Татьяна Котюхова
Рекомендации родителям «Если малыш не слышит. С чего начать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Если малыш не слышит. С чего начать?
Рекомендации для родителей.
ППМСП центр г. Липецк
Подготовила: учитель-дефектолог
высшей категории
Котюхова Татьяна Петровна
Восстановление утраченных функций у ребёнка с нарушениями слуха предполагает овладение его родителями и членами семьи навыками, знаниями и уверенностью в том, что они смогут создать для него благоприятную слухоречевую среду.
Принципы слухоречевого обучения:
1. Ранняя диагностика и подбор устройства.
Публикация «Рекомендации родителям „Если малыш не слышит, С чего начать?“» размещена в разделах
Новорожденный ребёнок при громком звуке начинает двигаться или шире открывает глаза. В 5-6 месяцев даже при самом тихом звуке, малыш поворачивает голову в сторону источника.
Ребёнок с нарушенным слухом не реагирует на звук адекватно.
Узнав о снижении слуха у ребёнка необходимо незамедлительно обеспечить его слуховыми аппаратами или кохлеарным имплантом (слухопротезировать). Кроме того, нужно заниматься по коррекции слуха и речи, чтобы компенсировать упущенное время в слухоречевом развитии ребёнка. Чем раньше взрослые начнут действовать, тем больше шансов у малыша не отстать в развитии от своих сверстников.
2. Правильное пользование устройством. Сотрудничество с аудиологом, сурдопедагогом и сурдотехником поможет овладеть знаниями по настройке, уходу и процессу использования устройства.
3. Составление программы реабилитации.
В программу реабилитации входят медицинские и психолого-педагогические услуги. К реабилитации привлекаются сурдолог, сурдопедагог (дефектолог, психолог, логопед.
Совместно со специалистом составляется программа, отражающая уровень развитие слуха, формирования и понимания речи, мышления, моторики и языка.
4. Систематическая оценка развития
Важно в домашних условиях наблюдать и фиксировать результаты. Предоставлять информацию сурдопедагогу, психологу. логопеду и совместно ставить новые цели.
5. Стремление к высокому результату
В программе реабилитации участвуют все члены семьи. И каждый из них уверен, что ребёнок научится говорить и слушать. Поэтому создание слухоречевой среды для ребёнка – обязательное условие реабилитации. Нужно помнить, что этот процесс непрерывный и длительный.
6. Взаимодействие родителей с детьми.
После слухопротезирования у ребёнка начинается знакомство со звуками окружающего мира. Задача родителей познакомить малыша со всем их многообразием. Звуки, которые слышит ребёнок должны соответствовать его возрасту, способностям и интересам. По мере развития ребёнка менять игрушки, пособия и речевое сопровождение. Тогда приобретённый опыт восприятия звуков обеспечит повышение уровня слуха и напрямую отразится на качестве речи.
7. Игры родителей на первом этапе.
Начать нужно с выработки двигательной реакции на звук. Первой звучащей игрушкой в этом направлении станет барабан. Ребёнок ждёт звук, а услышав выполняет определё нное действие: надевает колечко на пирамиду, бросает мяч в таз, ставит кубик в башенку и др.
8. Постоянное слушание
Слушание должно стать образом жизни. Ребёнку предстоит запомнить много слуховых образцов, научиться их различать и выделять в повседневной жизни. Родные, через целенаправленное многократное повторение звучаний, расширяют его слуховые возможности. Обучение слушанию- естественный способ научиться говорить. Многие компоненты речи (громкость, высота, длительность) не имеют зрительного подкрепления, поэтому широкое использование слухового восприятия звуков позволит выработать у ребёнка естественный тембр голоса с правильным ритмом и интонацией.
9. Стимулирование попыток общения
С первых дней обучения малыша родные должны подкреплять любые попытки к общению (лепет, гуление, звукоподражания) через повторение за ребёнком сказанного с разной высотой звучания (это первый «диалог», поощрять первые попытки речи
яркой игрушкой, радостной интонацией в голосе или телесным контактом.
10. Движение к успеху только вместе
Слушание, восприятие речи, устная речь и общение – это направления, которые станут благоприятной средой для проявления всех способностей ребёнка