Елена Белоусова
Фонематические сказки (1)
▼ Скачать
Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи.
СКАЗКА ПРО ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
В городе Гласных жили красные звуки А, О, У, Ы, И.
Звук А жил в первом доме. Он очень любил петь песни.
Пел так: «А-а-а-а-а-а-а!». Соседи тоже были очень музыкальные ребята. У каждого была любимая песенка. Звук У пел грустную песню: «У-у-у-у-у-у!».
Публикация «Фонематические сказки (1)» размещена в разделах
Звук Ылюбил после обеда разочарованно пробубнить: «Ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы». Звук Э был очень любознательным. Он всегда всех спрашивал, поэтому и песня была у него вопросительная: «Э-э-э-э-э-э?». Звук И был самым маленьким, но и он радостно пищал: «И-и-и-и-и!».
Звук Овсему удивлялся. «О-о-о-о-о-о!» – напевал он, наткнувшись на очередной удивительный предмет.
Однажды дружной компанией звуки пошли гулять.
Была отличная погода, каждый пел свою любимую песню. Шли они, шли – и дошли до неведомого города. «Город Согласных» – было написано на воротах. Звуки зашли – и удивились, какая тишина стояла в городе.
Тут из домиков высыпали незнакомые синие звуки.
- Вы кто? – спросили гласные.
- Мы – согласные! Давайте дружить!
- Верно! Давайте в честь этого споём!
- Это как? – удивились согласные.
Оказывается, согласные петь не умели. Он были молчаливые ребята. Но гласные решили их научить. Звук А схватил за руку М и закружился с ним в танце.
- Смотрите, что получилось! – закричали звуки. – Получился слог АМ!
Тут звуки начали радоваться, собираться в пары и компании – и составлять целые слова! И с тех пор звуки стали жить вместе. Каждый день они брались за руки и составляли всё новые и новые слова. Столько слов получилось много, что сложилась целая сказка. Её ты сейчас и послушал!
СКАЗКА ПЕРВАЯ О ЗВУКЕ «А»
Жил-был звук «A».
Он любил петь, широко открывая рот: «A__».
Иногда звук «A» пел очень тихо: «A, A, A».
Иногда - очень громко: «A, A, A».
Когда звуку «A» было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: «A__A__A__A__A__A__A__».
Бывали времена, когда звук «A» играл на барабане: «AAAAA, AAAAA».
А еще звук «A» пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:
A
/
A
Всем вокруг нравился звук «A» за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.
Вопросы и задания
• О каком звуке эта сказка?
• Что любил делать звук «A»? (Петь).
• Когда звук «A» пел, как он открывал рот? (Широко). Покажи, как пел звук «A» (Открывал рот).
• Как умел петь звук «A»? (Тихо, громко). Спой тихо, спой громко.
• Какую песню пел звук «A», когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную). Спой тихую, протяжную песню звука «A» («A__A__A__A__A__A__A__»).
• На каком инструменте играл звук «A»? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую звук «A» играл на барабане («AAAAA, AAAAA»).
• Какие песни звук «A» пел детям? (Колыбельные). Спой колыбельную звука «A» :
A
/
A
A
/
A__A__A
• За что всем нравился звук «A»? (Широко открывал рот и пел на разные голоса).
СКАЗКА ВТОРАЯ - О ЗВУКЕ «У»
Жил да был звук «У».
У звука «У» была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «У, У, У».
Звук «У» умел гудеть как пароход: «У__ У__ У__».
Умел звук «У» гудеть и как поезд: «У__У__У__У__У__У__».
Звук «У» умел гудеть и тихо: «У__У__У__», и громко: «У__У__У__».
Но больше всего звук «У» любил играть на трубе: «УУУУУУУУ У__».
Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали: «УУУУУУУУ У__».
Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук «У» трубил отбой: «У__У__ У УУ__».
Все расходились, а песня звука «У» раздавалась все тише и тише: «У__У__ У УУ__».
Так звук «У» утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.
Вопросы и задания
• О каком звуке эта сказка?
• Какая особенность была у звука «У»? ( или:Отчего песни звука «У» были похожи на гудок) (Вытягивал губы трубочкой).
• Как умел гудеть звук «У»? (Как пароход, как поезд; тихо, громко). Спой все песни звука «У».
• На чем любил играть звук «У»? (На трубе).
• Заслышав какую мелодию, все хлопали и подпевали? Спой и прохлопай («УУУУУУУУ У__»).
• Как звук «У» трубил отбой? Спой и прохлопай («У__У__ У У У__»).
СКАЗКА ТРЕТЬЯ - О ЗВУКЕ «О»
Жил-был звук «О».
Очень звук «О» любил петь.
Пел он много и с душою.
Когда звук «О» пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О».
Звук «О» был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»
Звук «О» мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: «О ОО_ ООО_ ООО_».
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко.»
Очень многим нравился звук «О».
Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.
Вопросы и задания
• О каком звуке эта сказка?
• На что похож рот у звука «О»? (На вытянутый кружок).
• От чего был в восторге звук «О»? (От облака, от озера, от острова).
• Кому мог подражать звук «О» своей песенкой? (Курице). Спой эту песенку («О ОО_ ООО_ ООО_»).
• На что были похожи рты у всех поющих со звуком «О»? (На вытянутые кружки).
• Придумай мелодию для звука «О», прохлопай и спой ее.