Лахнова Ольга
Формирование образной речи дошкольников (словотворчество)
▼ Скачать + Заказать документы
1.
Словотворчество - это появление новых слов в речи ребенка.
Словарь ребенка до трех лет интенсивно растет за счет узнавания новых слов. С трех лет начинается процесс овладения различными способами слово- и формообразования (словотворчества: «всехний», «всамделишний», «намакаронился» и т. п.).
Словотворчество является одним из самых ярких лексических явлений в речевом развитии дошкольника, составляя одну из важных особенностей развития речи ребенка.
Публикация «Формирование образной речи дошкольников (словотворчество)» размещена в разделах
Что же представляет собой эта удивительная способность ребят создавать новые слова? Почему взрослым словотворчество так трудно, а дети радуют, смешат и удивляют нас порой необычными словами?
Потребность в словообразовании ребенка возникает прежде всего, как стремление компенсировать незнание общеупотребительного слова.
Прежде всего, посмотрим, как проявляется словотворчество в речи малышей. Т. Н. Ушакова выделила три основных принципа, по которым дети образуют новые слова.
1. «Слова-осколки» - часть какого-нибудь слова используется ребенком как целое слово. Как получаются «слова-осколки» легко понять. Начиная говорить, ребенок как бы вырывает из слова ударный слог.
Например: Мы лепили, лепили и получилась «лепь». Бабушка какой здесь «пах?» (пахнуть)
2. Прибавление к корню слова «чужого» окончания. Например: «Пургинки»(снежинки).Пурга кончилась, остались только пургинки. «Иметель» (тот, кто имеет) «Я иметель игрушки».
Прибавление к слову чужого окончания и суффикса очень распространенный способ в детском словотворчестве. Эти слова звучат особенно своеобразно – «пургинки», «добрость», «умность». Мы взрослые так не говорим. Но если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких слово - образований. Здесь, в конечном итоге, действует механизм подражания. «Умность» - по аналогии со словом глупость и т. д.
3. «Синтетические слова» - способ, при котором одно слово составляется из двух. Например : «Ворунишка» (вор+врунишка, «Бананас» (банан+ананас)
Словотворчество позволяет ребенку на каждом из этапов речевого развития решать коммуникативные задачи при дефиците речевого опыта.
2.
3. Словотворчество – это и воображение, и фантазирование, и творчество…
Кроме того, что словотворчество является одной из важных особенностей речевого развития ребенка, его нужно не только поощрять, а и развивать!
Необходимо вести работу по развитию речи ребенка (словарь, грамматический строй речи).
И очень важно для развития словотворчества развивать фантазию ребенка, его воображение.
В народе говорят: "Без воображения нет соображения".
Альберт Эйнштейн говорил, что умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия.
ПРЕДЛАГАЮ ВАМ НЕМНОГО СТАТЬ МАЛЫШАМИ И ПОИГРАТЬ.
4. Игра «Разными глазами».
Опишите аквариум с точки зрения:
-его владельца,
-рыбки, которая там плавает,
-хозяйского кота.
Игра «Оживи предмет».
Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать,
чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.
-В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?
-О чем думает ваша обувь?
5. «Загадки-придумки»
Берем предмет, уточняем для чего он служит, что им можно делать и т. д. Далее с помощью суффикса – лк - придумываем слова.
Например: Бантик – украшает волосы, голову. К нему надо бережно относиться, не терять, не пачкать.
Не терялка, не пачкалка, а голову украшалка.
Книга – источник знаний, развивает умственные способности, ее нельзя кидать, пачкать, рвать.
Не кидалка, не рвалка, а умозанималка.
«Слова-дразнилки»
Называем слова по другому согласно их действию.
Например, ноги-прыгалки, бегалки, ходилки и т. д.
Кошка - -O. (назовите по-другому)
6. «Слова-объединялки»
Прием дробления-объединения частей слов.
Например, новые музыкальные инструменты: гаргискрип – от гармони меха, от гитары струны, смычок от скрипки.
Попробуйте придумать новый вид транспорта, раздробив и объединив название транспорта и насекомого, например.
Совместная деятельность взрослого с детьми занимает ведущее место в формировании и развитии у детей творческих способностей, активизации словаря воспитанников.
7. МЛ. ВОЗРАСТ:
- Выделять признаки у объекта.
- Сравнивать объекты по заданным признакам, значениям признаков; ввели в активную речь словесный оборот «такой же … (по признакам цвета, формы и т. д., как …».
- Подбирать объекты с данным значением признака. Например, предлагали детям игровое упражнение «сладкий ряд», где дети подбирали продукты, которые имеют сладкий вкус: варенье, сахар, повидло, сладкая вата, конфета; «круглый ряд» - что бывает круглым по форме: солнце, колесо, тарелка. И др.
СР. ВОЗРАСТ:
- Выделять у объекта признаки и сравнивать их с признаками других объектов. В этом возрасте давали больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряли инициативу в выборе признака, подлежащего сравнению.
- В составляемой фразе сравнения не произносить признак, а только его значение. Например, цыпленок желтый, как солнце; мяч круглый, как арбуз; огурец длинный, как банан.
- В сравнениях усиливать характеристику второго объекта. Например, мячик прыгает, как зеленый кузнечик; лист березы легкий, как пушистая снежинка; ласточка ловит насекомых, как болотная лягушка.
СТАРШ. ВОЗРАСТ:
- Самостоятельно выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов. Например, находясь на прогулке, дети определили, что снежинка по весу легкая и подобрали сравнение по весу с другими объектами. В результате получилось сравнение: снежинка по весу легкая, как пух, перышко, вата.
- Отмечать необычные выражения и слова, различные по смысловым оттенкам, встречающиеся в художественной литературе, объяснять их смысл. Понимать, что данные сравнения помогают лучше увидеть «сказочную» картину и представить героев, характер их различных действий и поступков.
- Рассматривать репродукции картин художников (Е. И. Чарушина, В. Г. Сутеева, Ю. А. Васнецова) к сказкам, потешкам и рассказам, обращать внимание на характеристику персонажей, передачу их эмоций и настроения, красочности изображения и выразительности.
- Сравнивать объекты по различным признакам.
- Самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Например, мы указывали на объект (снежинка) и просили сделать сравнения с другими объектами по действию (цвету, форме). Дети сами выбирали какое - либо значение данного признака. В результате получилось сравнение: снежинка летающая, как белая муха. Мы задали признак действия, а его значение - летающая - выбрано детьми.
8. Для успешного развития у детей образной речи проводим словесно -дидактические игры:
- «Я назову признак, а вы перечислите его значения». Ведущий называет какой - либо признак (например, цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (черный, малиновый и т. д).
- «Что бывает круглым. ?» («Что (кто) делает так же?»). Воспитатель называет какое либо значение признака, дети подбирают объект (что бывает высоким - гора, башня, пирамида, дерево, человек, сто, дом, шкаф; …холодным - вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь; кто еще прыгает, как воробей - кузнечик, мячик, заяц).
- «Парные картинки». Например, на доске картинки с изображением осеннего клена, листопада, осенней тучи, красной рябины, красных яблок, осеннего леса, покрытой листьями земли. У детей картинки с изображением красного костра, порхающих бабочек, серой кошки, красных бус, красных шаров, сказочного дворца, пестрого ковра. Детям предлагается подобрать парные картинки и составить словосочетание. Например, осенний лес, как сказочный дворец; листья летят, как будто порхают разноцветные бабочки и т. п.
9. «На что похоже». Например, на доске картинки с изображением солнца, снега, облаков. У детей карточки с изображением белого кружевного платка, белой простыни, белого сахара, перышек, оранжевого апельсина, красного шара, подсолнуха и т. д. Детям предлагается найти предметы, похожие на солнце, облако, снег. Например, солнце, как красное яблоко; облака, будто вата и т. д.
- «Угадай по действиям». Воспитатель загадывает слово и называет его действия, дети должны отгадать это слово. Например, он идет, порхает, кружится, ложится, тает, переливается, искрится и т. д. (снег). Затем роль ведущего предлагается ребенку.
«Кто внимательнее?» После чтения сказки дети называют специфические сказочные выражения.
«Кто скажет по - другому?» Например, воспитатель читает детям словацкую народную сказку «У солнышка в гостях», после прочтения совместно выделяют интересные слова и выражения, которые встретились в сказке, например: «Однажды большая туча занавесила небо». Как сказать об этом по - другому? (Небо нахмурилось, скоро будет дождь, стало пасмурно).
- Придумывание рассказов и сказок по серии предметных картинок с использованием «красивых» слов.
Сюжетно - дидактические игры:
- «Магазин». «Покупатель» описывает предмет, а «продавец» отгадывает его.
- «Почта». «Почтальон» описывает содержимое «посылки», не называя и не показывая. Предмет, предъявляется лишь после отгадки.
- «Диктор радио». «Диктор радио» описывает кого - нибудь из героев русских народных сказок (детей группы, дети угадывают кто это.
- «Телевидение». «Телеведущий» описывает, у кого брал интервью, не называя собеседника, остальные угадывают кто это.
- «Дружеское интервью - отгадай, кто я?». Ведущий садится в центр круга на стул, загадывает кто он, не называя. Остальные угадывают, кто он, задавая ему вопросы.
- «Синоптики». «Синоптик» описывает состояние погоды, подбирает к объектам и явлениям неживой природы определения.
- «Экскурсовод». Воспитатель размещает в группе детские рисунки (желательно тематически подобранные) и организует выставку. Из группы детей выбирают экскурсовода, который проводит экскурсию по выставке. Экскурсовод должен красиво описать картины, дать им названия.
Основная цель данных игр - активизация образной лексики в речи детей, умение описывать объекты, явления, используя образные слова и выражения.
10. МОДЕЛЬ СОСТАВАЛЕНИЯ МЕТАФОРЫ
1. Воспитатель называет какой-либо объект;
2. Обозначает его признак;
3. Определяет значение признака;
4. Сравнивает данное значение со значением признака в другом предмете.
5. Определяет место положения первого объекта.
например: 1). Объект 1 - цыпленок; 2). Его признак - цвет; 3). Значение признака - желтый; 4). Сравнение данного признака со значением такого же признака в другом предмете - солнышко; 5). Определение место положения первого объекта - двор дома. МЕТАФОРА :Желтые солнышки нашего двора. или 1). Объект 1 - цыпленок; 2). Его признак - форма; 3). Значение признака - шар; 4). Сравнение данного признака со значением такого же признака в другом предмете - мяч; 5). Определение место положения первого объекта - двор дома. МЕТАФОРА: Живые мячики нашего двора.
11. Попробуем составить метафору к слову "яблоки"
1). Объект 1 - яблоки; 2). Его признак - форма; 3). Значение признака - шар; 4). Сравнение данного признака со значением такого же признака в другом предмете - бусины (мячики); 5). определение место положения первого объекта - фруктовое дерево. МЕТАФОРА: Бусы фруктового дерева или Мячики фруктового дерева.
12. Попробуйте самостоятельно составить метафору с объекту "Осенние листья".
13. Для того, чтобы детям была предоставлены возможность не только составить метафоры, но и вспомнить их черех какое то время, можно схематично зарисовыватиь этапы алгоритма составления метафоры.