Подун Юлиана
Консультация «Если ребенок заикается»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей
[/i]
Подготовила логопед - дефектолог Подун Ю. В.
Если родители замечают что их ребенок начал заикаться, необходимо сразу обращаться к специалисту, не тянуть и не ждать, мол "само пройдет". Но, могут ли родители в свою очередь как-то помочь? Конечно да!
На всем протяжении коррекционной работы и перед ее началом необходимо выполнять определенные речевые режимы и правила. Когда ребенок начал заикаться, у родителей сразу возникает паника и куча вопросов: "К кому идти?", "Что делать?", "Как с ним общаться?". Данные рекомендации помогут родителям соориентироваться в сложившейся ситуации.
Публикация «Консультация „Если ребенок заикается“» размещена в разделах
К каким специалистам обратиться?
1. Педиатр
Проводит общее обследование ребенка, дает оценку соматического статуса ребенка, проводит сбор анамнеза, определяет предварительные возможные причины нарушения речевого развития и направляет ребенка к специалистам соответствующего профиля.
2. Невролог
Проводит осмотр и определяет особенности мышечного тонуса ребенка, стабильность рефлексов, уровень чувствительности и координации движений, определяет норму или патологию в состоянии головного мозга, центральной нервной системы и проводимости нервных импульсов.
Прежде чем поставить диагноз, невролог назначает следующие исследования: ЭЭГ/УЗДГ/УЗИ/РЭГ/НСГ/КТ/МРТ.
3. Психолог
Проводит диагностику психического развития ребенка, выявляет нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы, проблемы детско-родительских отношений и т. д. Консультация детского психолога требуется детям, испытывающим проблемы с поведением и успеваемостью; повышенную тревожность, агрессивность, гиперактивность, застенчивость; трудности в отношениях со сверстниками и родителями.
На основании психологической диагностики выстраивается план коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Как вести себя с ребенком? Этапы.
1. Молчание - золото.
Начинается лечение заикания с ограничения речи. Режим полного молчания длится около 5 дней. В это время необходимо делать упор на медикаментозное лечение, которое помогает загасить очаг возбуждения в головном мозге ребенка. После режима молчания следует переходить на режим шепотной речи, который длится около 2 недель. Затем ребенок говорит в обычном режиме – спокойной разговорной речи. Периодическое повторение данных режимов увеличивает шансы предотвращения рецидивов.
НО! Все эти режимы должен выполнять не только ребенок, но и вся семья.
2. Одно целое.
После режимов максимального молчания можно переходить к обычной речи. Это первый переход к самостоятельной речи ребенка. Однако, чем дольше придерживаться тихих и спокойных разговоров и игр, тем лучше. Тем более, что детям самим гораздо легче говорить тихо или шепотом. Данный этап касается сопряженной речи – взрослый произносит фразу, а затем повторяет ее вместе с ребенком. Стоит начать с коротких предложений, около 3-х слов, затем по одному слову наращивать фразу. Длится период 1 месяц.
Чем чаще за день используется данная форма речи на данном этапе, тем лучше. Можно использовать данный прием в процессе режимных моментов: комментировать действия при умывании, чтении сказок и тд.
3. Я сам.
Следующий этап за сопряженной речью – речь отраженная. На данном этапе даем ребенку возможность самостоятельного высказывания, но все еще под нашим контролем. Взрослый произносит фразу спокойным, тихим голосом, а ребенок полностью ее повторяет. Следует произносить фразы плавно, как бы нараспев. Начинаем, как и на предыдущем этапе с 3-х слов, затем наращиваем фразу. Данный период длится 1 месяц.
Если появляются запинки при отраженном проговаривании, необходимо вернуться к предыдущему этапу и через время попробовать снова. Чем чаще вы используете данный прием – тем лучше. Данный вид речи еще не является самостоятельной, поэтому в обычной речи ребенка запинки еще могут сохраняться.
4. Вопрос - ответ.
Это первый этап перехода к полностью самостоятельной речи ребенка. Облегчает на данном этапе речь ребенка вопрос взрослого. Вопросы формулируются таким образом, чтоб ребенок мог взять из них максимум слов для ответа. Сначала вопрос – ответ должен содержать минимум слов, затем постепенно количество слов увеличивается.
Таким образом, ребенок говорит сам, но формирует фразу по заданным взрослым эталонам.
5. Расскажи, что было.
На данном этапе работы с ребенком активно используются пересказы и рассказы. Однако, работа над ними идет не параллельно, а друг за другом. Пересказ представляет собой несколько связанных между собой фраз. Фразы должны быть доступны пониманию и произношению ребенка. Рассказ предполагает самостоятельное изложение материала о каком – либо событии. Чем чаще упражняться с ребенком в пересказах и рассказах – тем лучше.
Следует помнить, что материал подбирается в соответствии с возрастом ребенка, его речевыми возможностями, обязательной наглядной опорой. Так же следует переходить от коротких фраз к более длинным.
6. Я говорю.
Этап спонтанной речи. На нем присутствует полностью самостоятельная речь ребенка, без наглядной опоры, подсказок, повторений и прочего. Этот вид речи представляет наибольшую трудность для детей, он предполагает естественное общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения и тд.
Это заключительный этап коррекционной работы. Несмотря на то, что ребенок пользуется речью полностью самостоятельно, необходимо контролировать его скорость, плавность, громкость высказывания. Контролируется дыхание ребенка, его пользование вспомогательными движениями и вступление в фразу.
Комплекс пассивной гимнастики.
Перед проведением занятий руки взрослого должны быть тщательно вымыты. Гимнастика проводится ежедневно, желательно 2 раза в день. Движения выполняются медленно, ритмично, по 4-5 раз каждое. Упражнения проводятся по нарастающей: в первый день выполняются 3 движения, в последующие дни добавляются 1-2 движения. Каждое упражнение оречевляется взрослым: «твои губы сейчас улыбаются», «твой язык сейчас внизу».
Упражнения:
1. Поочередно поднимать и опускать углы губ.
2. Перетягивать поочередно углы губ вправо, влево.
3. Одновременно растянуть углы губ в улыбку, затем собрать в трубочку.
4. Поднять верхнюю губу.
5. Опустить нижнюю губу.
6. Одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю губу.
7. Сдвигать поочередно верхнюю губу вправо, влево.
8. Сдвигать поочередно нижнюю губу вправо, влево.
9. Одновременно сдвигать в противоположные стороны губы.
10. Собрать губы в щепотку и немного потянуть вперед.
11. Взять язык ребенка и немного потянуть вперед.
12. Поочередно опускать и поднимать язык ребенка.
13. Поочередно перемещать язык ребенка к углам рта.
Массаж биологически активных точек
Список рекомендуемой литературы:
• Т. С. Резниченко «Чтобы ребенок не заикался».
• Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская «Как помочь заикающимся дошкольникам».
• Е. Е. Шевцова «Преодоление рецидивов заикания».