Любовь Щербина
Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через сюжетно-ролевые игры
▼ Скачать
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через сюжетно-ролевые игры
Справка по итогам тематического контроля
(Дата)
В соответствии с планом работы МДОУ (дата проведения контроля по приказу) в группах проведена тематическая проверка по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через сюжетно-ролевые игры».
Воспитатели: Ф. И. О.
Публикация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через сюжетно-ролевые игры» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Цель: выяснить состояние работы по формированию основ безопасности в дошкольном учреждении.
С этой целью в группах был проведён анализ диагностических карт, обследование отдельных детей по стандартам, беседы с детьми, игровой деятельности, собеседование с воспитателями, просмотрена предметно-развивающая среда, состояние календарных и перспективных планов, организация и проведение занятий по разделам; «Ознакомление с окружающим», «Изобразительное искусство», проведение прогулки, изучена совместная и самостоятельная деятельность детей, содержание планов, работа с родителями.
В результате проверки выявлено следующее:
Диагностика уровня знаний и умений ОБЖ ведется в соответствии с требованиями и сроками. Диагностические карты на момент проверки были аккуратно заполнены на начало учебного года и находятся в рабочих папках воспитателей.
Обследование отдельных детей, анализ бесед, самостоятельной
деятельности детей показал: что дети группы№2, знают
правила дорожного движения, правила поведения в природе, быту с чужими людьми. Однако не все дети знают домашний адрес, как вести себя при пожаре.
Обследование детей группы №1 показало, что знания детей по ОБЖ находится примерно на одном уровне (среднем). Воспитанники инициативны в разговоре, отвечают на все вопросы.
Занятия составлены по тематическому принципу: тема детям предлагается на занятиях по окружающему миру, затем продолжают на занятиях по лепке, рисованию, художественной литературе.
Педагоги групп №1 дают детям знания на занятиях, а потом закрепляют, расширяют и углубляют их в беседах («Как вести себя на улице, «Как я буду заботится о своем здоровье, «Я знаю, что можно, что нельзя» и др., на занятиях «Ребенок и окружающий мир, в процессе чтения художественной литературы, в сюжетно-ролевой игре.
На занятиях «Ребенок и окружающий мир» в группе №2 в качестве демонстрационного материала используются плакаты «Правила безопасности для дошкольника», «Разговор о правильном питании», «Чистота – залог здоровья», «О пользе витаминов» и др, используют просмотр видеофильмов «Уроки тетушки Совы».
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой воспитатели., приобщают детей к ознакомлению основ безопасности через произведения с разным содержанием: это детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К. Люцис; «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита» Г. Зайцев, Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон» и др.
На занятиях по изобразительной деятельности у воспитателя Плахиной Л. С. дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Дети лепят из платилина машины, пешеходов, светофор, рисуют дома, переходы, дорожные знаки. Педагог., провела с детьми выстаку рисунков «Как я играю»
Из-за погодных условий сюжетно-ролевые игры на прогулках не были просмотрены.
Педагоги группы №1 привлекают детей к участию в совместных играх по сюжетам на темы из окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поездки на транспорте, а также литературных произведений «Колобок, «Айболит» К. Чуковского. В сюжетно-ролевых играх «Водитель», «Поездка в автобусе», «Мы-пешеходы» и др. дети не только только закрепляют правила дорожного движения, учатся культуре поведения в общественных местах, применяют увиденное в жизни и знания, полученные на занятиях воплощают в сюжет игры.
При посещении группы №1 просмотрели игру «Дочки-матери». Игра проводилась во второй половина дня. Была создана предметная среда соответствующая возрасту детей данной группы (кухня, коляски для кукол, использовались игровые атрибуты (посуда, куклы, овощи) и предметы-заместители (кастрюли, тарелки - конструктор). В начале игры воспитатель Ключикова О. В. привлекла к выполнению главной роли ребенка, грамотно и четко руководила игрой, используя словесные и наглядные методы. В игре педагог закрепляла знания детей об овощах и их пользе для здоровья, о личной гигиене ребенка.
Воспитатель провела игру «Семья», целью, которой было закрепление знаний безопасности в быту, через объединение двух сюжетов в игре. Дети были разделены на две небольшие подгруппы: первая подгруппа - семья на кухне, другая - скорая помощь. В начале игры воспитатель главную роль взяла на себя, создала проблемную ситуацию (порез пальца ножом при приготовлении еды). Вера Геннадьевна умело вступает в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, замыкает детей на ролевом взаимодействии друг с другом.
В группе №2 сюжетно-ролевая игра «Пожар в квартире», наблюдалась во второй половине дня. Перед игрой дети намечают общий план действий, объединяются в малые подгруппы, роли распределяют по жребию. Воспитанники старались отобразить в игре действительность, то есть труд работников МЧС. Воспитатель (Ф. И. О) во время игры формировала представление об опасных для человека ситуациях, способах поведения в них. Воспитатель не регламентирует игру детей, вовлечение происходит по желанию детей.
У воспитателя (Ф. И. О.) просмотрели игру «Аэродром», «Пешеходный переход». Целью игры «Аэропорт» является обучение детей безопасному поведению в самолете, развитие диалогической речи. В руководстве игрой воспитатель (Ф. И. О.) пользуется преимущественно косвенными приемами, способствуя развитию игры как формы организации жизни детского общества, возникновению и укреплению устойчивых детских игровых объединений, формированию положительных межличностных отношений детей, а также воспитанию значимых мотивов образования игровых объединений. Наблюдая за детскими играми, воспитатель обращает внимание на то, чтобы очень активные дети не подавляли инициативы своих товарищей, помогает робким, застенчивым входить в игру, способствует активному применению правил и норм поведения в совместной деятельности.
Организация предметно-игровой среды в группах отвечает концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования (Построение развивающей среды в дошкольном учреждении В. А. Петровского, Л. М. Смывина, Л. П. Стрелкова. М. ,1993). Принципы построения развивающей среды соответствуют личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком, изложенной в данной концепции.
Развивающая среда в группах насыщенна разнообразными игровыми материалами, имеется три типа игрового оборудования: игрушки-персонажи предметы оперирования, «маркеры игрового пространства». Подбор оборудования и материалов соответствует возрастным особенностям дошкольника. Однако, в группе №1 отсутствует ширма, фигуры людей; в группе №2 фантастические персонажи, автомобили специального назначения.
Развивающая среда периодически обновляется для того, чтобы поддержать постоянный интерес к ней: пройденным материалом, атрибутами, пособиями, сделанными при совместном участии детей, педагогов, родителей.
Оформлены уголки безопасности, где дети знакомятся с различными службами: «01», «02», «03»,»04»; учатся правильно себя вести в природе, в быту, на водоеме; знакомятся с предметами быта, учатся правильно пользоваться ими.
Изготовлены разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности : альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка, «Берегись автомобиля», «Береги свой дом от пожара», «Если ты заблудился в лесу», «Природные и погодные явления».
Планирование ведется согласно учебному плану ДОУ, в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой, соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей. На момент проверки вся документация находилась на рабочем месте, в заполненном состоянии.
Однако, в календарных планах группы №2 не запланированы целевые прогулки. Воспитателями (Ф. И. О. воспитателей) не планируется индивидуальная работа по формированию основ безопасности.
Воспитатели групп планомерно ведут работу с родителями по форме безопасности детей. Это прослеживается на оформленных информационных стендах для родителей в группе №1 в группе №2 информация отсутствует : не оформлена выставка познавательной литературы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей.
В рамках реализации работы в этом направлении в группах прошли родительские собрания «Безопасность» (группа №2, «Дети и дорога» (группа №1). В группе №2 через долгосрочный детско-родительский проект «Умный взгляд на мусор», через педагогические проекты «Познай себя», «Чудесное лукошко» (№1)
Рекомендации:
1. Старшему воспитателю (Ф. И. О.) провести повторный контроль с
15.12.20___ по 17.12.20___ г.
2. Воспитателям
3. а) обогатить предметно-развивающую среду ширмой, фигурами людей
фантастическими персонажами, автомобилями специального назначения.
Срок – до 14 декабря
б) предусмотреть планирование целевых прогулок, индивидуальной работы
с детьми.
Срок – постоянно
3. Воспитателям оформить выставку
познавательной литературы по формированию основ безопасности
жизнедеятельности детей.
Заведующий
Старший воспитатель
Ознакомлены:___
___