Виктор Абросимов
Формирование образовательной системы наставничества через конструирование педагогической среды дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка инновационного проекта.
[/b]
Автор: Абросимов Виктор Николаевич, кандидат педагогических наук, заслуженный педагог.
Соавтор: Радченко Татьяна Владимировна, магистр педагогического образования.
Направление деятельности проекта.
1) Разработка, апробация и внедрение:
• системы наставничества (сетевая модель) в педагогической среде (сетевая форма) дополнительного образования детей;
Публикация «Формирование образовательной системы наставничества через конструирование педагогической среды дополнительного образования» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Наставничество. Работа наставника
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
• новых механизмов наставничества как саморегулирование деятельности работников сферы образования в сетевом взаимодействии образовательных организаций.
2) Инновационная деятельность системы в сфере образования - наставничество, направленное на совершенствование учебно-методического, организационного, кадрового обеспечений и развитие дополнительного образования детей.
Цель проекта.
Создание сетевого образовательного пространства системной передачи педагогических знаний, умений и опыта посредством построения совокупных условий, влияющих на развитие дополнительного образования детей.
Задача проекта:
1. Изучить состояние проблемы наставничества в образовательных организациях дополнительного образования детей черноморской западной зоны Краснодарского края.
2. Выявить и определить сетевые совокупные условия, развивающие дополнительное образование детей.
3. Сконструировать и апробировать общую комплексную форму педагогической среды дополнительного образования детей.
4. Создать и апробировать модель сетевого образовательного пространства системной передачи педагогических знаний, умений и опыта.
5. Произвести интеграцию образовательной системы наставничества с педагогической средой дополнительного образования детей в черноморской западной зоне Краснодарского края.
6. Разработать пакет методических материалов по созданию сетевой образовательной системы наставничества в педагогической среде, влияющей на развитие дополнительного образования детей.
Предмет проекта.
Система наставничества и её механизмы, как сетевое образовательное пространство в педагогической среде, влияющие на развитие дополнительного образования детей.
Проблематика проекта:
настоящий проект направлен на преодоление противоречий между образовательным пространством и педагогической средой дополнительного образования, где передача педагогических знаний, умений, опыта должна быть эффективной саморегулирующей деятельностью педагогических работников в развитии наставничества и самореализации педагогических талантов.
Инновационный потенциал проекта:
1. В традиционной педагогической среде дополнительного образования детей существует внутриорганизационная (закрытая) форма наставничества, которая имеет малую эффективность саморегулирования деятельности педагогических работников из-за отсутствия образовательного пространства системной передачи педагогических знаний, умений и опыта;
2. Инновационная система наставничества - модель в сетевой педагогической среде дополнительного образования детей обладает выраженной новизной в части механизмов взаимодействия образовательных организаций. Отличительными особенностями такой модели является сетевое использование выявленных совокупных условий, развивающих региональное дополнительное образование детей;
3. Конкурентным преимуществом данной модели является обеспечение комфортных условий для развития наставничества и возможностей для самореализации и развития педагогических талантов.
Практическая значимость проекта:
практическая значимость проекта определяется практико-ориентированной целостностью инновационной деятельности и эффективностью применения полученных результатов, не только в единичной образовательной организации, сетевой группе образовательных организаций, но и в региональной системе дополнительного образования детей. Следовательно, практической важностью и практической ценностью выступает целеполагание целевой аудитории проекта – это практическая значимость результатов проекта для субъектов целевой аудитории, а именно:
• для обучающихся реализация национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов», выявление творческих способностей, определение профессиональной ориентации. Удовлетворение образовательных потребностей через механизмы активизации родителей обучающихся в учебно-воспитательном процессе в части мониторинга и педагогического контроллинга с целью обновления и развития дополнительного образования детей;
• для родителей обучающихся – определение конкурентоспособности педагогов дополнительного образования, повышение качества дополнительного образования, выявление доступности содержания (индивидуализация) и обновление содержания дополнительного образования детей;
• для педагогов дополнительного образования детей - реализация национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов», в частности педагогической самореализации и педагогических талантов. Получение комфортных условий единого образовательного пространства системного наставничества в новой педагогической среде. Повышение профессиональной компетенции в области методической деятельности. Использование механизма квалификационного педагогического «лифта», как педагогического самоопределения;
• для наставников - реализация национальной стратегической задачи «создание условий для развития наставничества…», реализация национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов», в частности наставнической самореализации и наставнических талантов. Применение инновационных механизмов и инструментов наставничества. Получение комфортных совокупных условий единого образовательного пространства системной передачи знаний, умений и опыта в новой педагогической среде;
• для управленческих команд образовательных организаций - реализация национальной стратегической задачи «создание условий для развития наставничества…», реализация национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов», как управление саморегулированием деятельности педагогических работников в сетевом взаимодействии образовательных организаций. Использование сетевых ресурсов сферы дополнительного образования детей. Совершенствование способов управления инновационной деятельностью на основе построения совокупных условий, влияющих на развитие дополнительного образования детей. Повышение эффективности управления качеством дополнительного образования посредством наставничества. Повышение качества учебно-методического, организационного, кадрового обеспечений организации дополнительного образования. Повышение престижа организации дополнительного образования за счет роста профессионального мастерства педагогов, роста их профессиональных компетенций, а также роста удовлетворенности общественности качеством их педагогической работы;
• для региональной административной команды сферы образования – реализация национальных целей и стратегических задач, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 и от 21 июля 2020 г. № 474. Обновление и развитие системы наставничества в части проектирования целевой модели в сфере дополнительного образования детей. Внедрение системы наставничества дополнительного образования как сетевой модели и педагогической среде как её сетевой формы. Использование сетевых научно-методических ресурсов дополнительного образования. Применение новых механизмов наставничества как саморегулирующих деятельность работников сферы образования в сетевом взаимодействии образовательных организаций. Тиражирование эффективного опыта, как инновационного, в региональной сфере дополнительного образования детей.
Результаты данного инновационного образовательного проекта могут быть использованы любой образовательной организацией, где реализуются дополнительные программы, на основании того, что общая практическая значимость проекта определяется получением новых производных, обеспечивающих кадровый, ресурсный, организационно-управленческий, учебно-методический потенциал к обновлению и развитию дополнительного образования детей.
Реализуемость проекта в соответствии с поставленной целью, определяется факторами (движущая сила) жизнеспособности (исполнимость) достижения результатов в предлагаемых обстоятельствах реального времени (актуальность):
• наличие опыта по цели проекта - Организация-соискатель является Зональным опорным центром дополнительного образования детей черноморской западной зоны Краснодарского края, осуществляющее организационное, методическое, аналитическое сопровождение и мониторинг развития системы ДО в территориальной зоне Краснодарского края);
• команда проекта по квалификационной определённости – ученые, ведущие специалисты, педагоги дополнительного образования;
• участники проекта – Образовательные организации дополнительного образования черноморской западной зоны Краснодарского края;
• ключевой коммуникативный процесс проекта – сетевое взаимодействие;
• основные ресурсы проекта – сетевые, обеспечивающие совокупные условия по реализуемости проекта;
• нормативное обеспечение проекта - институциональное (не противоречит действующим законодательным актам и согласовано с целями реализации национальных проектов в области «Образование»).
Корреляция проекта с национальными целями и стратегическими задачами, предусмотренными Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 и от 21 июля 2020 г. № 474.
Настоящий проект имеет корреляцию:
• с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” в части создания комфортных условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека, а именно, п. 5 по решению одной из задач «создание условий для развития наставничества…»;
• с Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" в части п. 2 в рамках национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов"
В проекте для каждого субъекта целевой аудитории (обучающиеся и их родители, педагоги, наставники, управленческие команды, региональные административные команды) представлены возможности для самореализации и развития субъектных талантов, посредством создания условий для развития наставничества. Для каждого субъекта целевой аудитории эти возможности выступают как практическая ценность.
В качестве дополнительных аргументов подтверждающих актуальность выполнения проекта выступают:
• не только повышение качества дополнительного образования детей через сетевую модель наставничества (что само по себе является новшеством, но и изменение в системе дополнительного образования её территориальной структуры педагогической среды (подобное конструирование в дополнительном образовании ранее не рассматривалось). Такой научный взгляд на предмет проекта дает возможность разработки и введения определенных норм, которые уже сейчас определяются наличием полученных данных в ходе проведения исследований Зональным опорным центром дополнительного образования детей черноморской западной зоны Краснодарского края, где организация-соискатель являемся ведущим исследователем этой объектной области;
• парадигма инновационной модели наставничества является примером подхода к решению проблемы в педагогической области и вызывает интерес научной общественности, как целевое проектирование (рейтинговая оценка 2023 года экспертов научного рецензируемого журнала "Современные исследования социальных проблем" ISSN 2077-1770; eISSN 2218-7405).
Исходные теоретические положения, на которых строится проект.
Совокупность теоретических и методологических положений проекта составляют принятые и используемые в науке основания в качестве образца для научной интерпретации и систематизации полученных практических данных в решении поставленных цели и задач выполнения проекта:
1. Запуск инновационной модели наставничества, как системной передачи педагогических знаний, умений и опыта, обоснован реализацией национального проекта «Образование», в рамках реализации которого не менее 70 % педагогических работников должны быть вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества;
2. Дополнительное образование является конструктивной площадкой для внедрения образовательной системы наставничества, так как оно не регламентируется стандартами, опирается преимущественно на социальный заказ детей, родителей, других социальных институтов, ориентируется на создание мотивирующего пространства для ребенка;
3. Образовательная система наставничества через конструирование педагогической среды дополнительного образования детей в черноморской западной зоне Краснодарского края становится механизмом создания эффективных педагогических лифтов для сотрудников;
4. Повышение эффективности дополнительного образования детей в современных условиях определяется качеством управления инновационной деятельностью;
5. Управление инновационной деятельностью в дополнительном образовании детей мы рассматриваем как необходимый инструмент повышения эффективности работы педагога для обеспечения образовательных потребностей обучающихся посредством применения сетевых совокупных условий наставничества;
6. Сетевые совокупные условия наставничества является универсальной моделью сетевой педагогической среды интенсивного развития метакомпетенционной личности педагога, его самореализации и развитии педагогических талантов (самостоятельная способность формирования новых навыков и компетенций, а не манипулирование ранее полученными знаниями);
7. Сетевая педагогическая среда выявляет инновационную универсальную наставническую технологию передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве;
8. Система наставничества и её механизмы, как сетевое образовательное пространство в педагогической среде, влияют на развитие дополнительного образования детей, выступает целевой территориальной моделью наставничества и становится неотъемлемым компонентом современной системы дополнительного образования конкретной территории. Реализация целевой модели наставничества, определяется её содержанием, которое соответствует запросу (проблеме) образовательных организаций черноморской западной зоны Краснодарского края. С точки зрения наставничества как процесса, целевая модель определяет этапы реализации и роли участников, организующих эти этапы.
Научной основой исходных теоретических положений, на которые опирается проект, выступают концепции отечественных и зарубежных авторов:
• Абросимов В. Н. (о конструировании образовательной среды);
• Андреева Г. М., Бочарова В. Г., Голованова Н. Ф., Клименко Т. К., Кон И. С., Мудрик А. В., Петрищев В. И., Шилова М. И. (о психолого-педагогическом осмыслении проблемы и анализа сущности и условий в образовании);
• Баянова О. В., Огороднова О. В. (о развитии системы наставничества в деятельности организаций дополнительного образования детей);
• Блинов В. И., Бондаренко Н., Есенина Е. Ю., Роббинс П. (о практике наставничества в системе дополнительного образования детей);
• Блонский П. Л., Макаренко А. С., Сухомлинский В. А., Шацкий С. Т. (об образовательном пространстве наставничества);
• Буйлова Л. Н., Дьячкова Т. В., Костюкова И. Г., Павлов А. В., Павлова Е. Е. (об актуальных проблемах дополнительного образования детей);
• Павлова Н. И. (о дополнительном образовании детей в современных условиях и инновационных механизмах совершенствования);
• Рыбалёва А. И. (о проектировании и экспертировании в дополнительном образовании).
Этапы реализации проекта:
этап аналитико-ориентационной постановки;
этап концептуально-стратегического планирования;
этап локальной апробации;
этап комплексной диссеминации;
этап системного масштабирования результатов.
Возможные риски при реализации проекта и предложения по способам их преодоления.
Содержание и обеспечение проекта на момент его запуска предусматривает минимизацию всех рисков. Но так как проект имеет временной фактор выполнения, то могут возникнуть преодолимые объектные риски его реализации.
Наименование возможного риска (возникающая проблема). Способы преодоления
1. Трансформация нормативной базы в краевой или федеральной системе образования (изменение направлений или содержания работы по проекту). Корректировка локальных нормативных актов с учётом изменений.
Коррекция действия направленная на устранение проблем по условиям, содержанию и планируемым результатам проекта.
2. Финансовая недостаточность (несоблюдение сроков или полная остановка проекта). Решается за счет сетевого взаимодействия соисполнителей, определённого содержанием проекта. Финансирование может производиться со стороны заинтересованных организаций и объединений.
3. Недостаточность квалификации участников, вновь вовлеченных в проект во время его реализации (затруднение выполнения цели и задач проекта и создания инновационных продуктов) Повышение квалификации при возможности. Постоянное методическое и научное сопровождение деятельности, вновь вовлеченных в проект участников. Консультационная помощь.
4. Несоблюдение сроков реализации этапов проекта по объективным причинам (увеличение временных затрат, снижение актуальности и своевременности проекта в целом). Преобразование расхода ресурсов. Интенсификация деятельности на последующих этапах. Увеличение производительной нагрузки соисполнителей.
5. Снижение мотивации участников проекта (недостаточная активность участников по их деятельности в проекте).
Стимулирование деятельности участников проекта
6. Консерватизм- возникновение педагогического традиционализма у участников проекта (сопротивление к вводимым новшествам и инновациям).
Научная трансляция обоснований и положительных примеров новшеств и инноваций. Представление и пропаганда положительных эффектов от реализации проекта. Публичная поддержка активно работающих педагогов.
Реализация проекта осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами:
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (Редакция от 24.06.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 05.07.2023);
• Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751);
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2015 г. № 996-р;
• Национальный проект «Образование» (Паспорт национального проекта утверждён решением президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 год);
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
• Приказ Минпросвещения от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
• Методология (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, утверждённая распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145.
• Закон Краснодарского края «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года» № 3930-КЗ от 21.12.2018;
• Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года» № 328 от 03.06.2019;
• Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.08.2020 № 176-Р «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
• Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края «Об утверждении плана мероприятий Краснодарского края по выполнению основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста» № 1895 от 07.06.2021;
• Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края «Об утверждении положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Краснодарского края» № 2082 от 02.09.2022;
• Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 4 февраля 2020 г. № 420 «Об утверждении организационной структуры системы дополнительного образования детей Краснодарского края»);
• Типовое положение о деятельности Зонального опорного центра дополнительного образования детей Краснодарского края (Приложение 1 к Регламенту взаимодействия Регионального модельного Центра дополнительного образования детей Краснодарского края № 80-П.
«Система наставничества (сетевая модель) в педагогической среде (сетевая форма) дополнительного образования детей», в основе которой будут внедряться и реализовываться новые механизмы наставничества как саморегулирование деятельности работников сферы образования в сетевом взаимодействии образовательных организаций. Таким образом, наставничество, направленное на совершенствование учебно-методического, организационного, кадрового обеспечений приобретает когнитивный подход к новой форме педагогической среды, переходящей в режим эффективной работы и мобильности в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов педагогических работников, обеспечивающих персонализацию образовательной деятельности и развития дополнительного образования детей посредством использования сетевой ресурсной базы.