Папки-передвижки

Финансовая грамотность в детском саду

виктория поздеева
Финансовая грамотность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

«Финансовая грамотность в ДОУ» (опыт работы)

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Публикация «Финансовая грамотность в детском саду» размещена в разделах

Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Как часто мы с вами видим такую картину в магазинах, когда ребенок капризничает, плачет, просит у мамы купить ему ту или иную игрушку во что бы то ни стало, не понимая того, что у мамы не всегда достаточно средств на эту покупку. И для того чтобы этого избежать, чтобы ребенок знал и понимал элементарные основы финансовой грамотности, для этого необходимо финансовое просвещение детей в детских садах.

Как все таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей? Изучая методические материалы по данной теме, меня заинтересовала программа «Дошкольник и … экономика» А. Д. Шатовой. Я решила более подробно ее изучить и опробовать на занятиях с детьми. Вместе со старшим воспитателем мы разработали парциальную программу для ДОУ «Дружу с финансами», которая стала дополнением Основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части, формирующей участниками образовательного процесса и самостоятельной деятельности детей.

Цель Программы — помочь детям войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей.

Ведущие принципы программы — учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности;

- тесная взаимосвязь нравственно-трудового, и экономического воспитания,

- комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания, что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

Система моей работы состоит из четырех разделов связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

В организованной образовательной деятельности экономическое воспитание использую в познавательном, речевом, художественно-эстетическом развитии.

Во время работы над первым разделом «Труд и продукт (товар)» дети знакомились с людьми разных профессий, воспитывали уважение к труду вообще. Говорили, что результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.). Что за свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям. Во время встреч с интересными людьми, приглашенные гости рассказывали детям о своей профессии, ее значимости, и о результатах своей деятельности. Также мы с детьми сами пробовали заработать свои первые деньги. Ежемесячно мы сдавали макулатуру, а осенью сдавали рябину. После обсуждений, куда потратить заработанные деньги, единым решением, это стал поход в магазин за сладостями для еженедельной традиции по программе «Радуга» - «Сладкий вечер».

Работая над вторым разделом программы «Деньги и цена (стоимость)» мы говорили о том, что такое деньги и зачем они нужны. Закрепили представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры, о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Знакомились с валютой других стран, составили коллекцию. Говорили, что любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. Рассмотрели и еще один вид оплаты – оплата через терминал, сходили на экскурсию, понаблюдали, как он работает. А на занятиях по познавательному развитию решали арифметические задачи: «Сколько всего»; «Отправляемся в магазин»; «Задачи на сложение» и др.

Следующий раздел - «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности». Основной задачей воспитательно-образовательной работы по данному блоку было воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе. Мы объясняли детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений, но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных. Дети вместе с родителями самостоятельно составляли рекламу своей любимой игрушки и презентовали ее при сверстниках. Для детей детского сада, мы с детьми показали рекламу «Витаминная история», в которой дети рекламировали свой любимы сок.

«Полезные экономические навыки и привычки в быту». Работа над данным блоком реализуется на основе изучения всех предыдущих разделов, а также на ситуациях повседневной жизни. Она предполагает создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду, относиться к вещам и продуктам с уважением). Знакомили с понятием «Семейный бюджет» и на что его можно потратить. Какие потребности нужны человеку в первую очередь, а какие нет. С этой целью дети дома рисовали потребности своей семьи.

В самостоятельной деятельности дети также закрепляют финансовую грамотность в сюжетных играх : «Банк», «Магазин игрушек», «Город мастеров». «Семья», «Аукцион»; в настольно-дидактических играх: «Монетки и конфетки», «Монополия», «». Также игровые моменты мы используем на праздниках и развлечениях. Например, в этом году дети получали новогодние подарки через терминал.

В рамках реализации программы проводился мониторинг уровня финансовой грамотности. Его цель: определение уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста; эффективность работы программы по повышению уровня финансовой грамотности старших дошкольников через различные формы обучения и в повседневной жизни. Для этого мною была разработана диагностика на основе программы А. Д. Шатовой «Дошкольник и… экономика».

Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений. Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг. Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене. Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе. (Результаты)

По завершению изучения программы «Дружу с финансами» дети:

- имеют представления об элементарных экономических понятиях;

- адекватно ведут себя в окружающем предметном мире, в социальном окружении;

- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.).

Опытом работы делилась на педагогических сайтах: МААМ. РУ, Инфоурок, педагоги онлайн; участвовала в районной научно-практической конференции «Педагогические технологии обучения в условиях реализации ФГОС»; разработала 2 проекта, которые буду презентовать среди коллег.

Накопленный небольшой опыт предлагаю коллегам ДОУ, на педагогическом совете презентовала программу «Дружу с финансами»; проводила открытые занятия с детьми других групп. На данный момент курирую программу в других группах.

Я считаю, что данная система работы положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества.

Публикации по теме:

Труд в детском садуТруд в детском саду Труд в природе способствует экологическому развитию и воспитанию детей. Задача педагога - сделать его содержатель­ным, творческим, интересным,.

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Арт-терапия в детском садуАрт-терапия в детском саду В каждом ребенке от рождения заложен интерес к познанию и созиданию. И, познавая, дети неизбежно созидают: новые слова, новые игры, новые.

Библиотека в детском садуБиблиотека в детском саду Уважаемые коллеги, спасибо, что нашли минутку и заглянули ко мне в гости! Хочу рассказать и показать вам детскую библиотеку в нашем детском.

Коллекционирование в детском садуКоллекционирование в детском саду .

Консультация для воспитателей «Функциональная грамотность»Консультация для воспитателей «Функциональная грамотность» Добрый день уважаемые коллеги! Прежде чем перейти к вопросу о функциональной грамотности, я «подъитожу» то, что звучало на заседании РП (М)О.

Ширмы в детском садуШирмы в детском саду Театральной деятельность в детском саду позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира.

Скалодром в детском садуСкалодром в детском саду Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Городок, в котором мы живём, лежит среди лесов и гор. Природа сама подсказывает, чем.

Туризм в детском садуТуризм в детском саду От души поздравляю с Днём России всех, кто ко мне заглянул! Пусть цветёт наша Родина! Пусть под мирным голубым небом растут наши дети!.

Выпускной в детском садуВыпускной в детском саду Ведущая (Звучит музыка) Вот от чего –то зал притих, В глазах восторг и грусть немного Пусть зал сейчас запомнит их : Кокетливых и озорных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Финансовая грамотность в детском саду
Опубликовано: 12 февраля 2020 в 17:54
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Финансовая грамотность в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем виктория поздеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД