Светлана Малофеева
Формирование графических умений посредством развития ручной умелости у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на моей странице!
Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка, поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов, а также идет развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук дошкольника. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Письмо, я считаю, – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Именно поэтому необходима подготовительная работа, направленная на формирование графических умений у детей дошкольного возраста. Письмо не включено в программу обучения, так как в этом возрасте для большинства детей оно не доступно. Вместе с тем подготовка к письму осуществляется в нашем дошкольном учреждении косвенно, через разнообразные образовательные области. А так же через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей. Поэтому я решила, начать работу с детьми по формированию графических умений с младшего возраста, через развитие ручной умелости у детей. Свою работу построила в двух направлениях:
Публикация «Формирование графических умений посредством развития ручной умелости у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
в младшем дошкольном возрасте идёт работа по развитию ручной умелости у детей;
в старшем возрасте, продолжается развитие ручной умелости у ребёнка, и на основе этого формированием графические умений у детей.
Для развития мелкой моторики пальцев и координации движения руки детям в младшей группе я предлагала:
1. Выполнить массаж для пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
2. Проводила гимнастику для рук в вечернее коррекционное время или включала элементы упражнений в утреннюю гимнастику, например:
- сложить руки ладонями вместе и вытянуть их перед собой; развести кисти рук в стороны, не размыкая запястий.
-руки согнуть, кисти к плечам; сделать несколько круговых движений назад, затем вперёд и снова назад.
-руки в стороны, сгибать и разгибать руки в локтях суставах, кисти сжаты в кулаки и т. д.
3. Предлагала упражнения на развитие ручной умелости :
-запускать пальцами мелкие волчки;
-разминать пальцами пластилин и глину перед занятием;
-катать по очереди каждым пальцем камешки, крупные бусинки, шарики (индивидуально);
-кистями рук делать «фонарики»;
-собирать все пальцы в щепотку;
-застёгивать пуговицы, замочки;
-игры с вкладышами и т. д.
4. Выполняли вместе с детьми простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
Для развития ручной умелости и формирования графических умений у детей старшего возраста был разработан комплекс игр, заданий и упражнений, который был направлен на развитие ручной умелости и формирование графических умений у детей. В комплекс вошли:
Гимнастика для пальчиков (гимнастику использовала как пассивную, так и активную; пассивную гимнастику использовала для детей с низким уровнем развития мелкой моторики);
Пальчиковые игры;
Инсценировка руками;
Театрализованная деятельность;
Работа с ножницами;
Работа с природным и бросовым материалом;
Работа с бумагой (разные техники);
Игры со счётными палочками;
Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений;
Физические упражнения;
Подвижные игры;
Аттракционны;
Эстафеты;
А так же:
Сюжетно-ролевые игры;
Настольно-печатные игры;
Конструктивная деятельность;
Навыки самообслуживания;
Трудовая деятельность;
Нетрадиционные техники развития ручной умелости у детей.
Для формирования у детей старшего дошкольного возраста графических умений, я использовала в работе следующие приё мы:
Штриховку;
Обведение;
Дорисовывание;
Рисование орнаментов и узоров;
Раскрашивание картинок;
Графические задания, диктанты.
Все перечисленные способы развития ручной умелости и формирования графических умений у детей я оформила в два сборника-пособия для педагогов и родителей.
Также на большую эффективность развития ручной умелости и графических умений у детей дошкольного возраста повлияло и взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса – специалистами детского сада и родителями.
Таким образом, приобретенные графически навыки сопровождают ребенка всю жизнь. В первую очередь они оказывают влияние на уровень развития речи ребенка, так как в процессе овладения графическими умениями у ребенка развивается мелкая мускулатура рук. Во-вторых, от уровня развития графических навыков зависит почерк ребенка в целом, его успешность в школьном обучении. Значит, чем раньше будет начата работа, тем выше будет результат.