Приложение МААМ

Формирование образной речи дошкольников (словотворчество)

Лахнова Ольга
Формирование образной речи дошкольников (словотворчество)
▼ Скачать + Заказать документы

1.

Словотворчество - это появление новых слов в речи ребенка.

Словарь ребенка до трех лет интенсивно растет за счет узнавания новых слов. С трех лет начинается процесс овладения различными способами слово- и формообразования (словотворчества: «всехний», «всамделишний», «намакаронился» и т. п.).

Словотворчество является одним из самых ярких лексических явлений в речевом развитии дошкольника, составляя одну из важных особенностей развития речи ребенка.

Публикация «Формирование образной речи дошкольников (словотворчество)» размещена в разделах

Что же представляет собой эта удивительная способность ребят создавать новые слова? Почему взрослым словотворчество так трудно, а дети радуют, смешат и удивляют нас порой необычными словами?

Потребность в словообразовании ребенка возникает прежде всего, как стремление компенсировать незнание общеупотребительного слова.

Прежде всего, посмотрим, как проявляется словотворчество в речи малышей. Т. Н. Ушакова выделила три основных принципа, по которым дети образуют новые слова.

1. «Слова-осколки» - часть какого-нибудь слова используется ребенком как целое слово. Как получаются «слова-осколки» легко понять. Начиная говорить, ребенок как бы вырывает из слова ударный слог.

Например: Мы лепили, лепили и получилась «лепь». Бабушка какой здесь «пах?» (пахнуть)

2. Прибавление к корню слова «чужого» окончания. Например: «Пургинки»(снежинки).Пурга кончилась, остались только пургинки. «Иметель» (тот, кто имеет) «Я иметель игрушки».

Прибавление к слову чужого окончания и суффикса очень распространенный способ в детском словотворчестве. Эти слова звучат особенно своеобразно – «пургинки», «добрость», «умность». Мы взрослые так не говорим. Но если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких слово - образований. Здесь, в конечном итоге, действует механизм подражания. «Умность» - по аналогии со словом глупость и т. д.

3. «Синтетические слова» - способ, при котором одно слово составляется из двух. Например : «Ворунишка» (вор+врунишка, «Бананас» (банан+ананас)

Словотворчество позволяет ребенку на каждом из этапов речевого развития решать коммуникативные задачи при дефиците речевого опыта.

2.

3. Словотворчество – это и воображение, и фантазирование, и творчество…

Кроме того, что словотворчество является одной из важных особенностей речевого развития ребенка, его нужно не только поощрять, а и развивать!

Необходимо вести работу по развитию речи ребенка (словарь, грамматический строй речи).

И очень важно для развития словотворчества развивать фантазию ребенка, его воображение.

В народе говорят: "Без воображения нет соображения".

Альберт Эйнштейн говорил, что умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия.

ПРЕДЛАГАЮ ВАМ НЕМНОГО СТАТЬ МАЛЫШАМИ И ПОИГРАТЬ.

4. Игра «Разными глазами».

Опишите аквариум с точки зрения:

-его владельца,

-рыбки, которая там плавает,

-хозяйского кота.

Игра «Оживи предмет».

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать,

чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

-В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?

-О чем думает ваша обувь?

5. «Загадки-придумки»

Берем предмет, уточняем для чего он служит, что им можно делать и т. д. Далее с помощью суффикса – лк - придумываем слова.

Например: Бантик – украшает волосы, голову. К нему надо бережно относиться, не терять, не пачкать.

Не терялка, не пачкалка, а голову украшалка.

Книга – источник знаний, развивает умственные способности, ее нельзя кидать, пачкать, рвать.

Не кидалка, не рвалка, а умозанималка.

«Слова-дразнилки»

Называем слова по другому согласно их действию.

Например, ноги-прыгалки, бегалки, ходилки и т. д.

Кошка - -O. (назовите по-другому)

6. «Слова-объединялки»

Прием дробления-объединения частей слов.

Например, новые музыкальные инструменты: гаргискрип – от гармони меха, от гитары струны, смычок от скрипки.

