Светлана Щеголькова
Занятие по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы «Воздушный транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Познакомить детей с еще одним видом транспорта – воздушным;
Рассказать об истории воздухоплавания.
Развивать социальные навыки, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
Воспитывать любознательность, интерес к познанию окружающего мира.
Воспитывать уважение к труду людей, строящих самолеты и космические корабли; уважение к опасной профессии летчиков и космонавтов, испытателей новых самолетов.
Словарная работа:
Публикация «Занятие по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы „Воздушный транспорт“» размещена в разделах
- Воздушный транспорт. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Самолеты, вертолеты. Воздушный транспорт
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
Работа по словообразованию: летать – полет – летчик – самолет – вертолет.
Активизация и обогащение словаря: названия воздушных профессий (пилот или летчик, радист, штурман, инженер, стюардесса, вертолетчик, механики, конструкторы, рабочие на аэродроме, самолетостроители, техники и др.)
Материалы для занятия :
Фотоиллюстрации с изображением видов воздушного транспорта. Карточки для игры «Найди свою группу» с изображением различных транспортных средств. Магнитная доска. Мяч, фишки, указка.
Ход занятия
На ширме появляется Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте!
Дети: Здравствуй Незнайка!
Незнайка: А скажите пожалуйста, куда это я попал?
Дети: В детский сад!
Незнайка: Как в детский сад? Вообще – то я решил стать путешественником и отправиться в какую – нибудь далекую – предалекую страну, а почему – то попал к вам?
Воспитатель: Незнайка, а на чем же ты отправился путешествовать?
Незнайка: У меня есть знакомый ослик Иа, сначала я ехал на нем, но ослик быстро устал и дальше я полетел на орле, на том, который вез Айболита в Африку лечить больных зверей. Но орел долетел до синего моря и дальше лететь не смог. А потом из моря выплыл кит и сказал: «Садись на меня Незнайка!», и я поплыл на ките. Но кит плавает только по морю и когда я оказался на суше дальше мне пришлось идти пешком. И вот я шел, шел и пришел к вам. Я так устал!
Воспитатель: Незнайка, а разве ты не знаешь, что существуют различные виды транспорта, которыми можно воспользоваться при переезде с одного места в другое.
Незнайка: Нет, не знаю!
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке узнать, на чем можно плавать, на чем летать, а на чем ездить по суше!
Дети: Поможем!
Игра «Найди свою группу»
Воспитатель: Ребята, подойдите к этому столу и возьмите каждый по картинке. Внимательно рассмотрите свои картинки. Попробуйте разделиться на команды так, чтобы на картинках ребят одной команды было что-то общее. (Спрашиваю детей, почему они образовали эту команду. Дети дают логичное объяснение, почему они объединились именно в эти команды).
Незнайка: А я и не знал, что существует так много разного транспорта, на котором можно путешествовать. Но мне очень понравился воздушный транспорт.
Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь, как человек научился летать?
А вы, ребята, хотите узнать? Ну тогда слушайте.
Человек всегда завидовал птицам и ему очень хотелось научиться летать. Мечты человека о полетах нашли отражение в народных сказках и легендах.
Одна из них – легенда об Икаре.
Знаменитый греческий мастер Дедал в древности сделал крылья из воска и материи для своего сына Икара. Но Икар был дерзкий юноша и рискнул подняться на своих крыльях прямо к солнцу. Солнечный жар растопил воск, крылья разрушились и Икар упал с высоты в море и погиб.
Из истории известно, что в древности все попытки людей летать с помощью искусственных крыльев были безуспешны.
Старинные китайские книги рассказывают о том, что люди в Китае давно научились подниматься в ветреную погоду в небо на больших воздушных змеях, которые привязывались прочными тросами к повозкам запряженным лошадьми. Однако воздушный змей только поднимает человека в небо, но не может переносить его по воздуху на большие расстояния.
А вот матерчатые шары, наполненные горячим воздухом, могли не только поднимать людей в небо, но и переносить их по ветру на довольно большие расстояния. Плохо только, что управлять полетом шаров было сложно.
Поэтому через 100 лет, после того как люди придумали воздушные шары, появились управляемые и наполненные легким газом «дирижабли». «Дирижабль» в переводе с французского означает – управляемый.
Первые самолеты появились намного позже дирижаблей.
Один из этих самолетов – планер.
В наше время люди наслаждаются полетами на дельтапланах, на нарядных воздушных шарах, а также на современных самолетах и вертолетах.
Удалось облететь землю и на космическом корабле. Первый космонавт которому удалось это сделать, был наш соотечественник Юрий Гагарин. Произошло это 12 апреля 1961года.
А сейчас люди готовятся к полету на загадочную планету Марс.
Воспитатель: Вам понравился мой рассказ?
Дети: Да!
Незнайка: Очень! Только я плохо запомнил, как называются те летательные аппараты, которые придумали люди.
Воспитатель: Давайте Незнайке еще раз напомним. Мы развесим картинки на доске по порядку с самого древнего летательного аппарата до самого современного.
(дети выполняют задание).
А теперь я всем предлагаю превратиться в летчиков.
Физминутка «Самолет и ракета»
Руки в стороны в полет- Дети расставляют руки в стороны
Отправляем самолет Покачивают руками
Правое крыло вперед Выбросить правую руку вперед
Левое крыло вперед Выбросить левую руку вперед
1, 2, 3, 4 Присаживаются на корточки
Полетел наш самолет Двигаются врассыпную
А сейчас мы с вами дети Хлопки
Полетаем на ракете. Руки сложены над головой
На носки поднимись, Поднимаются на носки
А потом руки вниз. Опускают руки вниз
Вот летит ракета ввысь! Руки поднимают вверх.
Воспитатель: Незнайка, а ты загадки отгадывать любишь?
Незнайка: Конечно люблю. Только я не знаю, что такое загадки!
Воспитатель: А мы тебя сейчас научим. Ребята, давайте разделимся на 2 команды. Каждая команда загадывает какое- либо летающее средство передвижения, оно может быть реальным или сказочным. За каждую правильную отгадку команда получает фишку. Побеждает та команда, которая больше получит фишек. Загадывать загадки команды будут по очереди.
Угадайте – ка ребятки
Что это за бабка в кадке
На метлу она садится
И по небу в кадке мчится
(Баба Яга в ступе).
Человечек есть такой Он моторчиком жужжит,
Очень добрый, заводной, И над улицей кружит.
Стоит вам окно открыть Он летит все выше, выше
Прилетит вас веселить. У него есть дом на крыше.
(Карлсон).
В сказке есть такие птицы Бабке Ежке птицы служат,
Унесли братца от сестрицы, Над деревней стаей кружат,
Быстро по небу летят Ищут маленьких ребят,
И детей догнать хотят. Утащить их в лес хотят.
(Гуси – лебеди)
Он на шарике летал,
Пчелок обмануть мечтал.
Тучкой притворялся мишка,
Мед хотел стащить воришка.
(Вини Пух на воздушном шаре)
Он вокруг земли летает
И сигналы подает,
Корабли в морях спасает
И погоду узнает.
(спутник)
Железная птица по небу кружится,
По сигналу пилота на землю садится.
(самолет)
Чудо- птица – красный хвост,
Полетела в стаю звезд.
(ракета)
С виду это самолет:
Крылья есть и есть пилот,
Хорошо летать умеет,
Но мотора не имеет.
(планер)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
(вертолет)
Летит как стрела,
Гудит как пчела.
(самолет)
В конце воспитатель подводит итог, считает фишки.
Воспитатель: Ну что, Незнайка, теперь ты понял, что такое загадки?
Незнайка: Понял! Мне у вас очень нравится, вы такие веселые. А давайте поиграем еще в какую- нибудь игру.
Воспитатель: Давайте! Игра называется «Вопрос – ответ».
Становитесь в круг, я буду вам по очереди бросать мяч и задавать вопрос, а вы мне должны будете бросить мяч обратно и ответить на вопрос, если вы не знаете ответа на вопрос, то передаете мяч рядом стоящему игроку.
Вопросы:
-Кто управляет самолетом? (пилот).
-Как по другому можно назвать пилота? (летчик).
- Кто обеспечивает связь с землей, с аэропортом во время полета? (радист).
-Кто проверяет правильность курса самолета? (штурман).
-Кто проверяет исправность всех приборов и механизмов самолета, вертолета или космического корабля? (борт-инженер).
-Кто помогает пассажирам, приносит им обед и разносит напитки? (стюардесса).
- Кто готовит самолет к полету на земле? (механики).
-Как можно назвать людей, которые строят самолеты? (самолетостроители).
-Как называется профессия человека, который придумывает новые модели самолетов? (конструктор).
- Кто испытывает новые самолеты? (летчик – испытатель).
- Как можно назвать пилота вертолета? (вертолетчик).
- Кто управляет полетом космического корабля? (пилот космического корабля или космонавт).
- Как можно назвать людей, которые строят ракеты? (ракетостроители).
Незнайка: Ребята, мне так понравилось у вас в гостях, что инее хочется уезжать. Но мне пора отправляться дальше в путешествие.
Воспитатель: Ребята, а из нашего города можно отправиться в путешествие на воздушном транспорте?
Дети: Можно! На самолете из аэропорта.
Воспитатель: Но чтобы лететь на самолете нужен билет.
Давайте сделаем Незнайке билет с которым можно ездить на всех видах воздушного транспорта. (Изготовление билета из самоклейки).
(Дети вручают билет Незнайке).
Незнайка: Спасибо!
Воспитатель: Ребята, а что обычно желают тем, кто отправляется в путешествие.
Дети: Счастливого пути!