Алеся Шишко
Формирование монолога с использованием моделирования с дошкольниками с общим недоразвитием речи Ш уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование плана высказывания я включила в работу над всеми видами связного высказывания:
- пересказ;
- составление рассказов по серии картин;
- описательный рассказ;
- составление сюжетного рассказа;
- творческий рассказ.
1 этап. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяю действиями на фланелеграфе предметными картинками, план высказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.
Публикация «Формирование монолога с использованием моделирования с дошкольниками с общим недоразвитием речи Ш уровня» размещена в разделах
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Пересказ рассказа «За грибами», «Вечер», «Кот -задира», «Два брата».
Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлены предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства. Рассказ «Грустная история», «Маленькие художники», «Салочки».
Рассказ «Грустная история» я использовала для того, чтобы перейти к пересказу по опорным сигналам. Это схематические, символические картинки с изображением предметов и объектов к выбранному рассказу. Опорные картинки являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания, речевые средства которого обеспечивает текст рассказа.
«Грустная история»
Опорные картинки: зайчата, ромашка, солнце, качели, скорая помощь, шприц, костыль.
«Гости»
Опорные картинки: девочка, цифра, мама, пирог, папа, торт, дедушка, фрукты, девочки, книги.
«Зайчик»
Опорные картинки: лес, дети, береза, травка, ушки, хвостик, морковка.
«Кто как зиму проводит»
Опорные картинки: летучая мышь, дупло, еж, нора, сыч, стриж, медведь, берлога, волк, лес.
«Сказка про льва»
Опорные картинки: лев, ворона, осел, лиса, человек.
«Как Колобок свою сестру догонял»
Картинки- символы: Колобок, Луна, Конь-огонь, Машина – Скорые Шины, Тепловоз – Сто Колес, Самолет – Быстролет, Ракета.
«Рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».
Опорные картинки: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сороки, лоси.
«Рассказ К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках»
Опорные картинки: солнце, листочки, пчелка, яблонька, вишня, тюльпан, фиалка.
Пересказ повествовательных рассказов с использованием картинно графических планов или картинно-графических схем. Мною выбраны рассказы, которые содержат новый познавательный факт, все предложения в рассказе простые, распространенные. Все предложения в рассказе соединяются прямым лексическим повтором, т. е. использую рассказы цепной структуры.
Это значит, что мысль последующего предложения, вытекает из мысли предыдущего предложения. Поэтому мысль движется по цепочке. Рассказы подобраны к лексическим темам «Осень», «Запасливый еж», «Беличьи припасы», «В зоопарке», «Цыпленок», «На ферме». Получается программа того, как ребенок должен думать, думать последовательно, т. к. когда мы думаем, слов нет, есть одни образы. При пересказе рассказа с опорой на картинно-графический план, обязательно ребенок берет указку и по предложениям прочитывает рассказ.
Усложнение:
а) Пересказ рассказа с опорой на часть программы;
б) Моделирование поломки – исчезло одно предложение.
В общую структуру занятий планирую организационную часть, в которую входят вводные, подготовительные упражнения, чтение произведения, разбор текста («языковой» и «содержательный», пересказ текста, упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала и анализ детских рассказов.
Подготовительные упражнения провожу с целью организовать внимание детей, подготовить их к восприятию рассказа (отгадывание загадок о персонажах произведения; уточнение значение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок).
Текст прочитываю дважды в медленном темпе. При повторном чтении использую прием завершения детьми отдельных, не законченных предложений. Для этого выбираю предложения, содержащие обозначение вводимых в сюжетное действие рассказа новых персонажей, существенных предметов отображаемой обстановки, тех или иных действий, событий. С помощью этого же приемы обращаю внимание детей и на возможные варианты изменения грамматической формы слова, нормативные правила оформления связи слов в словосочетаниях. Это способствует лучшему восприятию текста, направляет внимание детей на важные смысловые моменты и некоторые языковые особенности произведения. Разбор содержания произведения провожу в вопросно-ответной форме. Продумываю вопросы так, чтобы они выделяли основные моменты сюжетного действия, их последовательность, определяли действующих лиц и наиболее значимые детали повествования. В процессе разбора применяю и иллюстративный материал, изображающий персонажей рассказа в статике и динамике, место действия.
2 этап - это прием использования детского рисунка. После разбора и пересказывания текста по вопросам на отдельном занятии (или дома) детям предлагаю выполнить рисунок на любой сюжетный фрагмент рассказа, после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка.
3 этап - обучение детей с ОНР описательной речи на основе подготовительных упражнений. Лишь немногие из детей седьмого года жизни с ОНР способны самостоятельно построить текст; большинству требуется вопросы- подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание.
Как правило, рассказы бессвязны; в качестве средств межфразовой связи редко используются повторы и местоимения, проблемы с грамматическим оформлением предложений : образные средства в них единичны или вовсе отсутствуют.
Недостатки в лексико-грамматическом оформлении речи диктуют необходимость подготовительных упражнений, таких как
- упражнение в наблюдательности (учила детей видеть признаки предметов, рассматривать их в разной последовательности)
- словарные и грамматически упражнения, сопровождающие рассматривания и предназначенные для обогащения словаря названиями признаков, синонимами, антонимами, образными средствами языка, а также для содействия усвоению подчинительных связей между существительными и прилагательными и глаголами, способов словообразования, построения описательных предложений и т. п.
Эти упражнения сочетала с обучением детей действиям замещения (выделяемый признак обследуемого предмета обозначался каким-либо символом). Упражнения в подборе таких символов проводила до полного освоения детьми действий замещения.
При рассматривании предметов использовала сенсорно-графическую схему В. К. Воробьевой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. Эта схема помогала определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде. Схема составила в ходе обследования, поэтому дети имели возможность закреплять действия замещения.
На материалах лексических тем провожу упражнения на указывание предмета по его описанию, сравнение предметов по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия предмета.
При описании одежды, посуды, животных, времен года используя схемы, которые представляют обобщенный план описания.
Ребенок, ориентируясь на обобщенные символы цвета, величины материала и т. п. самостоятельно определяет признаки описываемого объекта и перечисляет их в своем рассказе.
При обучении составлению описательного рассказа использую следующие игры.
А) Игра «Опиши овощи и фрукты»
Цель: закрепление навыка использования прилагательных, обозначающих различные признаки овощей и фруктов; развитие навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, формирования навыка составления описательного рассказа о предмете
Материал: схемы для описания овощей и фрукты (форма, цвет, запах, сочность, вкус, выполнения действий по отношению к ним (посмотрим, потрогаем, понюхаем, попробуем).
Инструкция: посмотрите на эти карточки. Они помогут вам правильно описать овощи и фрукты. «Представьте, что вы делаете с овощами и фруктами то, что обозначают эти карточки-схемы. А теперь отвечайте на мои вопросы. Что можно сказать о лимоне, яблоке, и т. д.».
Ход выполнения задания. Работа с детьми организуется логопедом поэтапно. На первом этапе детям предлагается описывать овощи и фрукты с помощью схем (образец дается логопедом). На втором этапе детям предлагается мысленно выполнить те или иные действия с фруктами (овощами, которые иллюстрируют соответствующие схемы, и ответить на вопросы логопеда по поводу результаты действия.
Б) Задание «Составим рассказ по опорным картинкам».
Цель: формирование связного речевого высказывания по опорным картинкам.
Материал: опорные картинки (мальчик, окно, дуб, осенью, зимой, весной и летом, птица, кормушка, скворечник, птенцы в гнезде).
Инструкция: Послушайте мой рассказ (рассказывает, используя опорные картинки). Почему птицы не прилетали на этот дуб? Как вы думаете? (Они не прилетали потому что мальчик никогда зимой не вешал кормушку, а весной не делал скворечник). Потом он исправил свою ошибку. Теперь на дубе всегда были птицы, зимой они прилетали к кормушке. А весной вили гнезда и выводили птенцов. Дуб ожил, на нем весело пели птицы.
Ход выполнения задания. Логопед составляет рассказ, используя опорные картинки и стимулируя детей к высказываниям в контексте общего повествования (описание дуба в разные времена года). После рассказа логопед задает вопросы детям и, помогает им ответить с использованием других опорных картинок.