Попробуйте придумать новый вид транспорта, раздробив и объединив название транспорта и насекомого, например.

Совместная деятельность взрослого с детьми занимает ведущее место в формировании и развитии у детей творческих способностей, активизации словаря воспитанников.

7. МЛ. ВОЗРАСТ:

- Выделять признаки у объекта.

- Сравнивать объекты по заданным признакам, значениям признаков; ввели в активную речь словесный оборот «такой же … (по признакам цвета, формы и т. д., как …».

- Подбирать объекты с данным значением признака. Например, предлагали детям игровое упражнение «сладкий ряд», где дети подбирали продукты, которые имеют сладкий вкус: варенье, сахар, повидло, сладкая вата, конфета; «круглый ряд» - что бывает круглым по форме: солнце, колесо, тарелка. И др.

СР. ВОЗРАСТ:

- Выделять у объекта признаки и сравнивать их с признаками других объектов. В этом возрасте давали больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряли инициативу в выборе признака, подлежащего сравнению.

- В составляемой фразе сравнения не произносить признак, а только его значение. Например, цыпленок желтый, как солнце; мяч круглый, как арбуз; огурец длинный, как банан.

- В сравнениях усиливать характеристику второго объекта. Например, мячик прыгает, как зеленый кузнечик; лист березы легкий, как пушистая снежинка; ласточка ловит насекомых, как болотная лягушка.

СТАРШ. ВОЗРАСТ:

- Самостоятельно выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов. Например, находясь на прогулке, дети определили, что снежинка по весу легкая и подобрали сравнение по весу с другими объектами. В результате получилось сравнение: снежинка по весу легкая, как пух, перышко, вата.

- Отмечать необычные выражения и слова, различные по смысловым оттенкам, встречающиеся в художественной литературе, объяснять их смысл. Понимать, что данные сравнения помогают лучше увидеть «сказочную» картину и представить героев, характер их различных действий и поступков.

- Рассматривать репродукции картин художников (Е. И. Чарушина, В. Г. Сутеева, Ю. А. Васнецова) к сказкам, потешкам и рассказам, обращать внимание на характеристику персонажей, передачу их эмоций и настроения, красочности изображения и выразительности.

- Сравнивать объекты по различным признакам.

- Самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Например, мы указывали на объект (снежинка) и просили сделать сравнения с другими объектами по действию (цвету, форме). Дети сами выбирали какое - либо значение данного признака. В результате получилось сравнение: снежинка летающая, как белая муха. Мы задали признак действия, а его значение - летающая - выбрано детьми.

8. Для успешного развития у детей образной речи проводим словесно -дидактические игры:

- «Я назову признак, а вы перечислите его значения». Ведущий называет какой - либо признак (например, цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (черный, малиновый и т. д).

- «Что бывает круглым. ?» («Что (кто) делает так же?»). Воспитатель называет какое либо значение признака, дети подбирают объект (что бывает высоким - гора, башня, пирамида, дерево, человек, сто, дом, шкаф; …холодным - вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь; кто еще прыгает, как воробей - кузнечик, мячик, заяц).

- «Парные картинки». Например, на доске картинки с изображением осеннего клена, листопада, осенней тучи, красной рябины, красных яблок, осеннего леса, покрытой листьями земли. У детей картинки с изображением красного костра, порхающих бабочек, серой кошки, красных бус, красных шаров, сказочного дворца, пестрого ковра. Детям предлагается подобрать парные картинки и составить словосочетание. Например, осенний лес, как сказочный дворец; листья летят, как будто порхают разноцветные бабочки и т. п.

9. «На что похоже». Например, на доске картинки с изображением солнца, снега, облаков. У детей карточки с изображением белого кружевного платка, белой простыни, белого сахара, перышек, оранжевого апельсина, красного шара, подсолнуха и т. д. Детям предлагается найти предметы, похожие на солнце, облако, снег. Например, солнце, как красное яблоко; облака, будто вата и т. д.

- «Угадай по действиям». Воспитатель загадывает слово и называет его действия, дети должны отгадать это слово. Например, он идет, порхает, кружится, ложится, тает, переливается, искрится и т. д. (снег). Затем роль ведущего предлагается ребенку.

«Кто внимательнее?» После чтения сказки дети называют специфические сказочные выражения.

«Кто скажет по - другому?» Например, воспитатель читает детям словацкую народную сказку «У солнышка в гостях», после прочтения совместно выделяют интересные слова и выражения, которые встретились в сказке, например: «Однажды большая туча занавесила небо». Как сказать об этом по - другому? (Небо нахмурилось, скоро будет дождь, стало пасмурно).

- Придумывание рассказов и сказок по серии предметных картинок с использованием «красивых» слов.

Сюжетно - дидактические игры:

- «Магазин». «Покупатель» описывает предмет, а «продавец» отгадывает его.

- «Почта». «Почтальон» описывает содержимое «посылки», не называя и не показывая. Предмет, предъявляется лишь после отгадки.

- «Диктор радио». «Диктор радио» описывает кого - нибудь из героев русских народных сказок (детей группы, дети угадывают кто это.

- «Телевидение». «Телеведущий» описывает, у кого брал интервью, не называя собеседника, остальные угадывают кто это.

- «Дружеское интервью - отгадай, кто я?». Ведущий садится в центр круга на стул, загадывает кто он, не называя. Остальные угадывают, кто он, задавая ему вопросы.

- «Синоптики». «Синоптик» описывает состояние погоды, подбирает к объектам и явлениям неживой природы определения.

- «Экскурсовод». Воспитатель размещает в группе детские рисунки (желательно тематически подобранные) и организует выставку. Из группы детей выбирают экскурсовода, который проводит экскурсию по выставке. Экскурсовод должен красиво описать картины, дать им названия.

Основная цель данных игр - активизация образной лексики в речи детей, умение описывать объекты, явления, используя образные слова и выражения.

10. МОДЕЛЬ СОСТАВАЛЕНИЯ МЕТАФОРЫ

1. Воспитатель называет какой-либо объект;

2. Обозначает его признак;

3. Определяет значение признака;

4. Сравнивает данное значение со значением признака в другом предмете.

5. Определяет место положения первого объекта.

например: 1). Объект 1 - цыпленок; 2). Его признак - цвет; 3). Значение признака - желтый; 4). Сравнение данного признака со значением такого же признака в другом предмете - солнышко; 5). Определение место положения первого объекта - двор дома. МЕТАФОРА :Желтые солнышки нашего двора. или 1). Объект 1 - цыпленок; 2). Его признак - форма; 3). Значение признака - шар; 4). Сравнение данного признака со значением такого же признака в другом предмете - мяч; 5). Определение место положения первого объекта - двор дома. МЕТАФОРА: Живые мячики нашего двора.

11. Попробуем составить метафору к слову "яблоки"

1). Объект 1 - яблоки; 2). Его признак - форма; 3). Значение признака - шар; 4). Сравнение данного признака со значением такого же признака в другом предмете - бусины (мячики); 5). определение место положения первого объекта - фруктовое дерево. МЕТАФОРА: Бусы фруктового дерева или Мячики фруктового дерева.

12. Попробуйте самостоятельно составить метафору с объекту "Осенние листья".

13. Для того, чтобы детям была предоставлены возможность не только составить метафоры, но и вспомнить их черех какое то время, можно схематично зарисовыватиь этапы алгоритма составления метафоры.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото»Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото» Описание. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Играть могут 2-6 человек, с ведущим и без него. В ходе.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию»Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Картотека игр на формирование грамматического строя речи Игра «Магазин посуды» Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания. Материал: Игрушечная.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Презентация «Задания для дошкольников и младших школьников по развитию образной речи, внимания и мышления «Скоро в школу!» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития мышления, внимания, образной.

Детское словотворчествоДетское словотворчество Современные городские дети зачастую больше знают о троллейбусах и машинах, чем о представителях животного мира. Когда они начинают говорить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование образной речи дошкольников (словотворчество)
Опубликовано: 3 мая 2023 в 12:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование образной речи дошкольников (словотворчество)» (включая файлы) размещена пользователем Лахнова Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД