Анна Нечаева
Физиологические основы закаливания
▼ Скачать
По мере закаливания улучшается взаимодействие физиологических
систем организма: дыхания и кровообращения, обмена веществ и регуляции
тепла. Какие же изменения происходят в организме ребенка. Рассмотрим
физиологические основы закаливания.
Приспособление
живой
ткани.
В
основе
закаливания
лежит
способность организма отвечать определёнными реакциями на те, или иные
внешние раздражения: температурные, световые, механические, химические
и др. При многократном повторении раздражения происходит постепенное
Публикация «Физиологические основы закаливания» размещена в разделах
приспособление – отбор наиболее выгодных для организма реакций. На
основе этого физиологического закона организм приспособляется и к
изменяющимся условиям внешней среды – холоду, жаре, влажности и других
природных условий.
По отношению к ребё нку развитие желаемых качеств достигается:
правильной организацией жизни, способствующей росту и развитию ребёнка
в целом, и упражнениями специальных механизмов защитного характера.
Какими же средствами защиты располагает организм человека?
Приспособление живой ткани. В закаливании человеческого организма
большую роль играет кожа.
Обладая различными видами чувствительности: болевой, температурной,
тактильной – кожа воспринимает раздражения внешней среды и передаёт их
центральной нервной системе, вызывая ответные реакции на посылаемые
сигналы.
Как известно, в коже различают три слоя: поверхностный (эпидерма,
надкожица, «собственно кожу» и подкожный слой, представляющий
скопление жировых долек, разделённых между собой более плотными
соединительно-тканными прослойками.
Надкожица, с лежащим на её поверхности слоем ороговевших клеток,
защищает организм от механических воздействий (от удара, трения,
давления, от действия многих химических веществ.
Плотный, пропитанный кожным салом, роговой слой не пропускает
внутрь воду при смачивании или во влажной атмосфере. В сухом воздухе он,
наоборот, предохраняет организм от излишней потери жидкости. Роговой
слой – плохой проводник тепла. Ряд экспериментальных работ показывает,что под влиянием систематически проводимого повторного охлаждения
кожи, роговой слой её утолщается – для организма это выгодно, так как
потери тепла становятся меньше.
В клетках нижнего слоя надкожицы всегда имеются зёрнышки
пигмента светло-коричневого цвета. От количества пигментов зависит
окраска кожи. Под влиянием солнечных лучей количество пигментов обычно
резко
увеличивается,
появляется
«загар».
Это
ответная
раздражение кожи солнечными лучами. Пигментный слой задерживает
сильно действующие ультрафиолетовые лучи, защищая ткани и органы
человеческого тела от резкого воздействия солнца.
Под надкожицей расположен второй слой кожи, носящий название
«собственно кожа». В нём находится большое количество сосудов, желез,
нервов.
Сосуды обладают способностью менять свой объё м: расширяться,
сильно наполняясь кровью, и суживаться до полного спадания стенок. Это
обстоятельство очень важно для понимания изменений, происходящих в
организме в процессе закаливания.
Во втором слое кожи расположены окончания нервов, при посредстве
которых человек воспринимает тепло, холод, давление, боль, а также нервов
двигательных, секреторных (регулирующих деятельность желез) и других.
Третий слой кожи – подкожная клетчатка, в нём находятся запасы
жира. Жир – плохой проводник тепла, поэтому жировая клетчатка
предохраняет организм от больших тепловых потерь.
Кожа ребёнка по своему строению несколько отличается от кожи
взрослого. Она тоньше и нежнее и поэтому меньше защищает, глубоко
лежащие ткани от механического или химического раздражения, а также от
действия резких температур. Кровеносные сосуды кожи, обладающие
мягкими, эластичными стенками, расширившись, могут вместить большое
количество крови: у детей через кожу протекает половина всей крови, у
взрослых же одна треть.
Ребёнок, по сравнению со взрослым, теряет (относительно) больше
тепла. Потеря тепла происходит преимущественно через кожу, а поверхность
кожи, если высчитать на каждый килограмм веса тела, у детей значительно
больше (у дошкольников почти вдвое, чем у взрослых людей. Кроме того,
протекающая по расширенным сосудам кровь легче отдаёт своё тепло,
благодаря тонкости кожи ребёнка.
Вместе с тем и образование тепла у детей происходит более энергично.
Так, у взрослого человека в состоянии покоя ежедневно на 1 килограмм веса
вырабатывается тепла 35 калорий, у ребёнка 21/2 лет – 81 калория. 19
Несмотря на то, что большой расход тепла вполне покрывается
усиленным его образованием, тепловое равновесие у детей нарушается легче,
чем у взрослых.
Остановимся несколько подробнее на роли кожи в регулировании
тепла в организме: без этого сущность многих способов закаливания
останется неясной.
Приспособление человеческого организма к изменениям внешней
среды (холоду, жаре, влажности и т. п.) идёт путём регуляции отдачи и
выработки тепла. Колебания температуры действуют, прежде всего, через
кожу. Чем выше температура кожи, тем, по законам физики, больше тепла
отдаёт она окружающей внешней среде. Температура кожи, в большой мере,
зависит от состояния кожных сосудов: при расширенных сосудах –
температура значительно выше, чем при суженных.
Регуляция тепла в организме происходит независимо от нашей воли,
рефлекторно. Пути рефлекса хорошо изучены. Холод раздражает нервные
окончания, заложенные в коже; волна возбуждения передаётся по нервному
волокну в сосудодвигательный центр; ответный импульс идёт на периферию
по волокнам центробежного нерва и вызывает спазм (резкое сжатие) сосудов.
Благодаря тому тёплая кровь отливает от кожи к внутренним органам. Эта
реакция защищает организм от слишком большой потери тепла при внезапно
наступающем охлаждении.
Одновременно начинается усиленное образование тепла благодаря
химическим превращениям в мышцах, печени, почках и других органах.
При высокой температуре окружающей среды приходят в действие
механизмы, усиливающие отдачу тепла.
Процесс теплоотдачи происходит в организме постоянно. За сутки
человек, даже находящийся в покое, вырабатывает столько тепла, что им
можно было бы нагреть 15 литров ледяной воды до кипения. При работе же,
количество вырабатываемого тепла, повышается ещё больше и, если бы не
было теплоотдачи наше тело, нагревалось бы, за несколько часов, до точки
кипения.
Теплоотдача в основном осуществляется двумя путями: изменением
кровоснабжения кожи и потоотделением.
Нагревание кожи извне вызывает, также путём рефлекса, расширение
кожных сосудов, и к ним начинает устремляться большое количество крови
из внутренних органов. Протекая по расширенным сосудам, кровь отдаёт
через кожные покровы своё тепло в окружающую среду – воздух, воду. Чем
больше разница в температурах кожи и воздуха, тем быстрее происходит
отдача тепла. Если же температура окружающего воздуха высокая, то теплоотдача
происходит другим путём – усиливается потоотделение. Испаряясь, пот
отнимает тепло от кожи и охлаждает её.
Специальные научные исследования по изучению влияния различных
видов и методов закаливания на физиологические функции организма
позволили
сформулировать
определенные
принципы
организации
закаливания. Самый первый из них состоит в сознательном отношении к
закаливающим процедурам. Это означает, что ребенка следует, прежде всего,
заинтересовать, создать у него нужный психологический настрой, убедить,
что закаляться необходимо так же, как умываться, чистить зубы и т. п. Такая
установка обеспечит наибольший успех закаливания.
Одно из важных требований – постепенность закаливания. Все усилия,
могут принести положительный результат, только в том случае, если
интенсивность закаливающего фактора будет увеличиваться постепенно.
Скорость перехода от менее сильных воздействий, к более сильным,
определяется состоянием организма, его реакцией на данное воздействие.
Каждая процедура сопровождается непосредственной ответной реакцией со
стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем. По мере повторения
одних и тех же процедур, например,
обливания водой, одинаковой
температуры, эта реакция ослабевает и, наконец, совсем угасает. Если силу
раздражителя увеличить (обливать более холодной водой, та же реакция
проявится вновь. Чтобы избежать переохлаждения, нельзя очень резко
снижать температуру воздействующего фактора, но в то же время она
должна
носить
тренирующий
характер.
Другое
требование
–
систематичность закаливания. Длительный перерыв ведет к постепенному
угасанию выработанных условных рефлексов. Очень важно выработать с
детства привычку к систематическому закаливанию, которая перерастает в
насущную потребность на всю жизнь. Разнообразие средств закаливания
повышает сопротивляемость организма и не создает условия для привыкания
только к данному раздражителю. Закаливающие факторы надо сочетать с
физическими упражнениями, играми, спортом. Утренняя гигиеническая
гимнастика, например, завершается водными процедурами; подвижные и
спортивные игры на воздухе сочетаются с купанием в открытых водоемах,
туристские
походы
и
лыжные
прогулки,
проводимые
в
различных
метеорологических условиях, увеличивают закаливающий эффект.
В качестве средств закаливания широко используются естественные
факторы: воздух, вода и солнечная радиация. Устойчивость организма
следует вырабатывать ко всем природным факторам. Однако влиянию холода
уделяется наибольшее внимание, так как во многих климатических зонахнашей страны в весенне-осенние сезоны резко возрастает число случаев
острых
респираторных
заболеваний,
ангин,
бронхитов.
Причиной
их
являются, прежде всего, переохлаждение организма.
Устойчивость организма к неблагоприятным внешним факторам в
значительной мере повышается благодаря сочетанию общих и местных
процедур.
При общих процедурах воздействию подвергается вся поверхность
тела, при местных – лишь его отдельные участки. Местные процедуры
оказывают, конечно, менее сильное действие на организм, чем общие.
Однако эффекта можно добиться и при местном закаливании, если умело
подвергать воздействию температурных факторов наиболее чувствительные
к охлаждению участки тела – шею, горло, ступни.
Высокий
закаливающий
эффект
дает
применение
контрастных
процедур, когда согревание организма быстро сменяется охлаждением и
наоборот, но к такому режиму закаливания надо себя подготовить.
Эффективность закаливания намного повышается, если его проводить в
активном режиме, т. е. выполнять во время процедуры, скажем, физические
упражнения,
либо
какую-нибудь
мышечную
работу.
Доказано,
что
физические упражнения, при закаливании холодом, дают возможность
покрывать вызванную охлаждением усиленную теплоотдачу, за счет более
усиленной теплопродукции.
Активный режим для повышения устойчивости к холоду допускает
более быстрое нарастание интенсивности холодного раздражения, чем
пассивный. Это способствует более быстрому повышению устойчивости
организма к холоду. Занятия такими видами спорта, как лыжный и
конькобежный спорт, фигурное катание на коньках, легкая атлетика,
плавание, гребля, парусный спорт, альпинизм и туризм с точки зрения
закаливания особенно благоприятны.