Анна Бутенко
Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Жавороночек, лети. Неси Весну-красну на своём хвосту!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
познакомить детей с народным обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихода ВЕСНЫ.
Задачи:
• пробудить в детях интерес к русской истории, к традициям русского народа;
• познакомить детей с образцами устного народного творчества: казачьей песней закличкой «Ой, вы кулики, жавороночки!», закличкой- веснянкой «Кулики», русскими народными играми «Родничок», «Идёт Матушка-Весна», «Жаворонок и колокольчик»; с основными приметами, связанными с этим праздником;
• расширять кругозор;
Публикация «Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста „Жавороночек, лети, Неси Весну-красну на своём хвосту!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Весна. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Перелетные птицы
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Хвосты. Все про хвостики
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2022
• создать радостное настроение, атмосферу праздника.
Под русскую современную песню «Весну звали» дети входят хороводом в зал.
Ведущий- Хозяюшка-казачка.
Дети присаживаются на места.
Казачка :
Здравствуйте люди добрые, гости званые, желанные.
Здорово дневали, казаче?
Дети: Слава, Богу!
Мы вас пригласила в свою казачью горенку по очень важному поводу.
Казалось совсем недавно, на Масляной неделе, мы с вами провожали зиму, и звали в гости весну. А вот уж и первый весенний месяц заканчивается. Весна- то потихоньку идет-бредет по нашей земле, растапливая снег и лед, солнышко выходит погулять по небу всё чаще.
Мы казаки, засиделись, заскучали без работы. Хочется в поле выбежать, зёрнышком засеять, огороды засадить.
Да вот не знают казаки, может ещё рано, может ещё зима вернется, да холодом и морозом обернётся?
Только одна птичка может нам помочь, эта маленькая пичужка, так похожа на воробушка, только с весёлым хохолком.
Загадка:
В синем небе голосок
Будто крохотный звонок.
Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют? (Жаворонок)
Казачка: Действительно, её тонкий голосок так похож на колокольчик.
Так вот казаки, очень ждали прилёта именно этой полевой птички. Почему именно её? Жаворонок вил своё гнездо в поле на земле. Как только создаст семью кулик, появятся яйца в гнезде, значит поле можно засевать.
22 марта, сегодня, казаки отмечали праздник второй встречи ВЕСНЫ. Звался он «Сороки», «Сорок сороков», «Жаворонки». На этот день припадает православный праздник «Сорока Севастийских мучеников», которые были замучены противниками Христа. Жаворонок – одна из чистых Божьих птиц. Есть легенда о жаворонке: «Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку- жаворонка. А ещё жаворонок так высоко летит к небу, что способен увидеть Бога, но увидев Бога, падает камнем вниз, как бы показывая свою усердную молитву.
Казачка : Мы проведём сегодня этот день так, как казаки, соблюдая их традиции и обычаи. А поможет нам в этом девочка Катенька.
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ
Ведущий-воспитатель:
Жила-была девочка Катенька…
Сидела она под окном
С берёзовым веретеном,
Плела белый ленок и приговаривала.
Катенька:.
Когда Весна придёт,
С гор вода пойдёт.
Снег растопится-
Зима закончится!
Напеку тогда я куликов да жаворонков и с подружками пойду гулять, птиц в сады звать!
Ведущий-воспитатель:
Ждёт Катенька Весну тёплую, добрую. А той не видать и не слыхать.
Надумала Катенька идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла она в
поле, забралась на пригорочек и зовёт Солнце.
Катя:
Солнышко, солнышко,
Выгляни на брёвнышко.
Дам тебе мёду
Целую колоду.
Ведущий-воспитатель:
Не слышит Солнышко Катеньку. Поможем заклички покричать-Солнышко позвать!
Выходят 3 ребёнка:
1. Солнышко-вёдрышко,
Красное колёсушко,
Вывесь из-за облушка
Золотые косушки.
2. Солнышко нарядись-
Солнышко покажись!
3. Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко.
Выйдут дети погулять —
Будут бегать и играть.
Ведущий-воспитатель: Да действительно, надо в горелки поиграть и солнышко позвать!
Игра (рус. нар.) "Гори, гори, ясно!"
(с колокольчиком и макетами костров)
Звучит весёлая музыка. Дети становятся в две колонны. По считалке выбирается ведущий игры. У него в руке колокольчик на ладошке. Дети начинают играть. Это весенняя обрядовая игра, призывающая солнце ярче светить. Дети произносят слова, а ведущий стоит впереди всех, пританцовывает и звенит колокольчиком.)
Гори-гори ясно, чтобы не погасло!
Глянь на небо — птички летят,
Колокольчики звенят!
Когда песня заканчивается, последняя пара бежит вперёд, по бокам «костры», каждый перепрыгивает через «костёр» и бежит к ведущему.
Кто первый заберёт из рук водящего колокольчик. Новая пара (из проигравшего и бывшего водящего) становится 1 парой. Игра повторяется до тех пор, пока все пары не сыграют в игру.
По окончании игры дети садятся на места
Рассказчик. Выглянуло Солнышко из-за горы.
Катенька:
Солнышко, видело ли ты красную ВЕСНУ?
Солнышко:
Я-Солнышко ясное-вышло из-за туч…
Я освещаю Землю, прокладываю путь.
Весну я пока не встречало,
А вот Зима здесь пробегала….
(под суетливую музыку бежит Зима с мешочком)
Зима: Ох, я ЗИМА лютая, суровая и злая.
В лес Весна сюда спешит, сорока мне сказала.
Не хочу встречаться с ней-
Жалко мне своих костей.
В мешочек стужу соберу,
Поскорее убегу. (убегает)
Ведущий-рассказчик: Не встретила Катенька девицу-Весну, а встретила Белую Зиму. Видела, как Зимы пятки сверкали, то она старушка от тепла убегала. Решили Солнышко и Катенька весну вместе искать. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идёт. Долго шли. Вдруг на пути –ручеёк.
Ручеёк:
Я-шумный, быстрый ручеёк,
Из сугроба-под пенёк!
Я теку, бегу и льюсь.
Я весною тороплюсь.
Напою водой целебной,
Талой, чистой и полезной.
Катенька: Ручеёк, видел ли ты красную Весну?
Ручеёк: А вы поиграйте со мной, тогда я вам дорогу покажу.
Русская народная игра «Родничок»
Прокладывается из ленты длинный ручеек. Набираются 2 команды по 4 человека. Становятся лицом друг к другу по 2 человека с каждой стороны:
** **
___
** **
С произнесенными словами на каждое «У-у-х!» один прыгает боком через ручеек, к нему цепляется за пояс второй, на «У-у-х!»прыгают опять через ручеек, но теперь вдвоём, цепляется третий, на «У-у-х!»прыгают опять через ручеек, но теперь втроем, цепляется четвёртый- прыгают последний раз. Смотрят сами, чтобы не зацепить ручеёк, но и чтобы соперник не нарушил правила. Выигрывает тот «кто не замочил ножки в родничке».
Разлился родничок, золотой рожок «У-у-х!»
Разлился ключевой «У-у-х!»
Белый, снеговой «У-у-х!»
По пням, по болотам, по гнилым колодам!«У-у-х!»
Катенька: Ну что, Ручеёк, подскажи где искать красную Весну?
Ручеёк: Весна проходила- меня разбудила.
По этой лесной тропинке вслед идите и там спросите…
Ведущий-воспитатель:
Пошли они дальше Весну искать- к себе звать! Солнышко по небу, Катенька по травке, да по следу. Встретила Катенька Землю-матушку.
Земля-матушка:
Меня Весна разбудила,
К новой жизни побудила.
Почки проснулись,
Открыл глаза лес,
Все ожидают
Весенних чудес!
Катенька: Земля-матушка, ты не знаешь где Весну искать?
Земля-Матушка:
Чтобы Весну увидать-
Надо жаворонков позвать!
Ведущий-воспитатель:
В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна.
«Как птицы прилетят, так и СОЛНЫШКО взойдет, тепло принесёт!»,
Будем весну встречать,
Жаворонков завлекать!
Все вместе - поможем Катеньке!
(дети берут пташек из ниток, которых сделали в рамках проекта " Казачьи традиции ВСТРЕЧИ ВЕСНЫ")
ХОРОМ: (разучивают)
1. Закличка
Жавороночек, прилети,
Студену зиму унеси!
Жавороночек, принеси
Весну – красну на своем хвосту!
Поют рус. нар. закличку «Прилети к нам куличок»
Жучик-крючик, паучок, прилети к нам, куличок.
Виту,виту, виту, лай, принеси весну в наш край!
(Русская народная песня для детей. В помощь музыкальным работникам дошкольных образовательных учреждений, учителям пения начальной и средней школы/ Сост. Л. Обухова. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» «Детство-ПРЕСС», 2012.)
Затем дети исполняют закличку под МР3,
инстр. обработка
«Ой, кулики, жаворонушки»
Ой кулики, жаворонушки. летите к нам в одонушки.
Летел кулик из-за моря, принес кулик 9 замков.
Кулик, кулик, замыкай ЗИМУ, отпирай ВЕСНУ, тёпло ЛЕТЕЧКО!
У-у-у-у….
Музыкальный руководитель:
Мы наших птичек на деревце посадим:
Да им накажем:
Пусть будет у вас много детушек-
Тогда будет теплым ЛЕТУШКО!
(собираю птиц в корзину и ставят под берёзой)
Ведущий: Услыхали жавороночки и принесли на своём хвосту- КРАСНУ ДЕВИЦУ ВЕСНУ!
Три жаворонка за ленты выводят ВЕСНУ.
Весна:
Я, Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!
Музыкальный руководитель:
Как рады, что ты к нам Вёснушка пришла.
Тепло и радость принесла.
Можно в поле выходить-
Хороводы заводить!
Хоровод (р. н. п. «Ясна- Красна»)
1. Ясна- Красна, приди, Весна,
С голубою далью,
С иваном –да- марьей.
С золотистым гребнем,
С изумрудным стеблем.
2. Пришла весна- войной пошла
На всё в зимнем,
На льды- ливнем,
На снег- теплом,
На всю зиму- ПОМЕЛОМ!
Музыкальный руководитель:
Отворяй ворота, идёт Матушка-ВЕСНА!
Русская народная игра «Идёт Матушка-Весна».
Весна и ещё 1 человек создают ворота. Сквозь ворота идёт хоровод по кругу.
Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей с собой привел;
А за ним апрель:
Отворяй окна и дверь;
А потом и май -
Сколько хочешь гуляй!
(разворачиваются в другую сторону)
Сколько хочешь гуляй,
Только, только не зевай!
Ворота опускаются и ловят детей.
Тот кого поймали, поёт: "Здравствуй, ВЕСНА!"
Образуются вторые ворота. И так далее, пока не останется мало детей в хороводе.
Музыкальный руководитель:
А ещё поиграем с жаворонком, поблагодарим за радость встречи с ВЕСНОЙ.
Рус. нар. игра "Жаворонок и колокольчик"
ВАРИАНТ №1
Дети стоят по кругу, Жаворонок с колокольчиком в центре, идет противоходом. Другой колокольчик передаётся по кругу. Как только слова заканчиваются Жаворонок звенит ритмично колокольчиком- а тот у кого
остановился на последнее слово- повторяет ритмичный рисунок.
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве.
ВАРИАНТ №2
Дети стоят по кругу. Водящему завязывают глаза. Под слова передают колокольчик по кругу. Как только слова заканчиваются - колокольчик останавливается, перестает звенеть, все дети прячут руки за спину. Водящему развязывают глаза –он должен догадаться, у кого колокольчик. Можно осторожно позвенеть за спиной.
Музыкальный руководитель:
Мы Сороки встречали,
О празднике мы все узнали.
Хочу, чтобы о нем
Родным вы дома рассказали!
А сейчас по ещё одной традиции вас ожидают испеченные угощения "жаворонки -булочки"
В группу возвращайтесь,
Птичками угощайтесь!
А потом на улицу пойдем:
Да рукодельных птичек с собой возьмем.
Будем на деревья их сажать.
К себе в детский сад приглашать!
(На улице дети продолжают играть в игры, разученные в музыкальном зале)