Наталья Краснова
«Формирование коммуникативных навыков старших дошкольников». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе, особое место принадлежит развитию коммуникативных навыков дошкольников.
Многие известные исследователи (М. И. Лисина, Т. А. Репина и др., раскрывая процесс становления детского общения и сотрудничества, изучая возрастные изменения отношений ребенка к сверстнику и взрослому на протяжении дошкольного возраста, отмечали, что первооснова сотрудничества наиболее интенсивно формируется в период старшего дошкольного возраста. Именно в это время во взаимоотношениях детей начинает активно формироваться коммуникативная и социальная компетентность, которая служит базой подготовки детей к школе.
Публикация «„Формирование коммуникативных навыков старших дошкольников“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста – один из важнейших компонентов в структуре педагогического процесса в нашем детском саду. Мы определили три направления в работе:
- развитие диалогической речи;
-развитие коммуникативности, как свойства личности, во взаимосвязи с культурой общения и поведения;
- использование игровой деятельности как ведущей в совершенствовании приемов саморегуляции взаимоотношений детей и взрослых.
Диалогическая речь выступает как основная форма полноценного общения с взрослыми и сверстниками. Она необходима для поддержки социальных контактов, обмена информацией. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации, сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.
В нашем детском саду воспитатели обращают особое внимание на коммуникативную активность детей : проявляют ли они инициативу в общении, охотно ли вступают в диалог с взрослыми, умеют ли поддержать разговор со сверстниками, понятно для собеседника выразить свои мысли, какие темы раскрывают в диалоге. Ведут работу с детьми по развитию диалогической речи во всех видах деятельности в течение всего дня. Хорошей традицией стало время доверительного общения, задушевных бесед воспитателя с детьми на волнующие их темы. Для этого выделено специальное время во второй половине дня, один – два раза в неделю. Удобно расположившись с детьми, воспитатель вовлекает их в общий проблемный разговор на темы дружбы, справедливости, событий в группе, отношений с близкими в семье и пр. Воспитатели поощряют детские высказывания, делится своими мыслями, вместе с детьми планирует будущие совместные дела. Диалог может сопровождаться рассматриванием семейных фотографий, детских коллекций, рассказыванием занимательных историй или слушанием музыки.
Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни в школе. Педагоги объясняют детям важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Учат их входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том, как их поведение и словесные высказывания могут оказать влияние на других, владеть собой в любой ситуации, не унижать и не обижать друг друга. Лучшее понимание состояния других людей способствует возникновению чувства симпатии между участниками общения.
Предметом особого внимания старших дошкольников, стали правила поведения и взаимоотношения в группе, сформулированные ими «Правила дружных ребят» :
- Называй друг друга по имени.
- Будь вежлив и доброжелателен.
- Умей внимательно слушать другого.
- Не проходи мимо, если кому-то нужна твоя помощь.
- Делай добрые дела.
В случае необходимости воспитатели и дети прибегают к этим правилам. Это помогает самостоятельно регулировать отношения. Все мы знаем, что в любом детском коллективе не обходится без каких-либо конфликтных ситуаций. Для их разрешения, в одной из групп, воспитатели оформили «Диванчик дружбы и согласия». Он дает возможность, поссорившимся детям уединившись, обсудить конфликт, разрешить его и помириться.
Для развития представлений детей о взаимоотношениях, нравственных поступках, способах установления справедливости, доброжелательности, взаимопомощи в общении воспитатели используют как условные (словесные, так и практические (реальные) ситуации. В условных ситуациях дошкольникам нужно обсудить возникшую в общении других детей проблему, найти правильный выход из сложившихся обстоятельств и дать оценку действиям героев. Содержание условных ситуаций подбирается воспитателями с учетом проблем общения детей в группе. Для этого воспитателями используются сюжеты литературных произведений, случаи из личной жизни, впечатления от общения с другими детьми. Условные ситуации наши педагоги сочетают с организацией практических ситуаций. Они побуждают детей следовать нравственным нормам в своем поведении. В практических ситуациях дети становятся непосредственными участниками тех или иных событий в общении и учатся находить правильное решение.
Такие ситуации организуются воспитателями, как в свободной деятельности, так и на занятиях.
Обучение на занятиях - процесс познания детьми реальной действитель-ности обеспечивает развитие умственных сил и творческих возможностей. Разнообразное образовательное содержание занятий открывает перспективы для накопления детьми опыта сотрудничества в процессе решения совместных задач. Поэтому на занятиях, воспитатели нашего детского сада, особое внимание обращают на формирование пар, подгрупп детей для совместной деятельности, включают в занятия упражнения по формированию коммуникативных навыков.
При этом образовательный процесс не замыкается в рамках только учебных занятий, в единое целое соединяются занятия, совместная деятельность с взрослыми и друг с другом, а так же игровая деятельность. Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Ее значение для развития коммуникативных способностей и творческого мышления невозможно исчерпать. Игра обучает, развивает и воспитывает. Воспитатели используют игры и игровые упражнения на развитие навыков общения :
- С целью расширения представлений детей о сверстниках и развития самосознания – «Узнай друзей по голосу», «Алло, мы ищем таланты», «Волшебные очки» ( цель: уметь увидеть и рассказать о положительных качествах и поступках сверстников, «Цепочка имен»;
- С целью формирования внимания к сверстнику – «Испорченный телефон»,
«Эхо», «Зеркало», «Обезьянки».
- Игры на согласование движений «Хвост дракона», игры с сухими бассейнами, различные игры-соревнования.
- На развитие у детей умения узнавать и выразительно передавать эмоциональное состояние, используют игры-имитации. В таких игровых импровизациях детям нужно передать действия, соответствующие эмоциональному состоянию героев, найти нужные слова, отразить в мимике как изменяются эмоции героев на протяжении события.
- Для развития диалогической речи, воспитания доброжелательного отношения к окружающим организуем сюжетно-ролевые игры («Именины»,
различные игры-профессии, игры-путешествия).
Правила перечисленных выше игр заданы таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с оптимальной согласованностью.
Таким образом, проводя работу по трем вышеназванным направле-ниям, мы получили следующие результаты: дети научились вести непринужденную беседу, сотрудничать в совместной деятельности; развилось умение определять свои эмоциональные состояния и окружающих; повысилась культура общения и поведения.
Применяемая нами система развития коммуникативных навыков, основанная на умении ребенка вести диалогическую речь, освоение этических норм и правил поведения, умении адекватно проявлять себя в различных ситуациях общения, поможет адаптироваться ребенку при поступлении в школу.
• Бабаева Т. И. и др. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. - СПб. :«Детство Пресс», 2010.
• Белобрыкина О. А. Речь и общение. Ярославль,1998.
• Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
• Римашевская Л. С. Технология развития навыков сотрудничества старших дошкольников. М., 2002.