Бахарева
Финансовая грамотность старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Финансовая грамотность старшего дошкольного возраста
Принципы использования игровых технологий и проектирование развивающей среды для знакомства детей старшего дошкольного возраста с основными экономическими понятиями. Проектируем квест с финансовым содержанием
Публикация «Финансовая грамотность старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Уже давно развитие дошкольников с помощью игровых технологий используется многими педагогами. Однако вначале предлагаю коротко остановиться на понятии «игровая технология».
Значение игровой технологии заключается в том, что это не просто приятное провождение времени, а способ обучения при правильном подходе, а также инструмент проявления в творческой сфере; метод терапии; начальный этап социализации маленького гражданина в обществе.
Игровая технология – это вид организации процесса обучения, представленный различными увлекательными играми, взаимодействием педагога и воспитанников посредством воплощения некоторого сюжета (например, игры, какого-нибудь спектакля или сказки). Основа игровой технологии составляет общение между педагогами и детьми, которое осуществляется регулярно.
Целью игровой технологии является формирование мотивации к обучению. Основная задача - сформировать у ребенка осознанное понимание необходимости в получении знаний и умений через свою активность. Или дать понимание, что для получения новых знаний необходимо действовать. Игровая технология всесторонне изучает некоторую часть образовательного процесса, у которой есть общая идея, содержание, персонажи - в нашем случае все, что касается нашей темы финансовой грамотности. Необходимо отметить, что педагог может менять стратегию/тактику игрового действа, усложняя/упрощения при необходимости задачи (зависит от степени освоения материала). Это и является отличительной чертой игровой технологии.
Совместными усилиями с воспитанниками формируется игровая форма посредством игровых приемов и ситуаций, представленных в роли катализаторов и стимуляторов, побуждающих ребенка к деятельности.
Постепенно в игровую технологию добавляются игры и упражнения, направленные на комплексное формирование знания или некоего качества из образовательной области.
Причем игровой материал призван побудить к образовательному процессу и сделать освоение учебного материала максимально эффективным.
Педагог должен разбираться в функциях и классификации педагогических игр, чтобы игровая технология занимала должное место и выполняла свою роль в образовательном процессе. Начинать необходимо, по моему мнению, с организации игрового пространства, а именно развивающей среды.
Игровое развивающее пространство необходимо направить на так называемую «зону ближайшего развития», связанную со всеми ближайшими объектами, предметами и другими структурами, создать игровые зоны, где ребенку можно будет использовать полученные знания по основам экономического воспитания.
Воспитателю необходимо направить свою работу на создание уникального образовательного пространства для детей дошкольного возраста, которое прежде всего обеспечит игровую форму обучения, необходимую на данном этапе развития.
Центральной идеей пространства является воплощение в жизнь выше обговорённой модели игрового образовательного пространства, которое создаст перспективу для самовыражения и самопознания каждого ребенка дошкольного возраста и улучшит систему образования до современных тенденций, что, действительно, необходимо.
Безусловно, данная форма образования повысит среди детей интерес к обучению, а также обеспечит ускоренное развитие базовых навыков, необходимых на дальнейших жизненных этапах. Все свои потребности ребенок может реализовать в процессе игры, это еще раз доказывает эффективность этой методики.
Игровой процесс обеспечивает возможность выбора наиболее подходящего вида деятельности каждому ребенку индивидуально. Для детей дошкольного возраста это наиболее подходящая форма обучения, ведь все здесь построено не на теоретических знаниях, а на практике, что делает обучение для ребенка более интересным и необычным, также это ребенку некую самостоятельность и свободу выбора.
Важной особенностью современных игровых технологий, которые воспитатель использует в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Это игровое обучающее пространство будет ориентировано на различия в возрасте, активности, открытости, самостоятельности. Также существенны отличия пола.
Для обеспечения самостоятельности детям даже предоставляется возможность выбора помещения, а также самого вида деятельности.
Получается, что ребенок, с участием взрослых, обустраивает пространство вокруг себя, это не только доставляет удовольствие дошкольнику, но и развивает его во всех пониманиях. Этот вид деятельности построен на индивидуальных особенностях каждого ребенка, притом он сам становится субъектом образования. Предлагаем вам один из вариантов образовательной среды для закрепления знакомства с финансовыми понятиями.
Игровую экономическую зону: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, модель «Семейный бюджет», «Экономическое древо», постоянно обновляющиеся иллюстрации, варианты вывесок, карта города с местонахождением заводов, стенд «Экономическая азбука», «Что раньше служило деньгами», иллюстрированные альбомы о нумизматике, мини - «мастерская добрых дел»;
В развивающую предметно-пространственную экономическую среду включить следующее зонирование:
1. информационная зона, куда помещены произведения художественной литературы экономического содержания для детей дошкольного возраста, экономические сказки, иллюстрации, макеты вывесок магазинов, банков, модели товаров, услуг;
2. занимательно-экономическая зона, в которой представлены кроссворды, лабиринты, головоломки, занимательные экономические задачи, ребусы и др. ;
3. деятельностно-экономическая зона, наполняемая игрушками-предметами для организации экономических сюжетно-ролевых игр, наборами различных материалов; игровыми атрибутами и оборудованием: монетами и купюрами разного номинала, чеками, банковскими квитанциями, кассовыми аппаратами, муляжами продуктов, инструментов, униформой работников разных профессий и пр.
4. Организация игровой экономической зоны предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к воспитанию ребенка, способного адаптироваться в многообразном мире экономики.
Перейдем к практике. Наиболее популярными сегодня являются квест игры.
Квест – это слово, которое было заимствовано из английского языка. Оно означает то, что человек ищет что-либо. Например, это может быть предмет или какое-то приключение. Путешествие героя сопровождается различными трудностями, которые нужно преодолевать. По пути он встречает много самых разных персонажей. Одни персонажей оказываются хорошими помощниками, а другие – мешают. Игры в виде квестов – это достаточно интересный инструмент, позволяющий воспитывать и развивать личность дошкольника. У ребенка формируется инициатива как часть творческой личности. Также улучшается физическое здоровье, ребенок приобретает активную познавательную позицию. Это позволяет полностью реализовать требования Федерального стандарта дошкольного образования.
Квест обычно принимает форму командной игры. Это занятие формирует много полезных качеств. Дети становятся более сообразительными, развивается их нестандартное мышление, что позволяет быть более креативными. Также квесты положительно влияют на эрудицию ребенка и его выносливость.
Идея любого квеста простая. Дети разделяются на команды. Каждая команда, перемещаясь по разным точкам, выполняет те или иные задания. И в этих заданиях кроется самая изюминка. Ведь задания должны быть очень оригинальными и интересными, они не должны требовать специальных знаний или навыков и быть доступными для каждого игрока.
Чтобы создать маршрут квеста, нужно выбрать один из следующих вариантов: создать маршрутный лист (не него вписывают все точки и места, где они находятся. Также здесь заносятся загадки или ребусы, которые нужно разгадать, чтобы понять место следующей точки); схематические карты, изображающие маршрут; участники могут получать информацию о том, куда им идти уже после выполнения задания на одной из остановок.
Часто организуются образовательные квесты линейного типа, в которых игроки идут в соответствии с указанным маршрутом от одной точки к другой до тех пор, пока не окажутся на конечной станции.
Квест всегда начинается в помещении группы. Дошкольники получают конкретную цель. Приведем один из примеров квеста.
Квест-игра для детей подготовительной группы «Финансовая академия»
Цель - формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий при выполнении финансовых логических и математических головоломок.
Задачи: закрепить знания с понятиями «бюджет», «доход», «расход».
Содействовать развитию познавательного интереса к решению математических и логических задач с использованием вышеперечисленной терминологии; сформировать навыки командной игры. Время занятия - 20 – 30 мин. Участники делятся на команды по 5 – 7 человек. Игра предполагает общение детей дошкольного возраста со сверстниками.
Этапы движения по сюжету. Цель для команд – за определённый промежуток времени набрать как можно больше игровых баллов и пройти все этапы игрового сюжета.
I. «Профессии» (Выбери и обучись). В любой игровой форме (викторина, загадки, поговорки) напомнить ребятам о профессиях и важности труда. За каждый правильный ответ команда получает фишки.
II. «Финансовый бурелом» (Заработай) Ребятам предлагается выбрать себе профессию и получить за нее зарплату. Например, в специально оборудованном «Салоне красоты» они могут причесать кукол, или поработать в Супермаркете продавцом и кассиром, а могут и построить из лего по проекту-схеме дом и за каждую работу получить заработную плату -фишки.
III. «Бюджет» (Потрать с умом)
Игра «Хочу и надо».
Перед ребятами схема потребностей и несколько монет. Задача - распределить бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность. Когда оплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите, или отложить на следующую покупку.
В итоге каждая команда подсчитывает свои фишки и получает дипломы финансистов.
Необходимо отметить, что задания необходимо постепенно усложнять, чтобы у детей возникала необходимость поиска решений самостоятельно. В таком случае дети начинают проявлять инициативу, высказывая свои предположения к выполнению заданий. Важно не забывать о проблемных ситуациях во время игры.
Очень важно при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры. Нужно создать такую проблемную ситуацию в игре, чтобы дети встали перед интересной им задачей и пожелали решить ее самостоятельно. Всегда при достижении той или иной цели дошкольники сталкиваются с трудными ситуациями. Если эти затруднения находятся в зоне ближайшего развития, дошкольники способны их решить самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослого.