Оксана Иванова
Формирование личностных результатов обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечается, что конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяется сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Задача формировать универсальные учебные действия – значит развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации (т. е. оптимально организовывать свою деятельность, контролировать и оценивать свои достижения (формировать умение учиться). Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Публикация «Формирование личностных результатов обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Личностные результаты позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные результаты направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Федеральный государственный стандарт определил цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. В связи с этим актуальным стало создание системы работы на основе формирования личностных УУД. Это и явилось важной предпосылкой возникновения данного опыта. Педагогический опыт направлен на формирование личностных результатов начального общего образования, создание условий для максимального развития умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.
Актуальность опыта подтверждается на практике начального обучения следующими противоречиями:
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов) группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова. Актуальность концепции развития универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:
— задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества.
— необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
Формирование и отслеживание личностных результатов обучающихся
Начиная с 1 класса, мы с обучающимися говорим о том, к какой гендерной группе они относятся, о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей, о внутренней позиции ученика. Проведенный мной классный час «Самый, самый…» направлен на развитие таких черт как смелость, воля, мужество. Классный час «Улыбка маленькой леди» воспитывает нежность, скромность, аккуратность. Конкурсы к праздникам 23 февраля и 8 марта ярко показывают, как проявляется мужественность и женственность в обучающихся.
На уроках и во внеурочной деятельности формирую основы гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей малой Родины. В формировании социальной идентичности младшего школьника (роли сына, дочери, внука, брата и сестры) большое влияние оказывает семья. Во внеурочное время организую проведение семейных праздников «Папа, мама, я – читающая семья», «Спортивная семья», праздников к 23 февраля и 8 марта, концерты ко Дню матери. Данные мероприятия способствуют сближению родителей и школы.
Важным является и профессиональное самоопределение младшего школьника, ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Обучающиеся ориентируются на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Профессиональную ориентацию в начальной школе я осуществляю, приглашая родителей на классные часы, где они рассказывают о своей профессии. Все это предполагает жизненное самоопределение, построение жизненных планов на отдаленное или на ближайшее будущее: окончание школы, поступление в учебное заведение, приобретение профессии, построение семейной жизни.
Обучающиеся задаются вопросом, какое значение, смысл имеет для меня учение, и стараются находить ответ на него. Смысл и мотивы учения имеют решающую роль.
Для развития смыслообразования использую разные приемы мотивации школьников. Чтобы обучающимся было интересно, радостно от процесса обучения, придаю урокам эмоциональную окраску, вовлекаю в активную познавательную деятельность. Ученики всегда ждут чего-то интересного, захватывающего, нового. Они хотят радоваться своим успехам и удачам товарищей. Часто на уроке использую элементы соревнования, ведь одна из удивительных особенностей соревновательной ситуации – мгновенный переход от эмоциональной взволнованности к стремлению действовать, добиваться успеха. Обучающиеся совместно с родителями принимают активное участие в предметных неделях по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.
Участвуют в конкурсах муниципального, школьного уровня, а также в международных дистанционных олимпиадах.
У младших школьников стремлюсь развить такие качества личности, как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведение и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Во время уроков, во внеурочной деятельности, на переменах в неформальной обстановке учу своих воспитанников оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью человека и к природе и отделять оценку поступка от оценки самого человека (не человек плохой, а плохо поступил).
В школьных учебниках, по которым мы учимся, в каждом разделе сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. Это помогает моим ученикам видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом ее изучения.
На уроках литературного чтения я формирую следующие личностные универсальные действия:
смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»;
самоопределение и самопознание на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений;
основы гражданской позиции путём знакомства с героическим историческим прошлым России.
На развитие личностных результатов направлены задания, которые я применяю в своей практике: 1) по интерпретации текста; 2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 3) анализ характеров и поступков героев; 4) формулирование концептуальной информации текста (В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа).
В 1 классе при работе над произведениями А. Барто, Я. Акима и многих других у обучающихся формируется школьная мотивация, личностная идентичность – роль брата или сестры, сына или дочери. В «Азбуке» есть произведения на развитие гражданственности: «Название русских городов», «Наше Отечество».
Многие тексты учебников по литературному чтению несут духовно-нравственный смысл («Старый дед и внучек», «Два товарища», и, работая с ними, мы формируем умение давать нравственную оценку поступкам героев.
Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет мне не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности. Учатся отвечать на вопросы: На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл.
На уроках технологии, в ходе преобразовательной творческой деятельности, закладываю основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Для развития личностных результатов используется метод проектного обучения, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Работа в группах при организации проектной деятельности в первом классе начинается с выработки основных правил.
В процессе создания проектов к праздникам «Живая азбука», «Моя школа, класс»; итоговым урокам по предметам «Числа вокруг нас», к родительским собраниям «Моя семья» - у учащихся формировались универсальные учебные действия в различных сферах : личностных ( базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению, коммуникативных (совместная работа, познавательных (отвечали на простые вопросы учителя, регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали).
В первом классе методом оценки личностных результатов учащихся является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио. Портфолио – это сборник личных работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т. д. На празднике и классном часе в конце учебного года мы подводим итог о проделанной работе. Все обучающиеся, кто сумел себя проявить в течение года, получают грамоты. И здесь же ребята демонстрируют свои папки с достижениями.