Ольга Шуповаленко
Формирование аккуратности в аппликации
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что усвоенные в детстве социальные формы поведения во многом определяют в дальнейшем социальную адаптацию ребенка. Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, нравственного, умственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Именно поэтому в дошкольных учреждениях осуществляется кропотливая повседневная работа по развитию у детей навыков самообслуживания и культурного поведения.
Публикация «Формирование аккуратности в аппликации» размещена в разделах
Одним из значимых навыков культуры поведения, культуры деятельности является аккуратность. В словаре В. Даля можно найти следующие определения: Аккуратный – (лат.) точный, верный; - вещь, тщательно, искусно и чисто сделанная; - человек, любящий точность, порядок; бережливый; Аккуратный – (нар.) точно, верно, точь-в-точь, в меру. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений приводит следующее определение: Аккуратный - исправный, исполнительный, щепетильный, точный, тщательный, корректный, пунктуальный, скрупулезный, педантичный, неукоснительный.
Развитие ручного труда позволяет развивать у детей моторику, координацию, усидчивость, аккуратность, самоконтроль, умение доводить порученное дело до конца. Формируется общая умелость руки, в том числе мелкая моторика руки - важный показатель физического и нервно-психического развития. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач - рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больше запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет к более высокому уровню развития мышления - наглядно-образному - и будет оперировать уже не предметами, а их образами.
Для воспитания аккуратности в младшем дошкольном возрасте эффективно использовать такую разновидность ручного труда, как аппликацию - продуктивный художественный вид деятельности. Занятия аппликацией предоставляют широкие возможности для развития аккуратности младших школьников. Этому способствует и форма построения обучения аппликации – занятия, к которому нужно приготовиться, после которого нужно все привести в порядок, и продуктивность данного занятия – качество конечного продукта во много зависит от аккуратности действий младшего дошкольника. Используемые в процессе работы материалы и инструменты вынуждают ребенка быть аккуратным : излишек клея сделает работу неэстетичной, неаккуратно разложенные и приклеенные формы снизят качество работы, кроме того, неаккуратность в работе с клеем может привести к порче одежды и оборудования. Занятия аппликацией, как нельзя лучше, формируют навыки аккуратности у дошкольников младшего возраста. При этом в структуре данного навыка можно выделить следующие компоненты:
точность движения,
контроль за движениями,
контроль за качеством действий и конечной продукции,
владение навыками использования материалов и инструментов.
Занятия аппликацией способствуют не только развитию аккуратности, формированию умения доводить начатое дело до конца, но и создают условия для развития творческой активности ребенка, открывают возможности для него узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.