени, не идут на контакт, замыкаются, не доверяют педагогу, а также делают выводы о своем ребенке с оглядкой на успехи других детей.

Для снятия напряжения и недоверия к педагогу со стороны родителей на последующих занятиях клуба использовались тренинги типа: «Разведчики», «Обмен местами с рукопожатием», «В водовороте мизансцен» (автор Вячеслав Букатов, а так же деловые, имитационные игры и пр.

Следующим шагом к решению проблемы стало введение традиции празднования Дня рождения группы. В этот день родители совместно с детьми готовят творческие самопрезентации типа: «Я и моя семья», «Живые страницы». Даже застенчивые и стеснительные дети при поддержке родителей играют роли в сценках, подготовленных в домашних условиях. Организация персональных семейных выставок работ.

Родители на данном этапе проявили неподдельный интерес к событиям в группе и интересам детей. После проведения мероприятия по инициативе родителей было принято решение о разработке дизайн-проекта групповой газеты под названием «Мое солнышко», в которой отражались бы успехи детей и семейный опыт воспитания. Над разработкой газеты стала работать творческая группа родителей. В качестве главного редактора газеты свои услуги предложил папа одного из воспитанников, владеющий современными графическими компьютерными программами. Остальные родители стали внештатными корреспондентами. Постепенно в газету стали включаться статьи-рекомендации специалистов ДОУ.

Так, пошагово, родители пришли к осознанию того, что развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста необходимо для формирования успешной личности в условиях дошкольного образования. В рамках работы клуба «Семейный очаг» был организован видеосалон с презентацией фрагментов занятий и режимных моментов с использованием элементов технологии сотрудничества, обсуждение выявленных проблем и удачных моментов.

И как результат проделанной работы в текущем учебном году можно рассматривать участие родителей группы в городском конкурсе «Фестиваль здоровья» в рамках VI Всероссийской акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам». Творческая инициатива и заинтересованность родителей в успехе своих детей и группы в целом позволили группе стать победителем в конкурсе.

Свою успешность и дети, и родители смогли осознать в полной мере, став в 2010 году победителями XIV городского фестиваля детского творчества «Уральская звездочка».

В конце учебного года мною была проведена диагностика по методике «Рукавичка». В диагностике приняло участие 16 детей в возрасте от 3 до 4 лет. Из 8 пар 6 показали высокий и средний уровень сформированности навыков сотрудничества на первом этапе работы: дети пытаются договориться, прийти к общему решению, замечают друг у друга отступления от первоначального замысла, реагируют на удачу или неудачу в ходе работы.

Мне были важны не только результаты работы с детьми, но и результаты работы с родителями. Поэтому в рамках итогового заседания клуба «Семейный очаг» была проведена диагностика по методике «Рукавичка», результаты которой свидетельствовали об эффективности работы в данном направлении и о сформированности коллектива единомышленников. Ведь взаимное приспосабливание приводит и воспитателей и родителей к сотрудничеству с детьми, а затем и друг с другом.

Проанализировав результаты комплексной работы, пришла к выводу, что и дети и родители готовы к продолжению начатой работы, а также к разработке и формированию портфолио ребенка, где ребенок будет выступать в качестве субъекта собственной деятельности.

Публикации по теме:

Поздравительная открытка для мамы (средняя группа)Поздравительная открытка для мамы (средняя группа) Уважаемые коллеги!Так как дети ещё маловаты и без помощи взрослого не всегда справляются, подарки для мамочек мы начали делать заранее.

Всё о диагностике в детском саду. Аналитическая справка о проведении диагностики Аналитическая справка по результатам отслеживания степени достижений детей в старшей группы Филиала МКДОУ «Галкинский детский сад» за учебный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ делового сотрудничества педагога и семьи-залог воспитания успешного ребенка
Опубликовано: 17 марта 2014 в 20:42
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ делового сотрудничества педагога и семьи-залог воспитания успешного ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дзиова (УИ 195056) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД