Екатерина Карпунина-Ожеровская
Физическое развитие детей третьего и четвертого года жизни с ОВЗ на физкультурных занятиях и мероприятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое развитие детей третьего и четвертого года жизни с ОВЗ на физкультурных занятиях и мероприятиях
В 2008 году Россия присоединилась к числу 26 стран, подписавших Конвенцию ООН о правах инвалидов. Этот международный документ меняет представление об инвалидности: не просто рассматривает ее как проблему социального вспомоществования, а сосредотачивается на вопросах соблюдения прав человека.
Перемены, происходящие в Российском обществе, в государственной политике по отношению к инвалидам, определяют изменения в деятельности всех видов учреждений, оказывающих услуги данной социальной группе общества.
Публикация «Физическое развитие детей третьего и четвертого года жизни с ОВЗ на физкультурных занятиях и мероприятиях» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дома ребенка – это первая ступень учреждений здравоохранения, в которых находятся дети-инвалиды, дети-сироты, имеющие различные нарушения. Контингент воспитанников домов ребенка достаточно разнообразен по характеру нарушений и отклонений в развитии. Различные аналитические обзоры состава воспитанников показывают, что 98% имеют нарушения в развитии органического или (и) функционального генеза.
Многочисленные исследования отечественных ученых и практиков (В. А. Доскин, Е. Т. Лильин, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева, О. Г. Приходько. Р. В. Ямпольская и др.) показывают, что адекватно организованная ранняя диагностика и комплексная реабилитация и коррекция с первых месяцев и лет жизни, позволяют не только коррегировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупреждать появление вторичных нарушений, снизить степень социальной дезадаптации детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня развития, образования, степени интеграции в обществе.
За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию по отношению к детям-инвалидам. Суть этой стратегии заключается в следующем.
Любой ребенок, будь то глубоко умственно-отсталый или ребенок с нервно-психическими нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом, а должен стать оптимально развитой личностью, способной на адекватное вхождение в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.
В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов «Образование» и «Здоровье».
Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы нашего дома ребенка. В связи с тем, что у воспитанников дома ребенка либо нет родителей, либо дети являются социальными сиротами, вся ответственность за развитие и воспитание воспитанников, «ложится на плечи» сотрудников дома ребенка. В доме ребенка необходим поиск современных нетрадиционных подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий. Таким подходом в нашем учреждении является система физкультурно-оздоровительной работы, гарантирующая сохранение и укрепление здоровья детей, безопасность их жизнедеятельности, а также благоприятных и адекватных условий воспитания и развития.
АКТУАЛЬНОСТЬ
На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого детского учреждения. В последнее время особый интерес вызывает работа с детьми раннего возраста со сложной структурой дефекта. Важной предпосылкой возникновения данного опыта является уменьшение числа здоровых детей. По данным Института возрастной физиологии РАО, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН, физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей. Количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% - хронические заболевания. В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится актуальной.
Всем давно известно, что движение – это:
- врожденная, жизненно необходимая потребность человека;
- эффективное лечебное средство;
- познание окружающего мира;
- важное средство воспитания и общения.
Полноценное нервно-психическое развитие малыша невозможно без достаточного количества движений, которые являются одним из средств физического воспитания. Для этого ему нужно предоставить место, удобную одежду, предметы, которые бы побуждали к движению.
Работа Дома ребенка в нашей группе начинается с создания особого пространства со специальными условиями, в котором дети могут реализовать свою потребность в движении. Также, особое внимание мы уделяем оздоровительным мероприятиям, медицинскому и педагогическому контролю за развитием и здоровьем каждого ребенка.
В связи с тем, что воспитанники Дома ребенка – это дети со сложной структурой дефекта, дети ослабленные, часто болеющие, одним из приоритетных направлений деятельности нашей группы было решено выбрать физкультурно-оздоровительную работу. Поэтому коллектив педагогов 1 группы ГКУЗ ВО «Владимирский дом ребенка специализированный» взял на себя инициативу по разработке системы физкультурно-оздоровительной работы, реализация которой способствовала бы снижению детской заболеваемости, повышению двигательной подготовленности и развитию психофизических качеств дошкольников, а также повышению их интереса к занятиям физическими упражнениями.
В Доме ребенка созданы условия для успешной реализации физкультурно-оздоровительной работы. Имеется зал ЛФКа, оснащенный стандартным оборудованием и нетрадиционным спортивно-игровым инвентарём, стандартная спортивная площадка; в групповых помещениях имеются зоны двигательной активности с разнообразным спортивным оборудованием и инвентарём.
По данному направлению мы углублённо работаем на протяжении нескольких лет, за этот период сложилась система проведения занятий по физической культуре и разработаны сценарии спортивных досугов, физкультурных праздников с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Создание и реализация системы физкультурных занятий и мероприятий, основанной на современных здоровьесберегающих технологиях, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
НОВИЗНА ОПЫТА
Новизна данного опыта заключается в разработке системы физкультурных занятий и мероприятий как элемента системы физкультурно-оздоровительной деятельности в работе с детьми 3-х-4-х лет с ограниченными возможностями здоровья, способствующей укреплению здоровья воспитанников, совершенствованию их физического развития, двигательной подготовленности и всестороннему развитию.
Элементы новизны прослеживаются в организации интегрированных физкультурных занятий, разработанных с учетом особенностей физического и психического развития воспитанников. Вариативной модели двигательного режима, разработанного в нашей группе с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к детям. Кроме традиционных форм работы в нё м представлены:
- физкультурные досуги (1 раз в месяц);
- гимнастика «Маленьких волшебников» - включает в себя точечный массаж и дыхательные упражнения;
- пальчиковые игры с музыкальным сопровождением (Е. Железнова);
- игры для коррекции зрения;
- увлекательная разминка – выполняется под музыкальное сопровождение, рифмованные загадки, где отгадками служат забавные подражательные упражнения;
- утренняя коррекционно – оздоровительная гимнастика;
- закаливание активное и пассивное ;
- проведение летних физкультурно-оздоровительных праздников, способствующих созданию у воспитанников позитивного отношения к своему здоровью.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
В основу данного опыта положены:
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – которая реализуется педагогами дома ребенка.
- положения современной социально-оздоровительной технологии Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник», которая органично сочетает в себе методики из различных отраслей науки (медицины, педагогики, социологии, практики (физического воспитания, организации деятельности, направленные на воспитание и внедрение здорового образа жизни в дошкольном учреждении;
- технология М. Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья», синтезирующая различные виды деятельности, что способствует мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья;
- игровые технологии А. С. Галанова «Игры, которые лечат», которая основывается на формировании потребности в движениях через ведущую деятельность дошкольного возраста – игру.
- система работы по развитию основных движений детей раннего возраста «Малыши, физкульт-привет!»
- система инновационных технологий Психолого-педагогическая реабилитация воспитанников Дома ребенка. Худенко Е. Д., Приходько О. Г. и др.
В фундаменте системы физкультурно-оздоровительной работы – идеи представителей различных дисциплин:
- физиологов : А. А. Ухтомского и его учения о доминанте, Н. И. Бернштейна, сформулировавшего идею поуровневой организации движений и изучавшего динамику мышечных сил и иннервационной структуры двигательных актов,
- психологов: А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, которые разрабатывали вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и психологии движения,
- педагога, врача, теоретика физической культуры и спорта П. Ф. Лесгафта, разработавшего теорию физического воспитания. Основой физического развития он считал естественные движения, соответствующие характерным особенностям каждой группы мышц, большое внимание придавал подвижным играм как средству физического развития и формирования характера ребенка,
- педиатров и педагогов Е. А. Аркина и Ю. Ф. Змановского, которые занимались разработкой оздоровительных технологий, сочетавших в себе методики из различных областей науки и практики, направленных на внедрение здорового образа жизни в деятельность дошкольных учреждений.
Физическое развитие детей 3-х - 4-х лет жизни с ограниченными возможностями здоровья является важным для формирования у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, выработке потребности получения положительных эмоций. В связи с этим основное направление деятельности педагогов Владимирского дома ребенка специализированного - научить ребенка быть здоровым, воспитывать у него потребность в здоровом образе жизни.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Основная цель работы: сохранение здоровья и психофизическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные задачи работы:
- укрепление здоровья детей;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- развитие физических качеств и физической подготовленности детей в соответствии с индивидуальными возможностями и состоянием здоровья каждого ребёнка;
- создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
- выявление интересов, наклонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему физкультурных занятий и мероприятий на основе здоровьесберегающих технологий.
Дом ребенка - лечебно-профилактическое учреждение, обеспечивающее медицинскую помощь, в том числе восстановительное лечение, а также комплексную медико – психолого-педагогическую реабилитацию с использованием современных технологий.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В связи с этим в нашей группе разработана и успешно функционирует система физкультурных занятий и мероприятий, направленная на реализацию комплекса оздоровительных, образовательных, воспитательных задач физического воспитания.
С целью успешной реализации физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста разработана вариативная модель двигательного режима (Приложение 1, которая включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.
В работе применяем различные типы игр-занятий по физической культуре : традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные и другие, обеспечивая индивидуально-дифференцированный подход к детям с учетом состояния здоровья, уровня физической подготовленности, двигательной активности.
Традиционными стали в доме ребенка проведение летних физкультурно-оздоровительных праздников, способствующих созданию у воспитанников позитивного отношения к своему здоровью.
Для успешного физического развития и оздоровления детей в доме ребенка созданы необходимые условия: зал ЛФКа, спортивная площадка на улице с парковой зоной. В каждой группе для двигательной активности детей оборудованы центры физической активности, которые находятся в доступном для детей месте и отвечают требованиям техники безопасности.
В практической деятельности используем следующие приемы повышения эффективности использования нестандартного физкультурного оборудования, инвентаря и раздаточного материала:
- создание эффекта новизны за счет смены переносного оборудования, внесения новых пособий;
- размещение на стационарном и переносном оборудовании дополнительных видов пособий: таких, как ленты, мишени для ловли и бросания мячей;
- использование мобильного многофункционального игрового, спортивного, реабилитационного оборудования. Объединение его в определенные комплексы, такие как полоса препятствий, игровые и массажные дорожки, заборчики, домики и др;
- перестановка пособий, различное их пространственное расположение, рациональная смена и чередование;
- создание разных игровых зон для игр с мячом, с обручем, с мелкими геометрическими формами и др.
Вся физкультурно-оздоровительная работа с детьми 3-х-4-х лет проводится с музыкальным сопровождением (фортепиано, музыкальный центр, имеется фонотека музыкальных композиций для организации двигательной деятельности: различных видов ходьбы и бега, выполнения общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, проведения подвижных игр, релаксации).
В группе разработаны различные картотеки: «Физкультурные досуги», «Комплекс эмоционально – стимулирующей гимнастики», «Подвижные игры для дошкольников», «Гимнастика пробуждения», «Гимнастика маленьких волшебников», «Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением (Е. Железнова)».
С целью оздоровления воспитанников дома ребенка 3-4 лет, используем современные здоровьесберегающие технологии (Приложение 2, разработана система закаливающих мероприятий (Приложение 3, система профилактических мероприятий (Приложение 4).
Физическое развитие и воспитание детей в доме ребенка осуществляется под наблюдением медицинского и педагогического персонала, включающим:
- динамическое наблюдение за здоровьем и физическим развитием детей;
- медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организацией занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребёнка;
- контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий, оборудованием, спортивной одеждой и обувью.
Педагоги 1 группы Дома ребенка проводят мониторинг здоровья и двигательной подготовленности по следующим направлениям:
- продвижение по группам здоровья, уровень физического развития;
- мониторинг двигательной подготовленности;
- контроль за «развитием движений и навыков», по картам НПР
Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа в нашей группе занимает важнейшее место :
- создан благоприятный эмоционально-психологический микроклимат;
- созданы условия для достаточной двигательной активности детей в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями в движении;
- реализуется комплекс закаливающих мероприятий;
- организовано разнообразное рациональное питание;
- организована психологом коррекционная работа с детьми в сенсорной комнате;
- рационально организована двигательная активность детей в течение дня;
- используется индивидуально-дифференцированный подход в играх, на занятиях, во время развлечений, самостоятельной деятельности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Созданная и реализуемая в нашей группе система физкультурных занятий и спортивных досугов даё т положительные результаты:(анализ за последние два года) .
1. Создан благоприятный психологический климат – воспитанники с удовольствием посещают занятия. Дети эмоциональны, общительны, легко идут на контакт со сверстниками и взрослыми (мониторинг по картам НПР раздел - «поведение»).
2. Возрос уровень физического развития детей : за два года количество детей с низким уровнем физической подготовленности сократилось на 7%, с уровнем «ниже среднего» - на 8%, число детей в уровнем «выше среднего» выросло на 6%, а с «высоким» на 10%
3. Переход детей по группам здоровья незначителен.
4. Система физкультурно-оздоровительной работы позволяет вырабатывать у детей разумное отношение к своему организму, прививать необходимые санитарно-гигиенические навыки, приспосабливать наших воспитанников к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды – словом, способствует умению вести здоровый образ жизни.
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Разработанная система физкультурных занятии и мероприятий может быть использована инструкторами по физической культуре, педагогами дома ребенка, старшими воспитателями для внедрения в воспитательно-образовательный процесс домов ребенка с целью создания условий для охраны и укрепления здоровья детей, всестороннего развития личности воспитанников, формирования привычки к здоровому образу жизни, интеграции деятельности воспитателей, специалистов домов ребенка по физическому развитию и оздоровлению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей развивающихся в соответствии с физическими и нервно-психическими с возрастными нормами.