Литвиненко Алена Федоровна
Формирование и поддержка педагогом положительной самооценки у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Частоозерский детский сад «Родничок»
Проект
«ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГОМ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ,
ИХ САМОУВЕРЕННОСТИ В СОБСТВЕННЫХ СИЛАХ»
Краткосрочный.
Старший дошкольный возраст.
педагог-психолог Литвиненко А. Ф.
Частоозерье – 2024г.
Введение.
ПРОБЛЕМА: Проект рассчитан на моделирование собственных сказочных историй по преодолению тревожности старших дошкольников.
Публикация «Формирование и поддержка педагогом положительной самооценки у детей» размещена в разделах
Для создания положительной самооценки, повышения уверенности в собственных силах дошкольника помогают упражнения с элементами сказко- и арттерапии.
Значимой для реализации проекта становится позиция Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, основоположницы сказкотерапии :«процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни; терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта».
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: краткосрочный (5 недель).
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Обеспечить раскрытие внутреннего потенциала ребёнка
ЗАДАЧИ:
-формирование собственной рефлексивной позиции при восприятии и анализе различных ситуаций и событий;
- развитие критического мышления, творческого воображения;
- развитие эмоционального отклика на обсуждаемые ситуации;
-совершенствование изобразительных навыков;
-воспитание доброжелательного и терпимого отношения к окружающим;
-воспитание самостоятельности при выборе содержания, техники рисования и материала для изображения сюжета.
Задача зеркала: помочь ребенку увидеть самого себя, встретиться с собой в сказочной истории, развить самосознание и дать возможность гармонизировать свое личностное пространство.
Механизм реализации проекта (замысел проекта) : Девиз: «Торопитесь делать добро!»
Идея: «Сказка- ложь, да в ней намёк…»
Направление педагогического проектирования :реализация принципа индивидуализации в условиях ДОУ.
Направления деятельности:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Основной механизм воздействия сказок — через эмоциональное переживание, отождествление себя с главным персонажем, а значит, и идентификацию (сравнение) своих чувств и чувств главного героя, преодоление вместе с ним жизненных перипетий, приобретение опыта конструктивного выхода из ситуации. В процессе прочтения ребенок поймет, что не только он сталкивается с подобными сложностями и испытывает сильные и порой противоречивые чувства по отношению к близким. Заключительная и самая главная часть психотерапевтической сказки — моделирование конструктивного поведения в каждой конкретной ситуации. Всегда позитивный финал формирует у ребёнка веру в то, что побеждает добро, а не зло, что сильнее мудрость и искренность, а не жестокость и физическая сила. Положительный эффект заключается в том, что не только корректируется поведение, но еще и развивается активная речь, мышление, воображение и творчество ребенка.
Принципы построения развивающих занятий.
• Создание образа главного героя
• Помещение своего героя в конфликтную или проблемную ситуацию.
• Создание образы друзей и помощников, а также врагов или препятствий на пути к цели.
• Обучающие ситуации, где герой впервые побеждает благодаря помощи извне (с помощью силы, использования хитрости, волшебных предметов и помощников (передача герою оберегающих его предметов- талисманов, внушение чувства защищенности и
уверенности, и, наконец, совет мудреца.
• Самостоятельное преодоление героем всех препятствий.
• Осознание самого себя в новом качестве в результате одержанных побед.
• Позитивный финал — торжество, на котором все отдают должное особым заслугам героя.
• Вопросы к сказке.
– О чем эта сказка, чему она нас учит?
– Почему герой поступает именно так?
– Чего он хотел на самом деле?
– Как герой решает проблему, какой способ поведения или решение выбирает?
– Какие эмоции приносит поведение героя окружающим? Какие эмоции вызывает каждый из эпизодов и почему?
– Кто же такой по сути главный герой?
Периодичность сеансов: 1 раз в неделю
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТЫ:
1. План деятельности
1) Изучение методической литературы
2) Составление плана мероприятий
3) Чтение с детьми литературных произведений
Ожидаемые результаты:
Преодоление дошкольниками эмоционально- личностных затруднений (результаты наблюдения и диагностики)
Критерии оценки создаваемого продукта ребё нком:
-целостность картины восприятия
-новое решение ситуации
-воплощение замысла в рисунке: визуальный образ продукта
Используемая литература:
1. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог» / Под ред. И. Б. Гриншпуна. — М. : МОДЭК, МПСИ, 2007.
2. Майер, А. А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. [Текст]/ А. А. Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2008. № 3.
3. Микляева Н. В., Толстикова С. Н., Целикина Н. П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. - М. : ТЦ Сфера, 2010.
4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005.
5. Сапранова С. И. Проектная деятельность / С. И. Сапранова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2.
6. Тебенева Т. Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ / Т. Н. Тебенева // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2007. № 1.