Екатерина Полякова
Проект «Маленький финансист» по финансовой грамотности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Представление опыта работы по теме:
Финансовая грамотность дошкольников
Проект «Маленький финансист»
Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Публикация «Проект „Маленький финансист“ по финансовой грамотности дошкольников» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Одна из современных направлений в дошкольной педагогике – это финансовое просвещение детей. Ведь малыши так или иначе, оказываются вовлечё нными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя детского сада – преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Интеграция образовательных областей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста :
- Социально-коммуникативное развитие: формирование позитивных установок к различным видам труда; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; развития общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности.
- Физическое развитие: развитие крупной и мелкой моторики обеих рук; владение подвижными играми с правилами.
- Художественно-эстетическое развитие: формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни; восприятие художественной литературы и фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительная, конструктивно-модельная).
- Речевое развитие: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой и понимание текстов различных жанров.
- Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование привычных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. На мой взгляд, формирование основ финансовой грамотности должно проходить на основе сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Ярмарка», «Банк», «Аукцион» и т. д. Это не будет чем-то вырывающимся из контекста дошкольного образования, и в то же время, поможет ребенку социализироваться в экономику.
Цель педагогического опыта — формировать у дошкольников экономическое мышление, способствовать созданию необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности систематизации знаний поставила перед собой следующие задачи:
Образовательные: формировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста : учить решать простейшие экономические, математические задачи; понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей, уважать труд взрослых.
Развивающие: развивать основы финансовой грамотности у дошкольников по средствам разнообразных видов деятельности; развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений по средствам игровых действий; развивать логическое мышление, наблюдательность.
Речевые: пополнять активный словарный запас словами («дешевле», «дороже», «товарный склад», «расходы», «доходы», «семейный бюджет», «купюра», «монета», «банк», «сейф» и тд.).
Воспитательные: воспитывать у детей финансовую культуру и овладение финансовой грамотностью.
Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста разделила на несколько этапов:
Организационный: Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Подбор методической литературы для реализации проекта. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, организация развивающей среды в группе. Разработка содержания учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта.
Основной: апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях детского сада.
Заключительный: Оценка результатов проекта. Подготовка презентации по деятельности проекта
Работу с дошкольниками по формированию финансовой грамотности я разделила на экономические блоки:
- Труд. Тема: «Окружающий мир, как результат труда людей»
Труд и профессии. Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется процесс производства продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления, который называют технологией.
- Деньги. Тема: «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»
Дети знакомятся с понятием «деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги — это средство платежа при купле-продаже. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле).
- Обмен товарами. Тема: «Покупаем, продаем, обмениваем»
Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы. Происходит развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.
Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: блочная система работы положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У дошколят появляется интерес к людям разных профессий, они бережнее относятся не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач финансового направления.