Лучший педагог года

Физкультурно-оздоровительная работа в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Юлия Морозова
Физкультурно-оздоровительная работа в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Опыт работы

Тема: «Физкультурно-оздоровительная работа в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»

СОСТАВИТЕЛИ:

Морозова Ю. В.

Вос-ль I категории

Азнабаева Э. И.

Вос-ль I категории

Я, Морозова Юлия Владимировна, работаю воспитателем группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Публикация «Физкультурно-оздоровительная работа в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР» размещена в разделах

Физическое развитие и здоровье детей является одним из приоритетных направлений в реализации задач общеобразовательной программы детского сада. Оно неразрывно связано с их умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением.

Специфика работы в группе определяется особенностями развития детей :

- общим недоразвитием речи;

- неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно – логического мышления, общей и мелкой моторики);

- особенностями характера и состояние здоровья.

Как отмечает доктор медицинских наук, автор многочисленных работ, а также из моих наблюдений за детьми группы, всестороннее обследование двигательной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития. К ним относятся:

• Мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;

• Нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);

• Нарушение ручной моторики;

• Общая скованность и замедленность в выполнении движений;

• Дискоординация движений;

• Несформированность функций равновесия;

• Недостаточное развитие чувства ритма;

• Нарушение ориентировки в пространстве;

• Замедленность процесса освоения новых движений;

Заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.

Кроме этого наблюдаются такие особенности, которые связаны со своеобразием познавательной деятельности детей :

- долго не могут запомнить свое место в строю, рядом стоящего товарища;

- затруднено понимание общепринятых строевых команд и игровых правил;

- дети плохо знают названия частей тела и движений, поэтому не могут осуществить заданные движения по словесной инструкции;

- при выполнении заданий и даже играя, дети быстро утомляются, теряют интерес к происходящему.

Поэтому, организация физкультурно – оздоровительной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР является актуальной.

Данные проблемы определили цель и задачи физкультурно-оздоровительной работы в данной группе.

Цель: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи, обеспечивающих формирование двигательных умений и навыков, воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физкультурой и спортом.

Оздоровительные задачи:

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ТНР;

• совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям.

Образовательные задачи:

• формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

• создание условий для реализации потребности в двигательной активности;

• выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через спортивно-оздоровительную активность.

Воспитательные задачи:

• воспитание потребности в здоровом образе жизни;

• воспитание потребности в физических упражнениях и играх;

• воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Для реализации поставленных задач осуществила подбор программно – методического обеспечения педагогического процесса, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизиологической специфике данного контингента детей. Это программа Л. Д. Глазыриной «Физическая культура дошкольников», В. Н. Щебеко «Вариативные занятия в детском саду», К. К. Утробина «Занимательная физкультура для дошкольников 5-7 лет», Л. Н. Волошина «Играйте на здоровье», Ю. А. Кириллова «Интегрированные физкультурно - речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет»

В группе нами внедрена в практику модель физкультурно-оздоровительной работы. Эта модель составлена с учетом Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования детского сада № 25. в модели учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития детей; специфика и особенности организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности при проведении режимных моментов и самостоятельной деятельности детей, атакже принцип взаимодействия с семьями воспитанников.

В группе оборудован физкультурный уголок, оснащенный:

- резиновыми мячами (большими и маленькими);

- малыми цветными мягкими мячами;

- цветными лентами;

- обручами, гимнастическими палками,

- большими пластмассовыми бутылочками для общего массажа;

- кольцебросы;

- тренажер для коррекции стоп;

- массажные коврики;

- атрибуты для игр (в теннис, бадминтон, городки, баскетбол,

- степ - платформы.

Это дает возможность каждому ребенку, на основе индивидуальных особенностей, склонностей, интересов, проявить самостоятельность, инициативу и творчество.

Для организации физической активности детей и их оздоровления используются разнообразные формы работы :

• утренняя гимнастика с использованием упражнений на дыхание в игровой форме, с элементами степ-аэробики;

• упражнения на развитие артикуляции;

• пальчиковая гимнастика;

• динамические паузы в сочетании движений с речью;

• утренняя гимнастика с элементами степ – аэробики;

• занимательные разминки;

• подвижные игры в помещении и на воздухе,

• хороводные игры;

• ОВД – утром, днем и вечером;

• активные прогулки с учетом времени года;

• индивидуальная работа, где стимулирование детей к двигательной активности, исправление осанки и плоскостопия.

• закаливающие мероприятия;

физкультурные досуги, занятия, пешие прогулки;

• оздоровительные пробежки в конце прогулки.

В свое работе мы используем такое нетрадиционное оборудование как степ – платформа. Упражнения на степах оказывают положительное эмоциональное воздействие на организм ребенка, укрепляют разные группы мышц и весь организм в целом.

Также нетрадиционной формой оздоровления детей в нашей группе является использование «сухого бассейна». Упражнения, выполняемые в «сухом бассейне» направлены на развитие координации рук, позвоночника, ног, а также ребенок получает общий массаж тела.

Наиболее эффективная форма физического развития – физкультурные занятия, на которых также идет уточнение и закрепление темы недели. В работе использую разные типы занятий:

- учебно – тренировочные, направленные развитие двигательных функциональных возможностей детей. ;

- игровые занятия.

- контрольно-проверочные занятия.

- тематические занятия

- интегрированные занятия.

В систему физкультурно-оздоровительной работы прочное место занимают физкультурные праздники, спортивные досуги, дни здоровья. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования способствуют активизвции двигательной деятельности. Большую пользу приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.

Учитывая ослабленность наших детей, использую различные методы оздоровления. Закаливание детей ведется с учетом принципов реализации эффективного закаливания. Для детей своей группы мы выбрали такие методы закаливания как:

- точечный массаж;

- полоскания водой комнатной температуры;

- воздушные ванны с упражнениями;

- дыхательная гимнастика;

- «дорожки здоровья» – хождение босиком по массажным дорожкам после сна;

- умывание и мытье рук холодной водой;

- обливание ног (летом);

- солнечные ванны.

Эффективными методами, дополняющими закаливание в д/ саду являются:

- соблюдение режима прогулок в любое время года;

- «температурная гигиена»;

- сон при открытых фрамугах,

Хотелось бы отметить, что в комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему от перегрузок, особую роль играет правильно организованный сон, что обеспечивается следующими условиями:

- исключение подвижных игр за 30 мин. до сна;

- проветривание спального помещения.

Эти методы оздоровления обоснованы и оказали положительное влияние на снижение заболеваемости.

Работа по достижению поставленных задач не имела бы положительного результата без тесного взаимодействия с родителями.

Взаимодействие с семьей обозначено ФГТ как одно из основных направлений, в том числе и по физкультурно-оздоровительной работе– это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Взаимодействие д/сада и семьи в физическом воспитании ребенка позволяет реализовывать принципы индивидуализации и преемственности, формировать и поддерживать положительную мотивацию у детей к занятиям физическими упражнениями, самостоятельной двигательной деятельности, двигательному творчеству.

Направления в работе с родителям :

1. информационное

- индивидуальные: беседы, консультации;

- коллективные: родительские собрания

- наглядно – педагогическая информация: газета «Наши достижения», информационные листки, памятки – инструкции;

2. совместное творчество родителей и детей

- совместные физкультурные праздники и развлечения;

- изготовление поделок;

Наиболее эффективными являются индивидуальные беседы, которые позволяют получить родителям интересующую их информацию. Работу с родителями мы строим дифференцированно, т. е. выделяем группы семей :

- для родителей часто болеющих детей;

- с нарушением осанки и т. п.

Для них проводятся беседы: «Предупреждение простудных заболеваний», «Осуществление закаливания часто болеющих детей» и др.

Другим важным и действенным средством развития физической культуры родителей является привлечение их к участию в разнообразных формах спортивно – оздоровительной работы. Это дни «открытых дверей», посещение и участие в спортивных праздниках и развлечения: «Кросс Наций», праздник, посвященный Дню защитника Отечества, «Лыжня России» и др.

Результатом целенаправленной физкультурно – оздоровительной работы является стабильно низкий уровень заболеваемости воспитанников. К концу второго года обучения у детей наблюдается улучшение памяти, мыслительных процессов, дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений, способны на элементарный анализ, точнее оценивают пространственное расположение частей тела, предметов, осваивают ритм движения. Это подтверждается и результатами мониторинга.

Публикации по теме:

Давайте знакомиться — я учитель-дефектолог Немного о себе. Окончила киевский государственный педагогический институт по специальности: учитель вспомагательных классов. Сейчас работаю.

Презентация работы по самообразованию. Презентация работы по самообразованию. Тема работы "ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В ГРУППЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физкультурно-оздоровительная работа в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Опубликовано: 17 октября 2013 в 20:49
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.

13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД