Татьяна Попова
Дыхательные тренинги по методике М. Л. Лазарева. Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ
▼ Скачать
Одним из необходимых условий сохранения здоровья детей в ДОУ является применение здоровьесберегающих технологий. Эффективно развивающие здоровье и личность ребенка технологии предлагает М. Лазарев в своей программе «Здравствуй». Многие упражнения Лазарева способствуют решению логопедических задач и могут успешно применяться как логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях (возможно, в содружестве с музыкальным руководителем, так и воспитателями и профильными специалистами ДОУ.
Публикация «Дыхательные тренинги по методике М, Л, Лазарева, Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ «ЗДРАВСТВУЙ» - формирование физического здоровья на базе личностного (духовного) роста через дыхательно- эмоциональную деятельность с использованием музыки. Процесс эмоционально- дыхательного музыкального тренинга осуществляется через вокально - речевую деятельность. За счет данной деятельности возникает эффект стимуляции работы правого полушария мозга,что изменяет межполушарные взаимоотношения и приводит в результате длительной работы к творческому развитию личности. На стержень эмоционально- дыхательного тренинга нанизывается программа интеллектуального и физического развития. В программе реализуется принцип единства духовной и физической составляющей здоровья. Её цель: на личностном уровне научить ребенка любить себя.
Один из разделов программы Лазарева называется «ЧУДО- НОС».
Цели этого раздела:
• Улучшить основные дыхательные параметры
• Научить правильным приёмам речевого дыхания (не поднимать плечи во время вдоха, использовать живот и диафрагму во время дыхания) ;
• Освоить следующие навыки: дыхательную медитацию и дыхательную гимнастику.
Дыхательные серии, из которых строятся пятиминутки здоровья:
1. Певческое дыхание.
Упражнение «Гармошка» : вдох, на вдохе ребра расходятся в стороны, на выдохе гармошка не спешит вернуться на место.
Упражнение «Шарик» : вдох, надувание шарика (живот выпячивается вперед) и «гармошки». На выдохе шарик сдувается, а гармошка остается растянутой.
Эти упражнения способствуют выработке правильного диафрагмально - брюшного речевого дыхания.
2. «Звуковые эффекты»
- на одном выдохе усиливать звуки, а затем ослаблять их
- издавать резкие отрывистые звуки на вдохе и на выдохе
- изображать звуковые волны (плавный подъем высоты звука и понижение звука)
- горизонтальные движения я зыком при произнесении звука
3. «Звуковые фигуры»
Ребенок с закрытым ртом произносит звук и при этом выполняет различные фигуры «столб», «мостик», «колобок».
4. «Озвученные движения».
Упражнения выполняются вначале голосом в состоянии покоя, затем добавляются соответствующие движения, рот закрыт.
«Расслабления»- при произнесении звуков тело максимально расслаблено. Аналогично, т. е. соответственно названиям, выполняются упражнения «напряжения», «удары в воздух рукой и ногой», «маятник вперед- назад, в стороны», «волчок» (вращение туловища в разные стороны, «качели» (приседания и подъем вместе со звуком, «мельница» (круговые движения разведенными в стороны руками).
5. Психо - дыхательные упражнения «Озвученные эмоции».
«Нежный звук», «Грубый звук», «Недовольство», «Страх», методика извлечения звука зависит от названия упражнения.
6. Регуляция дыхания во время речи.
Ноги активно напряжены, слегка расставлены, активен низ живота (одна рука на нем, контролирует надувание живота, нижние ребра в стороны (другая рука на ребрах, живот чуть подается вперед, производится артикуляция гласных, согласных.
Большой раздел программы «Здравствуй» называется «Целебные звуки». Цели раздела: научить детей использовать звуки для своего развития и улучшения здоровья, улучшить показатели внешнего дыхания. Используются вокально - речевые нагрузки: пение, чтение стихов, аутоника (прослушивание записи пения самого ребенка).
Разработана серия звуковых упражнений под музыку, каждому звуку соответствует игра и песенка (ноты и слова приведены в программе) Во время исполнения песни дети двигаются не под музыку, а движениями показывают, о чем поют: кинезиотоника. В программе приводится таблица звуков русского языка с соответствующими им образами, песнями и психофизиологическим воздействием на человека. Например: Ф, С, Х, Ц, Л, Щ- расслабляющий эффект, В, З, Ж – тканевая вибрация; П, Б, Д, Т- диафрагмальные толчки. Эти песенки с музыкальным сопровождением можно использовать на занятиях в качестве физкультминуток.
ЗВУКОВОЕ ДЫХАНИЕ.
Комплекс направлен на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации.
Тканевая вибрация.
Звук «В»- вибрация на уровне лица. Стимуляция микроциркуляции крови в области лица, гайморовых пазух. Эффект при ринитах, синуситах, гайморитах. И. П. - ноги на ширине плеч. Глаза закрыты. Губы мягко соприкасаются. После глубокого вдоха произносится звук «В», негромко, до полного выдоха, при этом добиваться ощущения вибрации во всем теле, преимущественно в области лица. Губы расслаблены до появления «щекотки».
Звук «З»- вибрация в области головы и шеи. Эффект при трахеитах.
И. П. стоя. Тело расслаблено. Глаза закрыты. Ладонь руки на шее спереди. Вдох, на выдохе произносить звук «З» предельно долго, негромко. Повторить 4 раза.
Звук «Ж» - вибрация в области грудной клетки. Выводит мокроту из бронхов и легких. И. П. –то же. Ладонь на грудь. На выдохе звук «Ж» долго, негромко, стараясь вызвать вибрацию в области груди.
Звук «М» - вибрация тканей в области грудной клетки и солнечного сплетения. Энергетическая подзарядка солнечного сплетения. Выполняется аналогично предыдущим упражнениям, руку держать на уровне солнечного сплетения.
Звуковые диафрагмальные толчки. Цель: стимуляция деятельности диафрагмы, улучшение дикции.
И. П. стоя. После каждого вдоха резкий упругий выдох с произнесением звука П (Б). Губы упругие, живот выпячивается вперед. Звук повторяется 32 раза.
И. П. стоя На выдохе кончиком языка ударять по передним зубам, произнося звук «Т» (Д) – 32 раза.
Для тренировки голосовых связок произносятся слоги «ХА» на предельно резком выдохе с выпячиванием живота.
Звуковая релаксация
Цель: расслабление дыхательных и других мышц.
И. П. лежа, глаза закрыты. Произносится тихий ровный звук, который тянется как можно дольше. Каждый звук- 2 раза. Звуки: Ф, С, Ц, Ч, Ш, Щ.
Лазарев предлагает интересные звуковые игры : «Тихий голос»,
«Рифмы», «Звучащее облако», «Трактор», «Самолеты» и другие.
«Звучащее облако». Дети закрывают глаза, произнося звуки, начинают двигаться по комнате, стараясь по звуку определить местонахождение окружающих и не задеть их. «Рифмы» : педагог называет слово и начинает считать до 10. Пока он считает, второй играющий должен придумать рифму к этому слову. Если он придумает, то сам называет новое слово и считает до 10.
Таким образом, применение педагогами вышеперечисленных игр в непосредственно- образовательной деятельности позволит сделать занятия более разнообразными и интересными, а использование их в досуговой деятельности и в режимные моменты поможет улучшить психоэмоциональное и физическое состояние детей.